Замминистра МЭРТ об экономических перспективах торгового сближения с рядом стран
Диверсификация рынков сбыта для украинского экспорта товаров и услуг – едва ли не самый главный приоритет Украины во внешней торговле. За последние несколько лет проблем отечественным экспортерам добавили торговые войны с РФ (санкции Кремля против украинских компаний, запрет на транзит, агрессивная политика Москвы в сфере ТЭК), невысокий эффект от зоны свободной торговли с Евросоюзом, спад экспорта продукции горно-металлургического комплекса, машиностроения, химпрома и проч.
В итоге, например, по результатам прошлого года во внешнеторговом балансе Украины образовалась «дыра» размером $2,89 млрд.
Тем временем, на Банковой и Грушевского продолжают ломать голову над более активным продвижением украинского экспорта за рубежом. Безусловно, надо запускать новую институцию – Экспортно-кредитное агентство, которое по принятому в декабре законопроекту должно заработать с августа 2017 г. Но это процесс сложный и длительный.
Поэтому сейчас ведутся отдельные переговоры с рядом стран о торговом сотрудничестве. Результатами политических договоренностей и многих раундов переговоров стало фактически завершение процесса создания ЗСТ с Канадой, ведется диалог Киева о торговом сближении с Израилем и Турцией. Недавно по инициативе Украины был реанимирован проект ГУАМ.
К каким практическим последствиям для Киева уже привела активизация Кабмина по продвижению украинского экспорта и когда все-таки удастся отечественному бизнесу свободно выходить на рынки ряда стран для выгодной торговли, Hubs спросил у заместителя министра Минэкономразвития – торгового представителя Украины Натальи Микольской.
— Каким образом ускорение ратификации Украиной Соглашения о свободной торговле с Канадой влияет на переговорный процесс о торговом сближении с Турцией, которую недавно с официальным визитом посещал премьер Владимир Гройсман, а Вы входили в состав украинской делегации?
— Мы для себя рассматриваем соглашение о ЗСТ между Украиной и Канадой не только как договор о свободной торговле, а, кроме всего прочего, еще и в качестве потенциального фактора для привлечения инвестиций в переработку на украинской территории. Что мы видим уже (и никакие экономические оценки, которые нам делали и наши научные институты, и другие исследования, не учитывают одного), в Турции появился очень интересный сигнал.
— Что за сигнал?
— Когда ты говоришь туркам, что у нас 98% duty free immediately (беспошлинный ввоз продукции – Ред.) экспорта украинских товаров и услуг в Канаду, и плюс еще – реэкспорт канадской продукции из Украины в ЕС происходит со ставкой пошлины 0%, то у турецкой стороны загораются глаза. Они начинают говорить: «ОК, нам это очень интересно». Потому что турки очень много экспортируют по всему миру. Рroduction capacity (производительность – Ред.) по многим товарам сейчас ограничены в контексте разных факторов, и в Турции говорят, что им торговое сближение между Украиной и Канадой потенциально очень интересно. Причем в секторах, которые нам действительно необходимо развивать, а у турок есть хороший опыт по производству продуктов питания, в легкой промышленности (обувь и одежда), в секторе простого машиностроения (запчасти), а также – в производстве стройматериалов для Евросоюза.
Но, например, если экспорт стройматериалов в Канаду из Украины турецкие промышленники пока не рассматривают, то вот в обуви, одежде и продуктах питания они заинтересованы. Это последний результат прошедших переговоров.
— Когда можно ожидать практических результатов от переговоров с турецкой стороной?
— В течение месяца ожидаем визита в Украину двух достаточно серьезных игроков из Турции, которые хотят встретиться с некоторыми украинскими компаниями и оценить перспективы. И что является важным для турок, они уже готовы расширять действующий украинский бизнес.
То есть, они не всегда хотят что-то строить с «нуля». Я говорю в данном случае именно про инвестиции, потому что с точки зрения перспектив экспорта, произведенной в Украине продукции, может эффективно сработать этот условный «треугольник» Украина-ЕС-Канада. И в добавление к нему – такие маленькие сателлиты (с точки зрения количества потребителей), как EFTA (European Free Trade Association, Европейская ассоциация свободной торговли, объединяющая Исландию, Норвегию, Швейцарию и Лихтенштейн – Ред.), с которыми у нас тоже есть соглашение о свободной торговле.
Сегодня уже есть интерес по торговому сотрудничеству, и не только со стороны турок. Есть интерес со стороны Китая, но только КНР пока останавливают некоторые их внутренние барьеры. А также есть интерес со стороны Индии инвестировать в производство продукции в Украине. При этом индийская сторона рассматривает такое производство, в том числе и для последующих поставок товаров назад в свою страну. При этом индийский бизнес занимается, в первую очередь, первичной переработкой продуктов сельского хозяйства.
— Какой прогноз можно сделать относительно сроков запуска ЗСТ с Турцией и Израилем?
— Я никогда не даю оценок по срокам – спрогнозировать это всегда сложно. Потому что переговорный процесс продолжается, но Минэкономразвития работает, чтобы эти соглашения утвердить, как можно быстрее.
— Что делается в части интенсификации продаж украинской продукции за рубежом через Офис по продвижению экспорта и отечественные посольства?
— У Офиса по продвижению экспорта и Минэкономразвития сложилось очень хорошее сотрудничество с большим количеством украинских посольств. Работа ведется в рамках тех ограниченных ресурсов, которые есть у и Минэкономразвития, и у Офиса, и у нашего МИДа. Но мы стараемся использовать все, как можно более эффективно. Все торговые миссии, которые мы организовываем, происходят, в том числе, и благодаря нашим посольствам, которые работают в тех странах, куда мы едем. И их роль в этом деле достаточно большая.
— Почему анонсированный в 2016 г. проект Нового шелкового пути через Украину из ЕС в Китай не заработал?
— О перспективах этого транспортного коридора лучше спрашивать у Министерства инфраструктуры Украины. Потому что Шелковый путь – это глобальный проект с целым комплексом вопросов и спецификой.