Д.Липпа, «Метинвест-СМЦ»: В 2017 году ожидаем рыночный прирост 7-8%

На рынке металлопродукции наметилась позитивная динамика

Впервые за несколько лет на рынке металлопродукции наметилась позитивная динамика и, по ожиданиям крупнейших игроков, она сохранится в следующем году. При этом маржа металлотрейдеров остается достаточно низкой, что не позволяет им открывать новые складские площадки. Тем не менее, как рассказал Hubs Дмитрий Липпа, генеральный директор «Метинвест-СМЦ», компания продолжает расширяться путем создания дистрибуторской сети.

О рынке

– Дмитрий, по вашим предположениям, какие темпы роста внутреннего рынка металлопродукции ожидаются в 2016 году?

– За девять месяцев текущего года емкость внутреннего рынка выросла на 29% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. По итогам же всего года ожидаем прирост на уровне 24-26%. Существенный прирост внутреннего рынка в этом году обусловлен также низкой сравнительной базой 2015 года.

– В следующем году темпы прироста будут такими же?

– На 2017 год в бизнес-план закладываем положительную динамику рынка. Более того, тенденции на мировом и внутреннем рынках позволили нам при планировании отказаться от пессимистического сценария и в качестве базового заложить оптимистический прогноз. В 2017-м ожидаем рыночный прирост на уровне 7-8%.

– Какие отрасли были наиболее активными и продемонстрировали наибольший прирост потребления стали в 2016 году, судя по продажам компании?

– Наибольший прирост произошел в строительстве и производстве железобетонных конструкций, профилировании и металлообработке. В строительстве можно выделить три наиболее динамично развивающихся региона – это Киев, Одесса и новый крупный регион потребления арматуры Львов. Другие города (без учета Восточной Украины) заметно отстают по потреблению от лидеров, но при этом также имеют ряд проектов, обеспечивающих положительные изменения в закупках арматуры. Особенно в секторе жилого строительства. Вероятно, данная тенденция будет сохраняться и в перспективе следующего года.

Что же касается промышленности, то там также произошло некоторое оживление активности. В частности, в сегменте машиностроения и вагоностроения наши партнеры получили ряд экспортных заказов, и мы надеемся, что 2017 год будет для них еще более успешным. В целом потребление металлопроката в промышленном секторе сейчас выглядит более оптимистично, чем в прошлом году.

– Учитывая оживление на рынке, объемы импортной продукции выросли?

– Да, общая активизация рынка способствовала увеличению объемов ввозимого из-за рубежа металлопроката. За девять месяцев этого года импорт металлопродукции в Украину составил 680 тыс. т, что на 45% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Это привело к тому, что доля импорта в общей структуре внутреннего видимого потребления увеличилась примерно на 1,4 п.п. и на сегодня составляет 15%. Наибольшую долю в структуре импорта занимает плоский прокат с покрытием.

– Сегодня наблюдается уход небольших металлотрейдерских компаний с рынка? Каких изменений на нем можно ожидать в ближайшие годы?

– Сегодня можно говорить о продолжении консолидации – это постоянный и естественный процесс. Более мелкие и менее устойчивые операторы уходят в другие сегменты рынка или прекращают свою деятельность. Но что касается основных игроков, думаю, существенных изменений в следующем году не произойдет.

lippa_4

Дмитрий Липпа говорит, что сегодня компания выбрала для себя путь развития сети дистрибуторов и дилеров

О компании

– Расскажите, насколько выросли объемы продаж компании «Метинвест-СМЦ»?

– Фактические результаты девяти месяцев этого года превзошли наши ожидания по отношению к плану. Наиболее динамично прирос в продажах коммерческий сортамент, который реализуется на вторичном рынке. Менее активный рост наблюдался в сегменте проката промышленного назначения, и связан он с оптимизационными программами крупных промышленных предприятий, в частности, горно-металлургического комплекса.

– Что предпринимает компания для наращивания продаж? Какие услуги, дополнительные сервисы начали предоставлять в 2016 году?

– Основной блок мероприятий касается повышения уровня клиентского сервиса. Мы стремимся сделать больший акцент на процессах обслуживания клиента: заявка – заказ – обработка – ответ – послепродажное обслуживание. Сегодня наша основная задача – улучшить то, что имеем, в том числе за счет вовлечения в этот процесс всех сотрудников компании.

Если говорить о продуктах, то здесь нужно отметить, что предприятия «Метинвеста» регулярно осваивают новые виды и сортамент металлопродукции, которые представлены и на складах компании. Также мы продолжаем расширять перечень продукции с двойной сертификацией (EN/ГОСТ), что позволяет использовать одну и ту же сталь под экспортные и внутренние заказы.

– В 2016 году компания открывала новые склады и площадки или, наоборот, закрывала их?

– За последние несколько лет потребление металла в стране существенно упало, а восстановление рынка происходит медленно. При этом сохраняется высокий уровень конкуренции между производителями металла (на первичном рынке) и между металлотрейдерами (на вторичном). А существующая сегодня наценка не позволяет активно развивать сбытовую сеть. К тому же экономика открытия новой складской площадки не всегда дает позитивный результат. Можно даже сказать, что сегодня строить новые площадки в большинстве случаев нецелесообразно.

Поэтому компания выбрала для себя путь развития сети дистрибуторов и дилеров. Данный проект стартовал в начале этого года, и уже сейчас подобные партнерские союзы дают положительный эффект.

