Экономический протекционизм: Минэкономики может ввести квоты на импорт удобрений

Импортеры потеряют диктат, а цены для аграриев будут стабильными

По мере приближения сроков принятия Межведомственной комиссией по международной торговле (МКМТ) решения о введении ограничений на импорт минеральных удобрений в Украину обсуждение этой темы становится все более активным. В последние недели оно точно вышло за рамки экспертной дискуссии, интересной профильным отраслевым СМИ, политизировалось и стало выплескиваться даже в заявления одной из сторон спора о проведении массовых акций протеста. Хотя дальше заявлений дело не пошло и вряд ли пойдет – во всяком случае, в отношении их массовости.

Противники ограничений на импорт удобрений используют шаблонный набор лозунгов: о «руке рынка» и необходимости полной его открытости, о заговоре олигархов, о заботе об аграриях, чьими интересами, в конечном счете, и прикрывают свои материальные интересы импортеры. Дело в том, что «защитников» аграриев удивительным образом возглавляют люди, которые сами являются крупными импортерами удобрений.

Разумеется, противоположная сторона тоже чужда альтруистических побуждений – она заинтересована в производстве и продаже в Украине украинских удобрений и не хочет отдавать рынок иностранцам.

Мы попробовали объективно разобраться в сложившейся ситуации, опираясь прежде всего на цифры, характеризующие состояние рынка. Год назад Hubs уже писал о том, что несмотря на эмбарго российские производители удобрений выдавливают с рынка украинский химпром. А промышленники предлагают квотировать импорт удобрений во избежание зависимости от РФ.

Ситуация на рынке

По итогам 2019 года доля импортных удобрения на рынке Украины составила почти 33%. Это несколько меньше, чем в 2015-2017 годах, когда цены на газ, умноженные на варварскую тарифную политику, практически останавливали химическое производство в стране.

Но это очень существенная доля и она значительно больше той, которую составляли продажи импортных удобрений до 2014 года. И главное – после некоторого падения, вызванного в первую очередь прошлогодним запретом на ввоз российских удобрений, доля импорта опять растет! Например, импорт сульфата аммония в 2019 году, по сравнению с предыдущим годом, вырос на 22%, а аммиачной селитры – на 62%.

При этом отпускные цены украинских производителей на основные виды азотных удобрений (аммиачную селитру, карбамид и т. д.) сегодня ниже цен аналогичной продукции для конечных потребителей на смежных рынках (Литва, Польша, Румыния). Но реализуются украинские удобрения нашим аграриям по ценам, которые сложились на внутреннем рынке ЕС.

Дело в том, что украинские предприятия напрямую аграриям продают всего 6-8% произведенной продукции. Остальной объем из-за недостатка оборотных средств и финансирования реализуется через трейдеров. По оценкам игроков, по сути – рынок удобрений в Украине контролируют торговые компании (в том числе, импортеры), закладывая в конечной цене для аграриев размер маржи вплоть до 25%, или до $30-40 на 1 тонне. Собственно, за эти деньги они вероятно и ведут борьбу, протестуя от имени аграриев против квот.

Что же касается качества украинских удобрений, о котором негативно высказываются трейдеры, «сидящие» на импортных потоках, то сами аграрии этот негатив опровергают. Например, генеральный директор ООО «АгроРось» Петр Евич заявил нам: «Качество украинских удобрений устраивает. Но часто им сложно конкурировать с российскими и турецкими удобрениями по цене. У наших производителей более дорогой газ. В данной ситуации необходима поддержка национальных производителей, дотирование из бюджета или обеспечение более низкой цены на газ».

Об импортных удобрениях

Прежде всего, украинские аграрные холдинги сами импортом удобрений не занимаются, за исключением аграрной компании «Эридон».

В основном импортируют продукцию трейдерские компании, по многим из которых ведутся уголовные расследования, и которым выдвинуты обвинения в уклонении от уплаты налогов.

Но главное – заинтересованы они уж точно не в поддержке аграриев, еще меньше их беспокоит судьба украинской химической промышленности. Главное тут – высокая маржинальность при торговле импортным товаром.

Основные производители ввозимых в Украину удобрений тоже выглядят любопытно.

Польский производитель GrupaAzoty производит удобрения из российского газа, купленного у АО «Газпром», а почти 20% его акций принадлежат российскому ПАО «Акрон».

Литовский производитель AB Achema также производит удобрения из российского газа, закупаемого у АО «Газпром» через трубопровод, а также из СПГ-газа ПАО «НОВАТЭК» (мажоритарные акционеры – литовские физические лица, миноритарные – не раскрываются).

Другой же литовский производитель, Lifosa, не только производит удобрения из купленного у АО «Газпром» газа, но и на 100% принадлежит российскому EuroChem Group.

Грузинский производитель RustaviAzot производит удобрения преимущественно из азербайджанского газа, но принадлежит на 100% российской АФК «Система».

