Константин Жеваго
Константин Жеваго

Сможет ли Константин Жеваго спасти банк «Финансы и кредит»

Акционеры банка «Финансы и кредит» решили увеличить уставный капитал на 2,5 млрд гривен. Достаточно ли этого для его спасения?

Сегодня акционеры банка на внеочередном собрании решили увеличить его уставный капитал на 46,4% — с 5,4 млрд гривен до 7,9 млрд. Подписка на акции дополнительной эмиссии пройдет в течение календарного года.

«Данное решение сделает банк гораздо устойчивее в условиях значительной волатильности на внутренних и внешних рынках и параллельно улучшит нормативы адекватности капитала и ликвидности в соответствии с требованиями регулятора» — приводятся в релизе слова и.о. предправления Виктора Голуба.

Решит ли увеличение капитала все проблемы банка? Вопрос.

«Финики» — давние претенденты на ликвидацию. Глава НБУ Валерия Гонтарева уже давала понять, что надеется избежать такого сценария. «У акционера этого банка есть публичный большой бизнес – компания Ferrexpo. Если бы мы не понимали, что финансовое состояние акционера позволяет ему на промежутке времени сделать рекапитализацию, поверьте мне, так долго с этим банком мы бы не работали», – сказала Гонтарева в июле.

По ее словам, Жеваго обязался конвертировать в капитал 1,5 млрд грн депозитов крупных юридических и физических лиц, а также погасить 4 млрд грн кредитов, выданных инсайдерам.

Это уже третья допэмиссия за год. В марте банк увеличил УФ на 612 млн, в июне – на 1,97 млрд, сейчас – еще на 2,5 млрд гривен. Сколько зашло «живых денег», — в банке не говорят. Известно лишь, что часть капитала – это конвертация депозитов и субординированного долга на $70 млн.

«Если банк выполнит свое обещание по возврату кредитов на 4 млрд грн, выданных связанным лицам, то на текущий год вопрос с капиталом плюс-минус закрыт», – считает старший аналитик Dragon Capital Анастасия Туюкова.

Дело в том, что сейчас действуют более мягкие требования НБУ. Норматив адекватности капитала должен вернуться к минимальному уровню в 10% только к концу 2018 г, ориентир к февралю 2016 г – 5%, — объясняет аналитик.

«Однако в перспективе двух лет банку нужно будет  опять увеличивать капитал – уровень проблемных кредитов, скорее всего, будет расти еще ближайший год, отражая текущие экономические трудности», — отмечает Туюкова.

Что в запасе у акционера? Константин Жеваго – один из богатейших украинцев. «Финансы и кредит» – классическая ФПГ. Ее основу составляют одноименный банк, Полтавский горно-обогатительный комбинат, фармацевтическая корпорация «Артериум», АвтоКрАЗ, шинный завод «Росава», Белоцерковская ТЭЦ и десяток компаний поменьше.

Ключевой и самый доходный актив предпринимателя – 51% акций компании Ferrexpo, которая контролирует Полтавский ГОК – крупнейшего в Украине производителя железорудных окатышей. Вся продукция ПГОКа идет на экспорт, ее стоимость четко привязана к мировым котировкам.

Еще несколько лет назад Полтавский ГОК приносил очень неплохую прибыль. В ходе IPO в 2007 году компанию оценили в $1,6 млрд. Своего пика – $4,4 млрд – ее капитализация достигла в 2011-м. Высокой оценке и интересу инвесторов способствовали заоблачные цены на продукцию ПГОКа – железную руду.

На волне роста Жеваго планировал развивать смежные проекты в металлургии и расширять добычные мощности в Украине. В 2013 году Ferrexpo запустила Еристовский ГОК, еще несколько новых проектов находятся на начальной стадии. Кроме того, компания купила 15% акций в бразильской компании Ferrous за $80 млн (эта инвестиция стала убыточной).

Для развития были нужны инвестиции, в апреле 2011 года Ferrexpo разместила пятилетние евробонды на $500 млн.

Украинский кризис совпал с проблемами на внешних рынках. В 2014 году руда подешевела со $136 до $70 за тонну. Сейчас и того ниже – около $55. Рухнула и капитализация Ferrexpo, сейчас компания стоит $590 млн.

Чтобы сохранить доходность, Ferrexpo приходится добывать больше руды. Помогает лишь отчасти. Выручка компании в 2014 году сократилась на 12,2% – до $1,38 млрд, EBITDA – на 2%, до $496 млн. Чистая прибыль упала на 30,3% – до $183,84 млн. Первое полугодие не принесло позитива. Выручка снизилась еще на треть — до $512 млн, EBITDA упала на 42% — до $171 млн.

Из-за спада компании пришлось договариваться о реструктуризации бондов. Новый срок выплат – 2018-2019 годы. За сговорчивость инвесторы получили $154 млн и повышенную ставку купона – 10,4% годовых вместо 7,9%.

Хватит ли доходов Ferrexpo на поддержку банка? Лишь отчасти. Легальный способ выведения денег из компании – через дивиденды.

По данным самой Ferrexpo, за 2012-2014 годы она выплатила акционерам $194 млн — $39 млн, $77,9 млн и $76,9 млн. Но самому Жеваго досталась лишь половина этой суммы. С 2007-го, когда Ferrexpo вышла на IPO, его доля в компании снизилась до 50,3%.

Выходит, доля основного владельца – около $97 млн. Это — чуть меньше сегодняшнего увеличения капитала.

*

Top