На следующей неделе парламент во втором чтении рассмотрит антикоррупционные законы. В чем главные недостатки этих важнейших для Украины документов
На следующей неделе Верховная Рада рассмотрит антикоррупционные законы и, вполне вероятно, общество наконец-то получит инструментарий для эффективной борьбы с главной проблемой украинского государства. То, что данные законы необходимо принимать, сомнений нет, но я хотел бы остановиться на моментах, которые не были учтены авторами законов.
Для начала рассмотрим закон Президента о создании Антикоррупционного Бюро.
В Украине появится новый правоохранительный орган, который должен на себя забрать часть функций у прокуратуры, МВД, СБУ. В законе достаточно подробно расписаны его функции и основные задачи. Есть публичная процедура назначения руководителя и есть гарантия того, что ему дадут работать, а не будут помыкать и направлять в «нужное русло».
Но есть и проблемные вопросы. Вот, к примеру, публичный отбор. Есть перечень документов, который предоставляет претендент. В тексте закона отмечается, что с кандидатами будет проведено собеседование, по результатам которого и определят самого достойного.
Но если вернуться к базовым принципам проведения любых реформ, то мы понимаем, что реформы начинаются с осмысления и принятия какой-то конкретной пошаговой программы. Поэтому важно, чтобы все претенденты предоставляли свою концепцию: как будет организована работа Бюро, какой будет его стратегия в борьбе с коррупцией.
Вызвало беспокойство и то, что новый орган создается по подобию существующего департамента по борьбе с коррупцией в СБУ. Насколько он эффективен? 144-е место Украины в Индексе восприятия коррупции Transparency International говорит само за себя.
Важно, чтобы все претенденты предоставляли свою концепцию: как будет организована работа Бюро, какой будет его стратегия в борьбе с коррупцией tweet
Я изучал работу различных спецслужб и вот моя концепция правильной организации работы подобных ведомств.
Существуют два события, которые предшествуют расследованию злоупотреблений. Это либо полученный сигнал о правонарушении, либо анализ событий и фактов.
Начну с первого. Информация должна пройти фильтр, поскольку, как правило, заявители пишут одновременно во все инстанции. Если информация прошла фильтр, то сообщение должно попасть на отработку оперативному работнику. При этом должен существовать классификатор: либо по специализации оперативных работников, либо по региональному признаку. На этом этапе вмешательство руководства не нужно, поскольку факт правонарушения не установлен.
Если в ходе первичного расследования подтверждается факт о правонарушении и оперативный работник нуждается в помощи, то штаб закрепляет за ним своего рода менеджера проекта. Его задача — направлять оперативника в ходе расследования, обеспечивать необходимой информацией и коммуникациями, которые есть в распоряжении Бюро.
Если же информация поступает в штаб от руководства либо анализируется общедоступная информация на предмет коррупционной составляющей, то принцип работы тот же. Только последовательность немного другая. Закрепляется менеджер проекта и выделяется оперативный работник.
При такой организации работы роль руководства, а значит, и субъективного влияния на оперативный процесс, сводится к минимуму. Оперативные работники имеют гораздо больше самостоятельности, чем в каком-либо другом ведомстве.
Отдельная история — роль аналитиков, которые должны участвовать в оперативном процессе, а не быть простыми статистами, как это предполагается в проекте закона.
Им недостаточно разбираться только в Уголовно-процессуальном кодексе. Нужно обладать знаниями о ценообразовании и себестоимости продукции при проведении тендеров, трансфертном ценообразовании при ведении экспортно-импортных операций, разбираться в корпоративном управлении, знать антимонопольное законодательство, уметь читать финансовую отчетность, разбираться с аудиторскими заключениями. Также необходимо учитывать и политическую составляющую, поскольку именно в парламенте происходят основные кадровые назначения, и очень часто именно здесь возникают негласные обязательства у новых назначенцев.
Коррупция охватывала все сферы нашей жизни. Откуда в один момент возьмутся кристально честные и при этом высокопрофессиональные управленцы? tweet
По поводу проекта закона Кабмина «О предотвращении коррупции» …Читаешь закон и появляется даже некая гордость: наконец-то и мы смогли написать нормальный закон!
Но потом задумываешься о практической стороне его применения и понимаешь, что это — тупик. Законопроект является утопическим в сегодняшних условиях. Страна все свои 23 года независимости жила в тотальной коррупции. Коррупция охватывала все сферы нашей жизни. Откуда в один момент возьмутся кристально честные и при этом высокопрофессиональные управленцы?
Для того, чтобы стать государственным менеджером, нужно пройти определенный путь на госслужбе, либо достичь успехов в развитии своего бизнеса. Тут вспоминаем закон о люстрации, который «люстрировал» всех существующих и потенциальных управленцев. Тех, что работали при прежней власти, хотя фактов их злоупотреблений нет. Остались претенденты из числа предпринимателей, но они в зависимости от уровня развития бизнеса непроизвольно сталкивались с элементами коррупции, а зачастую были активными участниками схем. Из кого выбирать?
У нас кадровый голод, а страна на гране экономического краха. Общество на взводе, на войне гибнут люди, законы принимаются под давлением людей в форме, мусорная люстрация, узаконенная люстрация, которая позволит убрать конкурентов в борьбе за власть…
Есть еще один Закон из пакета, который уже был принят 7 октября — о внесении изменений в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы. Он позволяет в условиях отсутствия обвиняемого проводить судебное рассмотрение и осуждать его заочно…
Разве не аналогичные изменения были приняты 16 января? Тогда эти поправки назвали диктаторскими, а теперь — революционными? Выводы экспертов однозначны: закон ущемляет права человека и нарушает международные нормы права. Мы прекрасно понимаем, что, скорее всего, существующие поправки предназначены для конкретных персонажей бывшей украинской политической элиты. Может, тогда просто принять закон с конкретными фамилиями: Янукович, Захарченко, Пшонка… а не создавать такой прецедент, который будет иметь негативные последствия?
Разве не аналогичные изменения были приняты 16 января? Тогда эти поправки назвали диктаторскими, а теперь — революционными? tweet
Все происходящее пугает тем, что нет никаких осмысленных действий, но есть популизм. Не можем мы из феодальной страны сразу перескочить в развитую европейскую страну. У каждой страны был свой путь, и у нас он также есть. Мудрецы говорят: торопись не спеша. Поэтому не стоит выносить на голосование в парламент проекты законов, которые и прочитать никто не успел — не то, чтобы содержательно обсудить.
*Колонка опубликована в хабе Дискуссии. Редакция может не разделять мнение автора