дерево

Иначе развитие украинской деревообработки так и не начнется

Украинская деревообработка попала в клещи между отстаиванием собственных интересов и евроинтеграцией Украины. Речь идет о попытке отменить десятилетний мораторий на экспорт необработанной древесины с 2017 года. Для этого 22 марта правительство подало в парламент законопроект №4286.

Как указывают в Кабмине, введение такого запрета противоречит правилам ВТО и договору о свободной экономической зоне между Украиной и ЕС, которые не разрешают устанавливать какие-либо количественные ограничения при экспорте, кроме пошлин и других фискальных мер. А также такая мера противоречит условиям, на которых Запад предоставляет Украине свою макрофинансовую помощь.

Однако украинские деревообработчики заинтересованы в получении украинского же дешевого сырья, которое сейчас для них обходится очень дорого, поскольку массово вывозится из страны.

История вопроса

Hubs уже писал, что в конце минувшего года Верховная Рада провалила голосование по двум законопроектам о снятии НДС и ввозных пошлин для деревообрабатывающего оборудования. Теперь же деревообработчики окончательно теряют надежду на удешевление сырья. Это при том, что, в некоторых регионах Украины уже начали строить новые пилорамы, в расчете именно на дешевые сырье и оборудование.

Поэтому совершенно не удивительно, что украинские деревообработчики негодуют: украинское правительство, пытаясь угодить ЕС, от которого сейчас зависит финансовое благополучие страны, хочет отменить мораторий, подстегнувший их инвестировать в деревопереработку. «Для ЕС выгоднее иметь сырьевой придаток, чем конкурента», — сказал Hubs один из предпринимателей, занятых в деревообрабатывающем бизнесе.

Однако, несмотря на эмоции, бизнес считает, что для того, чтобы уладить отношения с ЕС, есть компромиссный вариант: значительно сократить сроки моратория, но не отменять его.

ЕС — за «своих»

Действительно, ряд экспертов считает, что мораторий на десятилетний запрет экспорта украинской древесины — основное экономическое препятствие, мешающее отношениям Украины с ЕС. Поэтому в законопроекте №4286 «Об особенностях государственного регулирования деятельности субъектов предпринимательской деятельности, связанной с реализацией и экспортом лесоматериалов» вместо моратория правительство предлагает ввести аукционы по продаже необработанного дерева.

Между тем, народные депутаты, в свое время инициировавшие мораторий, считают, что Украина уже получает экономический эффект от его введения. Поэтому отменять временный запрет нецелесообразно.

«Мораторий уже работает. Уже со следующего года я ожидаю, что 4 млн куб м лесосырья, которое раньше шло на экспорт, будет переработано в Украине за счет дополнительных инвестиций в деревопереработку», — уверяет Остап Еднак, народный депутат, принимавший участие в создании Закона № 1362 «О внесении изменений в Закон Украины «Об особенностях государственного регулирования деятельности субъектов предпринимательской деятельности, связанной с реализацией и экспортом лесоматериалов», которым введен мораторий.

По словам участников рынка, в ЕС есть компании, которые регулярно жалуются в Еврокомиссию относительно моратория в Украине, поскольку «серьезно зависят от украинского сырья». «Самая крупная компания — австрийская Holzindustrie Schweighofer. Они покупали ель и сосну для крупного завода в Румынии. Сейчас возят только сосну, которая до конца этого года еще может вывозиться. Причем скупают древесину во многих областях. Думаю, они на 60% зависят от украинского сырья», — сказал оператор, пожелавший остаться неназванным.

К слову, Holzindustrie Schweighofer еще в 2010 г. подписала договор с Ивано-Франковской облгосадминистрацией об инвестициях в строительство деревоперерабатывающего завода в г.Коломыя. Проектная мощность предприятия составляла 500 тыс. куб м  древесины, планируемые инвестиции 100 млн евро. В Ивано-Франковской облгосадминистрации Hubs сообщили: «Купили землю под завод. Сделали «подушку», то есть подготовили строительную площадку, минимально благоустроили. Но уже 3 года ничего не делают. Вероятно, из-за причин макроэкономического характера – мировая экономика сокращается».

При этом, как говорят деревообработчики, представители австрийской компании регулярно покупают лесоматериалы в Ивано-Франсковской, Житомирской, Черниговской и других областях. В то же время на вопросы Hubs относительно планов на строительство завода и жалоб в Еврокомиссию на мораторий представитель Holzindustrie Schweighofer в Украине Иван Лучак сообщил: «Строительство завода продолжается. Была зима, поэтому стройку заморозили. Holzindustrie Schweighofer не зависит на 60% от украинского лесосырья. Думаю, если мораторий не отменят, то компания найдет альтернативу. Например, будет возить древесину из России».

