Торговые войны: несмотря на эмбарго российские производители удобрений выдавливают с рынка украинский химрпом

Промышленники предлагают квотировать импорт удобрений во избежание зависимости от РФ

В конце июня украинское правительство опубликовало принятое еще 15 мая 2019 г. постановление №535 «О внесении изменений в перечень товаров, происхождением из Российской Федерации, запрещенных к ввозу на таможенную территорию Украины». Этим документом существенно дополнен перечень запрещенных к ввозу в Украину российских товаров, утвержденный постановлением КМУ №1147 от 30.12.2015 г. В список из 77 санкционных товарных позиций и подгрупп попали и все поставляемые из России виды удобрений (ранее эмбарго вводили только на часть из них).

Торговая война за внутренний рынок удобрений между украинскими и российскими производителями продолжается уже десятилетия. Россиянам, за счет более низкой себестоимости продукции (сырье – природный газ – им обходится дешевле), удается выигрывать ценовые гонки у нашего химпрома. Украинские предприятия неоднократно инициировали антидемпинговые расследования против российского импорта минудобрений. В результате в последние годы Минэкономразвития Украины ввело ряд ограничительных мер (антидемпинговые  пошлины по селитре) против поставок продукции из РФ.

Однако по ряду причин они оказались неэффективными (почему – чуть далее). И хотя решение Кабмина о включении широкого перечня видов российских удобрений в общий санкционный список запрещенных к ввозу товаров прямо увязывается с военно-политическим конфликтом с РФ, одновременно его можно считать вполне логичным продолжением торговой войны за внутренний украинский рынок.

Но есть сомнения в том, насколько даже прямой запрет на импорт удобрений окажется эффективным. По экспертным оценкам, российские промышленные группы уже нашли способ обойти украинские санкции. Для того, чтобы понять так это или нет, Hubs проанализировал имеющуюся таможенную статистику и ситуацию на рынке: региональную и товарную структуру украинского импорта удобрений, а также российского экспорта удобрений и полуфабрикатов для их производства за последние годы.

Санкционные удобрения

Для начала уточним какие виды удобрений попали в новый санкционный список, по сравнению с тем, который был введен в 2015 г. Продукция подгрупп по УКТВЭД 3102 и 3104 (это, соответственно, – азотные и калийные удобрения) попала под санкции вместо более «узких» позиций 310221 (сульфат аммония), 310240 (смеси нитрата аммония с карбонатом кальция и др.), 31042050 (хлористый калий с содержанием калия, который по массе составляет от 40% до 62%). А товарные подгруппы 3103 (удобрения фосфорные) и 3105 (удобрения с содержанием двух или трех питательных элементов) в списке появились впервые.

Масштаб запретительных мер следующий. Согласно таможенной статистике в 2018 г. в Украину было ввезено удобрений из России на сумму $323 млн. А это, заметим, 63% от поставок всех видов продукции, которые попали под эмбарго согласно постановлению №535. Во всем же импорте удобрений доля поставок из России в стоимостном выражении заняла ровно 1/3. И это несмотря на то, что уже действовало ряд торговых ограничений: санкции СНБО против отдельных юридических лиц РФ в связи с финансированием ими войны на Донбассе и/или аннексии Крыма, а также антидемпинговые меры по аммиачной селитре.

Казалось бы, за химическую отрасль Украины в связи с введением новых санкций можно только порадоваться. Но, при ближайшем анализе становится понятно, что эффективность эмбарго, как защитная мера для возможности развития украинской химической промышленности, – это миф. Преследовали ли ее инициаторы благую цель сказать сложно, исходя из того, что, скорее всего, возможные последствия буду прямо противоположными. В Украину продолжатся поставки де-факто российских удобрений (но по более высоким ценам). И есть риск, что украинские заводы в очередной раз вынужденно остановятся. И, как следствие, украинский рынок удобрений окончательно захватят российские производители (о чем далее).

Подмена кодов

Введения в середине 2014 г. антидемпинговых пошлин в размере от 20,51% до 36,03% на российскую аммиачную селитру российские производители, можно сказать, не заметили. Рост поставок российских удобрений на украинский рынок продолжался. Чему способствовала политика украинского государства в газовой сфере – если бешеный рост цен на газ для украинской промышленности вообще можно назвать политикой.

