Виталий Кличко, глава Киевсовета
Виталий Кличко, глава Киевсовета

Как выглядел бы Киевский совет, если бы выборы проходили по новому закону

Чуть больше, чем через месяц, состоятся местные выборы. Пройдут они по новому закону.

Насколько  существенно новые правила изменят политические расклады в местных радах наглядно демонстрирует исследование «Украинского центра общественных данных». Организация смоделировала, каким был бы состав Киевского совета, если бы выборы проходили по закону в новой редакции.

Для модели использованы результаты выборов в Киевсовет, прошедшие 25 мая прошлого года.  Для удобства подсчета количество депутатов, избирающихся в столичный совет, сократили со 120 до 60 человек — по количеству округов в Киеве.

Вот что в итоге получилось.

Партий стало бы в два раза меньше

Сегодня в Киевсовете есть представители от 10 политических сил. По новому закону половина из них депутатские мандаты бы не получила. Причина такой строгой селекции проста – законодатели подняли проходной барьер с 3% до 5%.

На майских выборах прошлого года его бы преодолели только пять партий – «Удар», «Свобода», Радикальная партия Ляшко, «Батькивщина» и «Самопомич».

Какие партии попали бы в Киевсовет*

*отмечены желтым

Данные Украинского центра общественных данных

Данные Украинского центра общественных данных

Без самовыдвиженцев

Теперь самовыдвиженцы — вне закона. Любого кандидата в депутаты должны выдвигать либо политическая партия, либо политический блок.

Сегодня в Киевсовете сидят 10 депутатов-самовыдвиженцев. Это 8% от общего количества избранников. На выборах же по новому закону им пришлось бы примкнуть к какой-либо политической силе, либо отказаться от депутатского кресла.

Как изменился бы состав Киевсовета

Данные Украинского центра общественных данных

Данные Украинского центра общественных данных

Свободные места

Система распределения мандатов в партии выглядит так. Один мандат гарантированно получает глава партии. Правда, он может от него отказаться, если, например, стал мэром, как Виталий Кличко, или не хочет отказываться от места в Верховной Раде, как Олег Ляшко.

Все остальные мандаты, доставшиеся на выборах, партия распределяет среди своих кандидатов, получивших наибольший процент голосов в округах. Но может так оказаться, что политическая сила получила больше мандатов, чем выдвигала кандидатов в округах. В таком случае места остаются незанятыми до следующих выборов.

Такой случай мог произойти на прошлых выборах в Киевсовет. По новому закону «Самопомич» в мае прошлого года получила бы шесть мандатов. Но у политического проекта Андрея Садового было только четыре представителя в округах. А это значит, что от двух мандатов «Самопомочи» пришлось бы отказаться.

Некоторые округа остались бы без представителей

У системы распределения мандатов есть еще один недостаток: она оставляет некоторые округа без своих представителей в местных советах. Так происходит потому, что победители выборов могут иметь хорошие результаты в одних и тех же округах, а в некоторых вовсе не иметь представителей. И новый закон даже не пытается решить эту проблему.

Согласно исследованию «Украинского центра общественных данных», если бы выборы в Киевсовет проходили сегодня, без своих депутатов осталась бы треть округов столицы.

Как распределились бы депутаты по округам

Данные Украинского центра общественных данных

Данные Украинского центра общественных данных

В Киевсовет попали бы не самые популярные кандидаты

По закону о местных выборах можно набрать голосов меньше, чем твои коллеги, и все равно попасть в местный совет. Все потому, что система распределения учитывает не абсолютное количество голосов, а процент от общего количества проголосовавших на данном округе.

Чтобы представить, как это может происходить на практике, приведем несколько утрированный пример. Допустим, есть два избирательных округа и два кандидата от одной партии.

На первый округ пришла 1000 избирателей. Из них 300, то есть 30%, проголосовали за кандидата №1.

На второй округ пришли 100 человек. Из них 50, то есть 50%, проголосовали за  кандидата №2.

В итоге в местный совет попадает кандидат №2. Хоть он и получил в шесть раз меньше голосов, чем кандидат №1, тем не менее, именно второй номер проходит в местный совет, так как за него проголосовал больший процент избирателей на его округе.

Если бы выборы в Киевсовет проходили по новому закону, то подобных кандидату №2 оказалось бы восемь человек. То есть по результатам прошлогодних выборов они прошли бы по процентам, хоть и набрали меньше голосов, чем их коллеги по партии.

Соответственно, восемь кандидатов не прошли бы по процентам, хотя набрали больше голосов, чем их однопартийцы в других округах.

*

Top