С начала года Нацбанк признал неплатежеспособными 18 банков. Справляется ли с этой проблемой Фонд гарантирования вкладов?
— В этом году мы отмечаем свое 16-тилетие, – на высокой ноте начал свое выступление директор-распорядитель Фонда гарантирования вкладов физлиц Василий Пасичник.
В зале, где проходит круглый стол с банкирами, негде было яблоку упасть. Журналисты и обманутые вкладчики пришли на встречу, вооружившись каверзными вопросами. Интерес для всех сидящих в зале представляет вовсе не первый заместитель председателя НБУ Александр Писарук. Они пришли задать свои вопросы Пасичнику — юристу с опытом работы в Генеральной прокуратуре, у которого за плечами также руководящие должности в НБУ и Фонде. Он появился на публике в первый раз с момента назначения на свою должность в марте. И лишь после участившихся слухов о его скорой отставке.
2014 год для Фонда оказался самым трудным за все 16 лет его существования. Банки падают один за другим. С начала года на ликвидацию ушло уже 11 финучреждений. Временные администрации работают в девяти. Серьезные проблемы с ликвидностью еще у 20 банков. Они задерживают платежи своим клиентам и могут быть признаны неплатежеспособными.
Похожий кризис банковская система испытывала в 2008-2009 годах, но тогда санацией проблемных банков и их ликвидацией занимался Нацбанк. Фонд только выплачивал страховые суммы вкладчикам обанкротившихся банков.
В предыдущий кризис было ликвидировано около 15 банков, среди которых — один из крупнейших – «Укрпромбанк». Кризис поутих и НБУ решился на системные реформы – функцию надзора над проблемными банками переложили на Фонд гарантирования вкладов. Он взял на себя обязанность назначать в банки временную администрацию и курировать их ликвидацию. Справляется ли он с этой задачей?
Проблемная эффективность
— Фонд гарантирования вкладов сейчас больше напоминает похоронное бюро, — с такого острого сравнения начал вопрос к Пасичнику модератор круглого стола финансовый журналист Руслан Черный.
В словах Черного есть доля правды. В прошлый кризис часть банков, в которые вводилась временная администрация, находили способ удержаться на плаву. К примеру, проблемный банк «Национальный кредит» выкупил банкир Андрей Онистрат. Банк «Надра» после почти трех лет работы во временной администрации тоже обрел нового инвестора в лице Дмитрия Фирташа и остался на рынке. Три банка – Укргазбанк, «Киев» и Родовид Банк были национализированы государством, часть мелких проблемных банков также нашли новых инвесторов и продолжали свою работу.
Тогда санацией банков занимались временные администраторы от НБУ (надзором в Нацбанке руководил тот же Пасичник). Позиция регулятора была либеральной – попытаться спасти все проблемные банки и помочь им выйти из кризиса.
Специалисты предполагали, что переложив функцию работы с проблемными банками на Фонд, им удастся сохранить еще большее количество банков. Ведь Фонд заинтересован в том, чтобы как можно меньше банков лопнуло и им не пришлось выплачивать их вкладчикам страховые суммы. На сегодня это 200 000 гривен. Но за этот год Фонду не удалось спасти ни один проблемный банк.
«В Фонд банки заходят в жалком состоянии. Их инвестиционная привлекательность очень незначительна», — оправдывается Пасичник. По его словам, инвесторы проявляют желание на покупку только части активов и пассивов проблемных финучреждений. Для выкупа банков целиком у них не хватает денег. В августе часть активов и пассивов Промэкономбанка, который ушел на ликвидацию, передали Фидобанку Александра Адарича. Больше похожих операций не было.
Фонд не дал права поучаствовать в санации банка «Форум» его же акционеру Вадиму Новинскому. Хотя бизнесмен хотел докапитализировать банк, найти инвесторов и спасти финучреждение от банкротства. Пасичник был непреклонен. В итоге «Форум» пошел на ликвидацию, а Новинский и Фонд схлестнулись в суде. «Форум» — банк, который попал на ликвидацию с хорошим качеством активов», — признает Писарук.
«В падении «Форума» виноваты Степан Кубив (экс-председатель НБУ, — Hubs) и Пасичник. Его спасение стоило бы нам намного дешевле его ликвидации», — уверен банкир, знакомый с ситуацией в «Форуме». Такого же мнения придерживаются и вкладчики этого банка, которые в понедельник пришли на круглый стол с Пасичником.
Благотворительная касса
Есть функция, с которой Фонд справляется на «отлично» – выплаты страховых сумм вкладчикам лопнувших банков. «В этом году мы уже выплатили около 10 млрд гривен, — отчитывается Пасичник. — По банкам, которые находятся сейчас у нас, до конца года необходимо выплатить еще 7,3 млрд гривен». Денег Фонда на эти выплаты катастрофически не хватает. На начало года финансовые ресурсы Фонда насчитывали всего 7,3 млрд гривен. Разницу в этих суммах оплачивает государство.