Одновременно не сидели сложа руки и россияне – они наладили поставки селитры в Украину под видом неких ее смесей с разными добавками. Это с одной стороны дало им возможность ввозить удобрение под другим кодом УКТ ВЭД без уплаты антидемпинговой пошлины. А с другой, – ввиду того, что «смесь» состояла почти из одной селитры, россияне практически сохранили прежнюю себестоимость производства. Зато для украинских аграриев цена выросла, а российские производители увеличили прибыль с единицы продукции.

В результате импорт российских удобрений рос и в 2015, и в 2016, и в 2017 годах. Причем в 2017 г., в сравнении с 2014 г., он вырос в стоимостном выражении в полтора раза.

По оценке Тамары Ковени, директора Черкасского государственного научно-исследовательского института технико-экономической информации в химической промышленности, таким образом, наряду с продолжением доминирования на украинском рынке, россиянам удалось сэкономить более 7 млрд грн. на уплате антидемпинговой пошлины в украинский бюджет.

Тем временем ситуация в российско-украинских отношениях постепенно менялась. Звучало все больше требований о введении санкций по отношению к российскому бизнесу как спонсору войны на Донбассе и аннексии Крыма. На что российские производители не могли не обращать внимания. Терять же премиальный по ценам и немалый по объемам украинский рынок им было явно не с руки.

То, что введение эмбарго – не шутки, стало понятно после выхода уже упомянутого постановления КМУ №1147 от 30.12.2015 г., которым был утвержден первый перечень продукции, запрещенной к ввозу в Украину из России. В него, в числе прочего попал, и один вид удобрений 31042050 (хлористый калий с содержанием калия, который по массе составляет от 40% до 62%). И хотя традиционно основными поставщиками калийных удобрений в Украину выступают белорусские производители, россияне потеряли свою часть рынка, которая в 2015 г. составила $9,1 млн. В данном случае схема с подменой кодов не сработала, и собственники российских предприятий по производству удобрений, очевидно, поняли, что нужно искать альтернативные варианты ввоза продукции в Украину.

Операция «обход»

По информации игроков рынка, решать проблему россияне стали сразу по нескольким направлениям. С одной стороны, в самой Украине создавались лоббистские структуры – аграрные ассоциации, которые пророчили апокалипсис в украинском сельском хозяйстве в случае запрета на ввоз российских удобрений.

С другой, – создавались на деньги россиян или брались ими под опеку украинские импортеры удобрений. Согласно таможенной статистике, исключительно российские «смеси» удобрений в Украину импортировали фирмы «Агроимпорт», «Агротрейд». Кроме того, компания «Еврохим Украина», которая торговала преимущественно российскими удобрениями и попала под санкции СНБО.

Параллельно российские производители начали диверсифицировать риски, интегрируя в свои производственные цепочки предприятия из других стран.

В Польше российские промышленники вошли в состав акционеров одного из крупнейших европейских производителей удобрений – Grupa Azoty. В Грузии «Рустави Азот» и вовсе в 2017 г. перешел под контроль российской АФК «Система». В Литву Россия резко нарастила экспорт удобрений – и это несмотря на наличие у литовцев своего крупного производителя – Achema. Власти Литвы и собственники предприятия к этому отнеслись на удивление спокойно: не было инициировано экономического противодействия интервентам. Также Россия просто взвинтила в Турцию поставки полуфабрикатов для производства азотных удобрений – аммиака. О высоких объемах российско-белорусских поставок и говорить нечего.

Что получилось в результате

В марте 2018 г. в украинский перечень санкционных товаров попали еще два вида удобрений – УКТ ВЭД 310221 (сульфат аммония) и 310240 (смеси нитрата аммония с карбонатом кальция и др.). А в мае через СНБО были введены еще и персональные санкции против собственников химических предприятий РФ и против самих производителей, групп: «Еврохим», «Уралхим», «Акрон» и «Фосагро. В них речь шла о блокировании активов, ограничении торговых операций, остановке выполнения экономических и финансовых обязательств и т.д.

После этого импорт российских удобрений в Украину серьезно сократился – с $701,3 млн в 2017 г. до $323 млн в 2018 г., то есть в 2,2 раза. Существенно сократилась и доля российских удобрений в импорте: с 67-79% до 33%.