О прокате с покрытием

– Год назад холдинг «Метинвест» и компания «Модуль-Украина» начали кооперацию в сегменте проката с покрытием. Скажите, ощущается ли рост внутреннего спроса на прокат с покрытием в 2016 году и с чем он связан?

– Да, ощущается. В первую очередь это связано со снижением боевой активности на Востоке Украины, так как появилась положительная динамика в строительном секторе и металлопрофилировании. Это способствовало активизации спроса в сортаменте проката с покрытием. По итогам 2016 года мы ожидаем 25%-го прироста объемов потребления проката с покрытием. При этом основной прирост произойдет в сортаменте проката с полимерным покрытием, на уровне более 40%.

– Удастся ли сохранить эти темпы прироста в 2017 году?

– Делать прогнозы сегодня сложно. Мы надеемся на улучшение инвестиционного климата в стране и закладываем рост потребления оцинковки и проката с полимерным покрытием в бизнес-план 2017 года.

– Какова сегодня структура потребления проката с покрытием?

–  Основными потребителями проката с полимерным покрытием остаются производители металлочерепицы и профнастила. Если говорить об оцинкованном прокате – это профилирование и металлообработка. Предпосылок к существенным структурным сдвигам в потреблении в ближайшем будущем мы не видим.

– А какая структура производства проката с полимерным покрытием (по видам покрытия и толщинам)?

– Тенденции нынешнего года свидетельствуют о том, что в структуре продаж проката с полимерным покрытием глянец занимает 58%, остальные 42% – полимер с матовым покрытием. Это обусловлено более широкой целевой группой потребителей проката с глянцевым покрытием. Объемообразующим, около 72-75%, диапазоном толщин в производственной программе по-прежнему остается металл 0,43-0,45 мм; 10-13% потребления приходится на диапазон от 0,39-0,4 мм; еще 10-15% – на толщину от 0,5 мм.

С июля 2016 года мы сделали складской позицией базовые цвета полимера толщиной 0,68-0,7 мм, что позволяет нам оперативно закрывать потребность сегмента промышленного строительства, а также дает конкурентное преимущество перед другими игроками рынка.

lippa_3 (2)

Дмитрий Липпа заявляет, что для компании 2017 год пройдет под лозунгом «украинский продукт по европейским стандартам и доступным ценам»

Планируется ли расширение сортамента проката с полимерным покрытием?

– Сегодня мы не видим системных запросов от рынка. Кроме того, мы ограничены производственной мощностью завода «Модуль-Украина». Наша основная задача – это повышение качественных характеристик проката и сокращение сроков выполнения заказов.

– Как удается конкурировать с высококачественным европейским прокатом и низкокачественным китайским?

– К сожалению, из-за нехватки оборотных средств потребители делают ставку на краткосрочную выгоду. В Украину продолжает поступать значительный объем импортного проката с покрытием низкого качества, с содержанием цинка не более 60 г/м2 и полимерным покрытием менее 10 микрон. Основной объем низкокачественной продукции импортирует Китай. Географическая структура потребления сегодня выглядит так: западный и частично центральный регионы страны настроены на покупку более дорогого и качественного проката из Польши и Словакии. Влияние на потребительские настроения этих регионов оказывает непосредственная близость Европы и более развитое частное строительство. Восточный и южный регионы по-прежнему больше ориентированы на более дешевый, преимущественно китайский прокат. Не последнюю роль в этом выборе сыграла близость к зоне боевых действий и высокие риски при инвестировании в строительство.

Сегодня наша продукция занимает среднюю ценовую нишу, что позволяет нам конкурировать с европейским и китайским прокатом. Наша цель в долгосрочной перспективе – повышение качества как оцинкованного проката, так и проката с полимерным покрытием, для чего уже сейчас разработан комплекс мероприятий.

– Как развиваете культуру потребления качественного проката с покрытием в Украине?

– Над развитием культуры потребления проката высокого качества должны комплексно и системно работать и государство, и производители проката, и основные игроки рынка готовой продукции – заводы, выпускающие профнастил и металлочерепицу. Именно занимаясь «образованием» конечного потребителя, путем  информирования его о рисках использования более дешевого продукта (а это – короткий срок службы, ограниченные функции), удастся повысить спрос на продукцию с более высокими характеристиками и свойствами. От этого в долгосрочной перспективе получат выгоду все игроки рынка. Фундаментальную позицию в данном вопросе должно занять правительство – через нормативно-техническое регулирование требований к качеству.

– На чем будете акцентировать внимание в 2017 году, чтобы увеличить продажи проката с покрытием?

– На качестве. В 2017 году мы будем фокусироваться на сегменте проката с покрытием с содержанием цинка Z275 и более, а также на развитие высокопрочных марок стали S280-320GD. Этот сортамент был апробирован в нынешнем году, поэтому в следующем он заложен в полноценную работу. Можно сказать, что для нас следующий год пройдет под лозунгом «украинский продукт по европейским стандартам и доступным ценам».

Татьяна Иванова

Один комментарий;

  1. Свидетель Иеговы said:

    Каждая копейка, которую заработают наши металлурги — это плюс в бюджет за счёт налогов. ПО этому тут и государство заинтересовано в предоставлении любой помощи данной отрасли и сами предприятия так-же должны постоянно развиваться и наращивать производство,чтобы выводить Украину на международный рынок.

*

Top