«По состоянию на сегодня, у Фонда есть более 6,5 млрд гривен. В пятницу мы получили поддержку от НБУ. Также было принято решение Кабмина о выделении денег Фонду в объеме 10,1 млрд гривен. Средств Фонду на этот год для обеспечения выплат достаточно», — успокаивал общественность Пасичник. Этих денег будет достаточно только для выплат вкладчикам банков, которые уже обанкротились.
Банковские эксперты полагают, что в этом году могут лопнуть еще около 20 банков, в основном мелкие. В таком случае Пасичнику придется искать дополнительное финансирование.
В следующем году ситуация стабилизируется, прогнозируют в НБУ. «По нашим оценкам, нагрузка по выплатам Фонда на следующий год будет меньше, чем в этом году», — говорит Писарук.
Банки, которые проводят выплаты вкладчикам обанкротившихся банков, говорят, что работа с Фондом их полностью удовлетворяет. «Система отработана, мы начинаем выплаты на третий день после того, как в банк приходят списки. Вопросов к реестрам вкладчиков у нас не возникало, деньги приходили также в полном объеме», — говорит председатель правления Райффайзен Банка Аваль Владимир Лавренчук. Его банк осуществлял выплаты вкладчикам трех обанкротившихся банков.
По словам Пасичника, гарантированная сумма в 200 000 грн обеспечивает возврат по 99,3% вкладов. В общей сумме вкладов населения они занимают меньше половины депозитов. Вкладчики, у которых суммы больше 200 000 гривен, отправляются в очередь кредиторов. Обычно она к ним не доходит.
Плохие коллекторы
В НБУ тоже считают, что Фонд хорошо справляется с выплатой средств вкладчикам. Отработанная годами система не дает сбоев. А вот новые функции, которые перешли Фонду от НБУ после реформы, пока выполняются не очень хорошо. «Есть резервы для улучшения работы в плане формулирования планов выведения банков с рынка и продажи проблемных активов – над этим мы работаем вместе с Фондом», — отмечает Писарук.
Пасичник не скрывает, что работать с проблемными активами очень сложно. По его словам, сейчас в работе Фонда находятся банки, балансовая стоимость активов которых составляет 70 млрд гривен. Пасичник – юрист, поэтому не стремится идти на переговоры с должниками этих банков и сразу отправляется в суд. «Сегодня у нас 2 340 иска на сумму 20,4 млрд грн. У нас есть больше 7 000 исполнительных производств на сумму более 13 млрд гривен», — рассказывает он. Еще 152 заявления о составе криминального преступления в банках со стороны менеджмента и акционеров Фонд передал в правоохранительные органы. В реестр внесено всего 50 этих заявлений, остальные находятся на стадии рассмотрения. В этот кризис, как и в предыдущий, ни один акционер или топ-менеджер обанкротившегося банка так и не понес наказания.
О том, что суды – не лучший метод выбивания долгов, говорят и факты. «Пока мы не завершили ни одно судебное дело до логического завершения. По исполнительным производствам результатов тоже нет. Есть, но незначительные суммы – несколько десятков миллионов гривен», — пожимает плечами Пасичник.
Несколько финансистов, с которыми общался корреспондент Hubs, утверждают, что результаты работы Фонда не отображают реального положения дел, намекая на коррупцию. Так, по их словам, Фонд решает проблемы вкладчиков и заемщиков на денежной основе. Hubs не смог найти официальных подтверждений фактов коррупции в Фонде. Cейчас в Фонде проходит проверка Генпрокуратуры, которая может дать ответы на эти вопросы.
Эффективность Пасичника как менеджера вызывает вопросы и в НБУ, и в Минфине. В этих ведомствах уже больше месяца обсуждают его отставку. Источники Hubs в министерствах сообщают, что Пасичнику уже предлагали написать заявление на увольнение.
Написал ли? Пасичник не ответил на этот вопрос во время круглого стола. За него заступился Писарук: «У НБУ нет конкретных претензий к Василию Васильевичу, и я бы тоже не хотел говорить сегодня о смене руководства».
ось це речення: «Фонд не дал права поучаствовать в санации банка «Форум» его же акционеру Вадиму Новинскому.», і наступні абзаци на цю тему — це якась маніпуляція. Щонайменше, Фонд двічі продовжував відведені законом терміни ТА спеціально для того, щоб ВН таки «поучаствовал». І коли на третій раз Фон сказав: «та скіки можна тягнути резину» і почав процедуру ліквідації ВН почав скиглити і корчити винного.