«Легалайз» азартных игр: общество и эксперты против

Но все указывает на победу лоббистов законопроекта

Попытки протянуть через парламент закон о легализации азартных игр, разработанный Кабмином, уже перешли в завершающую фазу. То, что законопроект был назван значительным количество экспертов сырым и попросту опасным для украинского общества, похоже, нисколько не смущает его авторов и выгодоприобретателей. Так же, как и не смутили выводы Главного научно-экспертного управления, которое потребовало отправить законопроект на доработку.

На сегодняшний день, помимо правительственного законопроекта о «легалайзе» азартных игр существует еще 7 альтернативных, причем все они поданы депутатами от «Слуги Народа». Почему возник такой разброс мнений в рядах одной политической силы – совершенно непонятно.

Основная претензия комментаторов правительственного законопроекта в том, что он устанавливает монополию украинских и российских букмекерских контор. В частности, об этом в СМИ заявлял эксперт Украинского аналитического центра Борис Кушнирук.

По его словам, из текста проекта закона можно сделать вывод, что он создает приоритетные права местным и русским брендам (прежде всего «Пари-Матч» и «Фаворит», а также Марафонбет, 1xbet, «Лига Ставок») для легализации своей деятельности. И одновременно предусматривает целый ряд юридических и экономических препятствий для выхода европейских и мировых лидирующих компаний на букмекерский рынок.

В законопроекте Кабмина предусматривается открытие 800 букмекерских пунктов. В то же время, на сегодняшний день «Фаворит» имеет около 1000 пунктов, «Пари-матч» — около 500, незаконные букмекеры — еще столько же. Таким образом, как утверждает Кушнирук, с помощью указанного лимита будут просто легализированы уже действующие букмекерские пункты. Только в одном лишь Киеве букмекерам официально разрешено создать 320 пунктов со ставкоматами. При том, что принципиальной разницы между лотерейным автоматом, игровым автоматом или ставкоматом букмекерской компании не существует. И игровые автоматы могут «мимикрировать» под букмекерскую деятельность.

Одной из главных проблем законопроекта о легализации эксперты также называют то, что лотереи включены в перечень азартных игр наравне с казино, букмекерской деятельностью и покером. «Принятие такого законопроекта приведет не к развитию лотерейного бизнеса, а наоборот – к прекращению выпуска действующих классических числовых лотерей и бесконтрольному распространению игорных заведений по всей стране», – комментировал журналистам эксперт по лотерейной отрасли Игорь Галицкий.

Список претензий к законопроекту о регулировании рынка азартных игор действительно впечатляет. Судя по результатам круглого стола, проведенного в ноябре Украинским институтом будущего, эксперты нашли в нем такое количество очевидных недочетов, что косметическими правками и изменениями не обойтись. Законопроект нужно готовить концептуально по-новому. И, желательно, не в турборежиме.

Так, по мнению эксперта «Украинского института будущего» Александра Чебаненко, правительственный законопроект не соответствует ни заявленным в нем принципам, ни международным стандартам.

«В законопроекте заложена возможность работать букмекерам, которые связаны со страной-агрессором Россией, а также с оффшорными зонами. Это может вызвать ряд вопросов. В документе, как это ни прискорбно, отслеживаются и определенные коррупционные риски. Прежде всего по формированию регулятора игорного рынка – создание Комиссии по развитию и регулированию азартных игр при наличии Минфина и предоставление ей фактически силовых полномочий», – заявил ранее Чебаненко.

Кроме того, по мнению Чебаненко, на уровне закона фактически поддерживаются виды игры с высоким риском зависимости. В результате это приведет к массовому распространению игромании в обществе и повторению сценария Грузии, где лудоманами считаются более 400 тыс. человек.

«В законопроекте отсутствуют предохранители для передачи несовершеннолетним игрокам маркетинговой и рекламной информации. Это является фактическим стимулированием внедрения видов игры с высоким риском лудомании (казино, букмекерство, игровые автоматы)»,убежден эксперт.

Против законопроекта в нынешнем виде выступили и представители Антимонопольного комитета. На том же круглом столе, организованном Украинским Институтом Будущего, представительница АМКУ Галина Верцимаха раскритиковала правительственные инициативы и подчеркнула, что следствием принятия проекта в нынешнем виде станет не легализация, а развитие теневого рынка азартных игр.

«Если не акцентировать внимание на технических вопросах, требующих уточнения, то основной момент – этот законопроект не решит те глобальные проблемы, которые есть на сегодня относительно разграничения лотерей и других азартных игр, маскирующихся под видом лотерейной деятельности»,заявила представительница Антимонопольного комитета.

Играет Украина – выигрывает ДНР

В СМИ неоднократно указывали на то, что законопроект о регулировании рынка азартных игр лоббируют букмекерские компании, которые проводят свою деятельность в России, а также на оккупированных территориях в так называемых «лнр» и «днр». В частности, речь о собственнике букмекерской конторы «Пари Матч» Эдуарде Швиндлермане, который начал свой игровой бизнес в Киеве в середине 1990 гг.

Как исследовали журналисты, в 2015 году «Пари матч» стала фигурантом уголовного расследования. По данным ГПУ, группа злоумышленников организовала схему вывода средств, проходящих через букмекерскую контору, в Россию. Для отмывания использовались счета в «Альфа-банке». Ежесуточный поток следователи оценивали в сумму около 20 млн гривен. По их подсчетам, общий объем отмытых средств – 350 млн долларов в год.