Украинские деревообработчики считают, что возить древесину из России в Европу экономически нецелесообразно. «В России большая пошлина на экспорт древесины и транспортный тариф. Например, пиловочник хвойный — от 13% таможенной стоимости в пределах квоты и при наличии лицензии на экспорт. Без лицензии по некоторым товарным позициям пошлина превышает 50% таможенной стоимости.  Поэтому европейские компании не будут покупать древесину в России. А если и будут, то не долго. Это аварийное решение, не выгодное, убыточное, когда ничего другого не остается», — говорит Борис Солодкий, директор предприятия «Куб дров».

По словам украинских предпринимателей, европейцы не хотят строить деревообрабатывающее предприятия в Украине из-за высоких политических и экономических рисков. «Но, уверен, имея здесь площадку под завод и готовый проект завода, они быстро его реализуют — уже в этом или следующем году. Если, конечно, мораторий не отменят», — считает Михаил Красный, директор деревообрабатывающего предприятия «МиКо».

При этом местные деревообработчики большие надежды возлагают на мораторий. «Введение моратория — это гарантия для местных деревообработчиков, что они получат сырье, что древесина не уйдет на экспорт. В таких условиях можно инвестировать и развивать предприятия. Отмена моратория — шаг назад в развитии отрасли», — заявил Валерий Подкорытов, директор деревообрабатывающей компании «Ванесса».

Как писал Hubs, в надежде на введение моратория на вывоз необработанной древесины в Костополе и Сарнах Ровенской области начали строить две крупные пилорамы с объемом производства 300-500 тыс. единиц готовой продукции в год. По оценкам экспертов, инвестиции в подобное производство могут составлять около EUR20 млн. Поэтому, не удивительно, что инвесторы, которые воплощают подобные проекты, надеются на появление благоприятных условия для начала большого бизнеса. «Мы надеемся, что депутаты поддержат национальные интересы и законопроект об отмене моратория не наберет достаточно голосов», — сказал Андрей Ващенко, юридический советник предприятия «Украинские лесопильни», которое является инвестором одного из упомянутых строящихся лесоперерабатывающих предприятий..

Официальная позиция Министерства АПК и Государственного агентства лесных ресурсов относительно отмены моратория и законопроекта №4286 пака не известна. Hubs отправил официальный запрос, пока ответ не получили.

Законопроект и альтернатива

По мнению экспертов, участвующих в разработке законопроекта, он имеет свои плюсы и минусы. «Плюсы — отсутствие претензий со стороны Евросоюза и доступ к дополнительной финансовой помощи. Также законопроект устраняет коллизию, которая есть в действующем законодательстве о выдаче сертификатов происхождения древесины и легализует электронный учет древесины. Из минусов — непоследовательность действий парламента, потому что правила игры меняются в течение 1-2 лет, а это вредит инвестклимату», — считает Остап Еднак.

Хотя у народного депутата нет уверенности, что мораторий действительно отменят. «Мои сомнения заключаются в том, что у депутатов отсутствует доверие к лесоводам, что они будут соблюдать законодательство и не продлят бесконтрольный экспорт и интенсивные рубки. Также депутаты понимают важность моратория для деревообрабатывающей отрасли», — поделился Еднак.

Деревообработчики также не доверяют работникам Гослесагентства. «Желания у лесхозов такие: всю древесину нужно выставлять на аукционы, а то, что не продалось на аукционах, можно продавать экспортерам, но тоже через аукционы. То есть все покупатели должны участвовать в аукционах, а не как сейчас, когда экспортеры покупают древесину по прямым договорам. Но велика вероятность, что лоты, которые лесхозы не хотят продавать, они будут придерживать, не выставлять на общих аукционах. А когда дойдет очередь до торгов для экспортеров, то эти лоты всплывут. Все помнят, как работали лесхозы до введения моратория, когда львиная часть круглого леса экспортировалась», — говорит деревообработчик, пожелавший остаться неназванным.

Бизнес предлагает альтернативу, которая устроит и ЕС, и деревообработчиков. По мнению предпринимателей, можно пойти на уступки ЕС и уменьшить срок моратория. «Даже если действие моратория уменьшить до 3-5 лет, то он все равно даст результат. За это время инвестор придет и построит переработку, а после отмены моратория производства уже никуда не денутся. Поэтому очень важно сейчас отстоять запрет на экспорт необработанной древесины», — подчеркнул Борис Солодкий.

*

Top