Но есть один нюанс. В целом заметного сокращения импорта удобрений в Украину не произошло. И это несмотря на более благоприятную ценовую конъюнктуру на газ и на то, что заработали до этого простаивающие украинские заводы. В 2018 г.. по сравнению с 2017 г.. импорт (в стоимостном выражении) сократился всего менее чем на 5%.

При этом стали происходить удивительные вещи. Перечислим факты: таможенные данные о поставках удобрений между ключевыми странами региона.

Грузия, до 2017 г. не поставлявшая удобрения на украинский рынок, уже по итогам 2018 г. вышла по поставкам на 5 место, продав товаров на $21,5 млн.

Турция – крупнейший потребитель удобрений в регионе, который собственным производством обеспечивает лишь 2/3 внутреннего потребления – также за несколько лет нарастила поставки продукции в Украину: с 0 до $21 млн селитры. При этом, селитра в Турции не применяется из-за ее взрывоопасности и угрозы терактов.

Литва с 2015 г. нарастила поставки удобрений в 22,5 раза. При этом объем поставок российских удобрений в Литву странным образом совпадает с объемом поставок литовских удобрений в Украину. Например, по итогам первого квартала 2019 г. из России в Литву ввезли 96,5 тыс. т удобрений. А из Литвы в направлении Украины выехало 95,4 тыс. т.

Польша в 2018 г. отвоевала 10% импортного рынка в Украине, нарастив поставки с 2015 г. аж в 20,5 раз!

Белоруссия по итогам 2018 г. контролировала уже 22,5% украинского рынка импортных удобрений. А уже в 2019 г. она может начать доминировать на нашем внутреннем рынке.

Наконец, уже в 2019 г. чудо произошло и со стороны Болгарии: за 4 месяца поставки удобрений из этой страны странным образом в 10 раз превысили поставки за аналогичный период 2018 г., и в 5,5 раз – поставки за весь 2018 г.

В Украине импортом этих резко увеличившихся объемов удобрений занялась целая группа компаний – ООО «Белор Украина», ООО «ТД Полихим», ООО «Страбис-Агро», ООО «Химпром ЛТД» и множество других.

См. ниже «Динамика импорта удобрений в Украину в 2014-2018 гг., млн USD» и «Динамика импорта удобрений в Украину по некоторым странам за 4 месяца 2017-2019 гг., млн USD».

Что делать

Как прокомментировал Hubs генеральный директор Федерации работодателей Украины Руслан Ильичев: «Поверить в целый ряд совпадений очень сложно. Скорее всего мы имеем дело со своп-операциями (операциями замещения – Ред.), давальческими схемами поставок и другими вариантами перераспределения продуктов. Понятно, что в этой ситуации даже полное эмбарго на российские удобрения не даст никакого эффекта. Возможно в краткосрочной перспективе отечественные химики сумеют несколько увеличить свои поставки на внутренний рынок. Но в более длительной их задавят теми же российскими удобрениями из других стран. А потом россияне будут диктовать цену на нашем рынке».

Также понятно, что санкции против литовских, польских или турецких компаний никто вводить не будет. Между тем, вероятно, что зарабатывают и продолжат зарабатывать на поставках удобрений через эти страны на украинский рынок именно российские компании, которые находятся в санкционных списках из-за гибридной войны з Россией. И вполне очевидно, что россияне в будущем будут диктовать цены на внутреннем рынке и контролировать его практически полностью.

По мнению Руслана Ильичева, выход видится только один: нужно использовать имеющиеся у государства рычаги защиты рынка, стараясь не задевать интересов аграриев, а также – наших экономических партнеров.

Например, посредством специальных расследований, которые позволят сохранить реальный исторический конкурентный импорт. Таким методом может быть, например, квотирование импорта, по итогам специальных расследований МЭРТ. Это мировая практика, такие шаги позволят установить реальный контроль над соблюдением санкций, добросовестно распределят рынок между местными и иностранными производителями и не позволят допустить его монополизации.

Другие варианты – это реформа газового рынка с допуском переработчиков газа к его добыче или со специальной ценой для них. Но этот путь вряд ли может быть очень быстрым.

Семен Тимченко

*

Top