Болгарский производитель AgroPolychim также производит продукт из российского сырья («газпромовского» газа) или российских же полуфабрикатов (аммиака ПАО «Тольяттиазот», ООО «Русская минеральная компания», АО «Газпром-Салават»).

Румынский производитель Azomures S.F. делает удобрения из «газпромовского» газа или аммиака российских производителей, а принадлежит на 100% Ameropa Group, в структуру собственности которого входят владельцы российского ПАО «Тольяттиазот».

Основное финансирование казахстанского производителя KazAzot осуществляется по линии российского «ВТБ Капитал».

Наконец, турецкий производитель Gemlik Fertilizer производит удобрения из аммиака российских химических гигантов ПАО «Тольяттиазот», АО «Газпром-Салават» и других.

То есть, анализ производителей импортируемых в Украину удобрений свидетельствует: они либо перерабатывают российские дешевые газ и аммиак, либо имеют в структуре российских собственников или даже контролируются ими. Причем большинство из этих собственников находятся под украинскими санкциями.

Зачем квоты

Разумеется, вновь начавшие расти объемы импорта удобрений, и их увеличивающаяся доля на украинском рынке, не могут не беспокоить. Причем не только производителей, но и власть.

С одной стороны, наполнение рынка собственными удобрениями – это часть обеспечения продовольственной безопасности страны. С другой, – это рабочие места и налоги, сохранение отечественной промышленности. К этому стоит добавить, что в условиях пандемии коронавируса практически все государства принимают беспрецедентные шаги по защите внутреннего рынка и поддержке внутренних производителей. Было бы странно, если бы Украина действовала наперекор общемировым тенденциям. И радует, что в Минэкономики всерьез озаботились этим вопросом.

В то же время жесткие запретительные меры по ввозу удобрений в Украину могут создать ситуацию, когда уже внутренний производитель сможет завышать цены и тем самым залазить в карман к аграриям.

Разумные квоты в этой ситуации являются компромиссным вариантом и для внутреннего производителя, и для аграриев, и даже для трейдеров.

При этом, по имеющейся в СМИ информации, которую подтвердили источники в Минэкономики, МКМТ предполагает утвердить именно разумные размеры квот.

Во-первых, по азотным удобрениям их объем будет даже несколько большим, чем реальный объем импорта за прошлый 2019 год. Каждая страна получает свою долю импорта… ну или почти каждая – России прямые квоты не светят. Напомним, в отношении РФ действует эмбарго на поставки. Плюс предполагается постепенная либерализация импорта – квоты будут ежегодно увеличивать на 2%.

То есть, речь не идет о возврате к ситуации 2012-2013 годов, когда украинские азотные удобрения полностью доминировали на рынке (хотя в этом ничего плохого и нет), а лишь о фиксировании рыночных долей, где доля импорта будет временно ограничена на уровне чуть более 25% в общей структуре потребления.

И, по мнению экспертов, это важное ограничение, поскольку мировые цены на газ (основная часть в себестоимости удобрений) рано или поздно начнут расти. В таком случае украинский химпром начнет стремительно терять рынок. Дело в том, что в ЕС, Белоруссии, Турции для производителей, использующих газ в качестве сырья, как правило, существует особый тариф. В Украине же цены на газ и электроэнергию даже сегодня являются самыми высокими в Европе. Соответственно, себестоимость украинской продукции может расти опережающими темпами.

Тогда надо или защищать рынок квотами (как это, кстати, делает ЕС по той же агропродукции в отношении Украины), или внедрять лояльную к химпрому тарифную политику на газ (опять же по примеру ЕС). Напомним, что в проекте правительственной экономической стратегии как раз задекларирован курс на защиту украинских производителей.

Кроме того, по имеющейся информации, на трехкомпонентные удобрения (азот-фосфор-калий) могут ввести квоты, которые фактически не меняют структуру импорта. При потреблении 1,5 млн тон в год трехкомпонентных удобрений украинскими аграриями квота предлагается на уровне 1,42 млн тон. Что практически не повлияет на нынешнюю структуру рынка.

А квоты на двухкомпонентные удобрения (азот-фосфор), вероятней всего, будут снижены, по сравнению с импортом 2019 года. Размер снижения может быть аналогичен величине производственных мощностей государственного предприятия «Сумыхимпром» и частной компании «Днепровский завод минеральных удобрений» (ДМЗУ). Оба завода работали в прошлом году не более, чем на 12% от своих производственных мощностей.

Но и тут можно проследить логику: импортеры фактически остановили внутреннее производство сложных удобрений, и как раз точечное вмешательство регуляторного органа должно дать позитивный эффект (см. ниже комментарий Сергея Лисковского).

При этом украинские производители удобрений не против подписать ценовой меморандум с Минэкономики, предполагающий сдерживание и корректировку цен при введении квот.

Так что никаких поводов для паники со стороны аграриев на рынке удобрений не наблюдается. А введение квот станет лишь редким действенным случаем поддержки экономики со стороны государства.

