Один матч стоимостью в $620 млн: сколько зарабатывает финал сезона американского футбола

Финальный матч сезона в американском футболе генерирует больше денег, чем некоторые Олимпийские игры

5 февраля в Хьюстоне (Техас) состоится чемпионский матч Национальной футбольной лиги (НФЛ) между командами «Нью-Ингленд Пэтриотс» и «Атланта Фэлконз». Речь идет об американском футболе – самом популярном виде спорта в США. Финальная игра сезона НФЛ имеет собственное название – Супербоул (Super Bowl). Причем каждый Супербоул по традиции получает порядковый номер, обозначаемый римскими цифрами. Нынешний Супербоул будет 51-м по счету, и в СМИ он  официально именуется Super Bowl LI.

 Hubs уже писал о заработках в американском футболе. Но Супербоул – это феномен, заслуживающий отдельного разговора. Прежде всего, потому, что этот матч аккумулирует огромные деньги, представляя собой главное спортивное и медийное  событие в США. В прошлом году Супербоул в целом сгенерировал $620 млн, что больше, чем доход Олимпийских игр (например, доход от зимней Олмпиады-1996 в Лиллехаммере составил $506 млн).

Полвека вокруг овального мяча

Так же, как в баскетбольной НБА или хоккейной НХЛ, Супербоул является соревнованием между победителями двух конференций НФЛ – АФК (Американская футбольная конференция) и НФК (Национальная футбольная конференция). Но если в других лигах речь идет о серии матчей, то Супербоул – это всего одна игра. И вот одна эта игра привлекает больше внимания и денег, чем целые серии и многодневные турниры вроде Олимпийских игр или чемпионатов мира.

В США Супербоул называют чемпионатом мира. По сути это правда, потому что больше нигде в мире американский футбол не культивируется на профессиональном уровне. Важность Супербоула базируется не только на популярности американского футбола в стране, но и сопутствующих матчу мероприятиях, главным из которых является концерт мировых эстрадных суперзвезд в перерыве между двумя половинами игры. На шоу Супербоула в разные годы выступали Пол Маккартни, Rolling Stones, Майкл Джексон, Мадонна, Брюс Спрингстин и другие легендарные артисты. Кроме того, перед началом каждого матча исполняется государственный гимн – тоже какой-либо знаменитостью. В прошлом году, например, это была Леди Гага. (См. таблицу «Статистика Супербоулов 2012-2016»)

superboul

День Супербоула (Super Bowl Sunday – матчи всегда проходят в первое воскресенье февраля) фактически является национальным праздником. Только в День Благодарения в США съедают больше пищи, чем в воскресенье Супербоула, когда почти вся страна садится у телевизора. Во время просмотра Супербоула американцы съедают примерно 1,25 млрд куриных крылышек и выпивают 325,5 млн галлонов пива. Многие из зрителей (порядка 1,5 млн) на следующий день после матча берут больничный и остаются дома.

За Супербоулом следит 72% американских семей. В 2011 году Супербоул стал самой популярной передачей в истории американского телевидения, побив рекорд последней серии популярного телесериала «МЭШ». Да и в целом в мире Супербоул, который смотрят, в основном, в США, является вторым по просмотрам спортивным событием года после финала Лиги чемпионов УЕФА.

Если на первом Супербоуле, который был сыгран в 1967 году, самый дорогой билет стоил $12, то в прошлом году этот показатель составил $17,8 тыс. 50 лет назад игроки команды-победителя «Грин-Бэй Пэкерс» получили по $15 тыс. призовых, а победители Супербоула-2016 из команды «Денвер Бронкос» получили по $97 тыс.

Год назад в Калифорнии

Юбилейный 50-й Супербоул, матч между командами «Денвер Бронкос» и «Каролина Пантерс», который прошел 7 февраля 2016 года в городе Санта-Клара (Калифорния), собрал на стадионе Levi’s Stadium 71 тыс. зрителей при средней стоимости билета $4840. Телевизионную трансляцию посмотрели 167 млн зрителей во всем мире (рекорд), из них – 112 млн в США. Главными звездами эстрадного шоу в перерыве между двумя половинами игры стали группа Coldplay и Бейонсе. Стоимость 30-секундного рекламного ролика во время матча составила $5,1 млн.

Superbowl-16

В целом Супербоул 2016 года обогатил НФЛ на $620 млн, из которых 375 млн пришлись на медиаправа, 145 – на лицензирование (реклама и продажа брендовых товаров), 88 – на выручку от продажи билетов и 12 – на доходы от шоу в перерыве. При этом расходы на организацию собственно матча составили $4 млн.

По данным Игорной ассоциации Америки (American Gaming Association), на исход Супербоула были сделаны ставки объемом $4,2 млрд, из них $4,1 млрд – нелегально.