В то же время, «Пари Матч» владеет лицензиями на букмекерскую деятельность в Беларуси (ООО «Статус-кво») и России (ООО «Бетринг»).

В списке лоббистов законопроекта упоминается и владелец бренда «Фаворит» Андрей Матюха, который оперирует под российской, белорусской лицензией, а также владеет лицензией офшора Кюрасао на прием ставок в режиме онлайн.

Также как сообщалось в расследовании, у «Фаворита» – своя история отношений с законом. В частности, в 2016 году СБУ накрыла сеть нелегального игорного бизнеса, и, судя по опубликованным фото, речь могла идти как раз о компании Матюхи…

Отмечалось, что организованная преступная группа длительное время действовала на территории всей Украины, включая временно оккупированные территории. Обвинения были выдвинуты серьезные: поскольку деятельность запрещенного игорного бизнеса обеспечивала финансирование террористической деятельности на востоке Украины, была применена статья 258-5 Уголовного кодекса Украины – финансирование терроризма.

Лицензии и онлайн-казино

Вышеперечисленные претензии к правительственному законопроекту – капля в море. Детальный разбор и анализ документа позволяет определить множество «багов» и сомнительных положений, очевидно, намеренных.

Взять к примеру, проблему функционирования онлайн-казино. Проектом правительственного закона предусматривается, что для оперирования сайтом необходимо иметь доменное имя второго уровня доменной зоны UA. И уже на этапе подачи заявления на выдачу лицензии необходимо подать документы на соответствующее доменное имя. Но для получения доменного имени второго уровня доменной зоны UA необходимо зарегистрировать в Украине торговую марку, что даже по ускоренной процедуре занимает не меньше года. Таким образом, существующие украинские и российские бренды – parimatch.ua, favorit.ua, marathonbet.ua, 1xbet.ua, «Лига Ставок» и другие, которые уже имеют зарегистрированные торговые марки первыми получат лицензии. В то время как иностранные бренды не будут иметь возможности получить лицензию.

Отдельный вопрос – лицензионные платежи, за счет которых правительство и планирует пополнить бюджет. Стартовая цена за общую лицензию – 26 млн грн. в год, а «старт» за букмекерский пункт – 788 тыс. грн. в год. Плата за лицензию на ставкомат или беттинг машину – 31 тыс. грн. в год, банковская гарантия – 30 млн грн. Таким образом, только стартовые прямые расходы (лицензия, персонал, аренда помещения, ставкоматы) нового оператора за первый год работы для букмекерского сайта и 10-ти букмекерских пунктов должны составить не менее 105 млн грн. Это не учитывает ремонт помещений, оборудование помещений, операционные расходы, маркетинг, который может составлять половину операционных затрат. Такие расходы не смогут окупиться даже в течение нескольких лет. При этом действующие операторы в Украине не будут нести таких расходов.

Убийство классической лотереи

Но главная жертва правительственного проекта закона – классические числовые лотереи. При условии принятия такого проекта, проведение традиционных числовых лотерей становится невозможным. Числовую лотерею предлагается урегулировать всего несколькими нормами по принципу азартных игр. Хотя во всем мире классическая числовая лотерея не вызывает зависимость, не является азартной и не подлежит специальному регулированию.

Для начала – правительственным законопроектом не разрешается проведение числовой лотереи в интернете. При том, что все остальные азартные игры разрешено. Если эта норма будет введена в действие, лотерейный рынок безнадежно отстанет.

Также в проекте закона лотерейный терминал приравнивается к игральному оборудованию. К терминалу числовых лотерей проект закона выставляет такие же требования, как и к игральному автомату или ставкомату. Но лотерейный терминал работает по принципу кассового аппарата — проводит только регистрацию чисел и распечатку билета, а также проверку билета и регистрацию выплаты. Игра на нем не происходит, победитель выявляется во время проведения розыгрыша оператором.

В общем и целом, эксперты отрасли единодушны – с принятием проекта закона в нынешнем виде действующие операторы одновременно перестанут работать.

Народ против

Согласно опросам социологической группы «Рейтинг», 58% украинцев не поддерживают легализацию игорного бизнеса ни при каких условиях. И только 11% опрошенных считают, что игорный бизнес нужно легализовать без всяких ограничений.

 

По данным соцопроса, почти половина опрошенных считают, что в Украине должны быть разрешены лотереи, четверть – ставки в букмекерских конторах и казино (причем отношение к легализации казино улучшилось). Хуже всего относятся к легализации интернет-казино (12%), игровых автоматов (12%), игры в карты на деньги (11%).

Нынешняя власть неоднократно показывала, насколько чутко чувствует колебания настроений в обществе, и всегда публично декларирует свое умение слышать глас народа. Похоже, сейчас не тот случай. Напрашивается вывод: на мнение общественности, мягко говоря, забили, и лоббизм победил. Равно как и на позицию экспертов, причем не только отраслевых, но и тех, кто в составе Главного научно-экспертного управления Верховной Рады проверяет законопроекты на жизнеспособность. Очевидно, цена личной заинтересованности для тех, кто активно продвигает легализацию, оказалась выше, чем последствия для всего общества.

Евгений Лысенко.

*

Top