Точка зрения

 

Руслан Ильичев, генеральный директор Федерации работодателей Украины:

— Химическая отрасль сегодня – это отрасль с мультипликатором – 3-5, с высокой добавленной стоимостью. За каждым химическим предприятием стоит целый ряд подрядчиков и производителей сопутствующей продукции, а также логистика, транспорт, энергетика и ЖКХ. Это около 100 тысяч рабочих мест.

Что касается баланса интересов аграриев и химической отрасли. Как Федерация, мы объединяем и тех, и других. И не считаем, что в Украине существует противостояние между отечественными химиками и аграриями. Сегодня украинские производители могут обеспечить на 100 процентов потребности аграриев в азотной группе, и до 40 процентов в сложных удобрениях. Сегодня спорные вопросы больше лежат в плоскости интересов трейдеров импортной продукции. Торговать импортным товаром выгоднее, там большая торговая маржа.

При этом предложенный вариант квотирования не меняет структуру рынка.

 

Тамара Ковеня, директор Черкасского государственного научно-исследовательского института технико-экономической информации в химической промышленности:

— Вопрос защиты внутреннего рынка является частью Стратегии развития химической отрасли, которая была презентована в 2017 году. Над стратегией работала группа ученых-практиков, получена положительная рекомендация НАН Украины. Защита внутреннего рынка от растущего импорта является механизмом «перезапуска» национальной химической отрасли, который абсолютно необходим для адаптации химиков к новым стандартам и условиям хозяйствования на рынке Украина-ЕС.

Решение об инициативе или подаче заявления по специальным расследованиям в отношении конкретно удобрений принималось после консультаций с производителями, экономистами и юристами в части выбора механизма защиты внутреннего рынка.

 

Сергей Лисковский, председатель наблюдательного совета Днепровского завода минеральных удобрений, вице-президент Союза химиков Украины:

По сложным удобрениям. В силу того, что в Украине нет необходимого сырья для производства сложных фосфорно-калийных удобрений, производители вынуждены импортировать его из других стран. Фосфор – из североафриканских стран, хлористый калий – из Белоруссии. Другие виды сырья украинские производители вынуждены были покупать по цене выше рыночной, соответственно цена готового продукта была выше, и украинские химики утратили 92% внутреннего рынка по сложным удобрениям.

Два предприятия (Сумыхимпром и Днепровский завод минеральных удобрений) показали своей работой, что способны обеспечить порядка 40% рынка сложных удобрений (преимущественно двухкомпонентных – азотно-фосфорных).

Сегодня эти два предприятия претендуют на поставку 350-400 тыс. тонн двухкомпонентных удобрений и порядка 200 тыс. тонн – трехкомпонентных (азотно-фосфорно-калийных). Для этого есть необходимые производственные мощности.

На внутреннем рынке сейчас присутствует переизбыток предложений по удобрениям. Даже после введения эмбарго на поставку удобрений из Российской Федерации, большой импорт идет из Казахстана, Белоруссии, Узбекистана, Польши, Турции и абсолютно нетрадиционно для этих видов удобрений – из Литвы, Греции, Марокко и Сербии.

Закупая импортные удобрения, Украина фактически дотирует развитие химпрома других стран, кроме украинского.Украинские производители минеральных удобрений дали гарантии Министерству экономики, что при увеличении производства и загрузке мощностей, цена готовой продукции не будет увеличена. При этом будет возвращена традиционная часть рынка, которая до этого существовала много десятилетий до 2014 года включительно.

Также производители удобрений предлагают без каких-либо инвестиций в отрасль, вернуть тот разумный баланс, при котором сохраняются рабочие места. Только по двум предприятиям – это порядка 5000 человек.

По азотным удобрениям. По ним украинские производители способны на 100% обеспечить потребности фермеров и агрохолдингов в удобрениях. При этом разумным будет соблюсти соотношение: порядка 25-30% – импорт и 70-75% – отечественное производство. 

 

Сергей Поважнюк, заместитель директора ГП «Укрпромвнешэкспертиза»:

— Рекомендации по активизации защитных торговых расследований по товарам, где есть для этого основания, разработаны Рабочей группой по вопросам развития промышленности и переданы на рассмотрение правительства. Важно, чтобы торговые расследования осуществлялись в рамках обязательств Украины перед ВТО.

Практику здорового протекционизма активно используют все страны мира, особенно сейчас в условиях экономического кризиса. Каждая произведенная в Украине тонна удобрений делает богаче страну и ее граждан, поскольку генерирует зарплату и налоги в бюджет, в отличие от импорта удобрений, который обеспечивает то же, но в других странах.

Обоснованное сдерживание импорта удобрений улучшает платежный баланс и поддерживает стабильность гривны в условиях текущего кризиса.

Такая позиция является государственнической, и означает лучший эффект для всей экономики.

 

Семен Тимченко

*

Top