Телевизионную трансляцию осуществляла компания CBS, на стадионе работали 70 ее камер. Примечательно, что трансляцию первого Супербоула вели одновременно две компании – CBS и NBC, и тогда на стадионе Los Angeles Memorial Coliseum в Лос-Анджелесе работали всего 11 камер. Транслировать Супербоул-2017 будет компания Fox, за право трансляции матчей НФЛ и Супербоула телекомпании платят лиге порядка $700 млн. Но эти вложения с лихвой отбиваются после Супербоула, где стоимость 30-секундного рекламного ролика достигла уже $5 млн.

Во время рекламных пауз в 2016 году зрители по традиции увидели трейлеры к самым ожидаемым фильмам сезона. В частности, был представлен новый ролик к ленте «Дэдпул» с Райаном Рейнольдсом в главной роли. Также была показана реклама картины «Первый мститель: Гражданская война», в которой появились Капитан Америка, Человек-муравей и другие герои вселенной Marvel. Кроме того, на Супербоуле презентовали трейлер к фильму «Люди Икс: Апокалипсис» о новых приключениях команды супермутантов.

Около 43,3 млн американцев по случаю Супербоула устроили у себя дома вечеринку, а 70 млн предпочли не утруждать себя лишними хлопотами и отправились в гости. Порядка 8 млн человек специально для игры обзавелись новым телевизором.

Остались довольными и многочисленные перекупщики. Цена билетов стоимостью $500-1000 перед игрой достигла $8000-10 000. В частности, VIP-билеты только на официальном сайте продавались по цене порядка $13 тыс., а у предприимчивых дельцов доходило до 3-4 номиналов.

В ближайшее воскресенье в Техасе

Как правило, проведение Супербоула доверяют мегаполисам с большими аренами и хорошей инфраструктурой. Хьюстон будет принимать главный матч сезона в третий раз, ранее здесь проходили Супербоулы в 1974 и 2004 годах.

superbowl-2015

Трофей Винса Ломбарди — приз за победу в Супербоуле

На поле стадиона NRG Stadium 5 февраля выйдут победитель чемпионата АФК «Нью-Ингленд Пэтриотс» (Бостон) и победитель чемпионата НФК «Атланта Фэлконз» (Атланта). Победители получат чемпионские перстни, переходящий Трофей Винса Ломбарди (в прошлом – великого тренера) и по $97 тыс. каждому из 53-х членов команды. Проигравшим достанутся по $47 тыс. на каждого. Впрочем, для игроков в Супербоуле денежный стимул не так важен – средняя зарплата в клубах НФЛ, самой богатой спортивной лиги мира, составляет $1,9 млн. На кону стоит, прежде всего, престиж. В отличие от «Патриотов», которые четырежды завоевывали Трофей Винса Ломбарди, «Соколы» из Атланты еще ни разу не выигрывали Супербоул.

Национальный гимн перед матчем споет популярный кантри-певец Люк Брайан, а главной звездой шоу середины игры станет Леди Гага, которую строго предупредили ничего не говорить о Трампе. Как уже отмечалось, в прошлом году Леди Гага исполняла гимн перед Супербоулом. Изначально на шоу в перерыве  Супербоула 2017 года, спонсором которого выступает бренд Pepsi Zero Sugar, планировали пригласить Адель. Однако британская певица отказалась выступать на спортивном событии, сказав, что предпочитает концерты.

Накануне матча в Интернете появился предположительный список новых роликов и тизеров, которые могут представить киностудии во время Супербоула. Disney Pictures представит рекламные ТВ-ролики фильмов «Стражи Галактики 2» и пятой части «Пираты Карибского моря: Мертвецы не рассказывают сказки». Universal Pictures привезет на чемпионат ТВ-ролик «Форсажа 8». Студия 20th Century Fox покажет ТВ-ролик фильма «Лекарство от здоровья». От Paramount Pictures ожидаются тизер-трейлеры фильмов «Спасатели Малибу» и «Трансформеры: Последний рыцарь».

Стоимость 30-секундного рекламного ролика составит рекордные $5,03 млн. Гостям Хьюстона будут помогать 10 тыс. волонтеров.

Организация одного из главных спортивных событий многомиллионной и многонациональной страны не ограничивается днем его проведения. Американцы любят делать яркие и продолжительные шоу, поэтому еще 27 января в хьюстонском парке Discovery Green начался фестиваль под названием Super Bowl LIVE. В рамках этого события любители спорта, а также обычные американцы развлекаются, общаются друг с другом, едят вкусную пищу и пьют напитки. Одним из самых интересных развлечений стало наблюдение за виртуальным видом на Марс с высоты 30-метрового птичьего полета. В последнюю неделю перед главным матчем сезона на Super Bowl LIVE встречаются те люди, которые любят американский футбол, но не смогли достать билеты на главный матч НФЛ.

*

Top