Северная Корея, Сирия, Каталония, языковой вопрос: удастся ли Украине удержать в фокусе мирового внимания агрессию РФ на востоке?

Война в Украине воспринимается миром в общем контексте угроз, исходящих от России

Последние действия лидеров соседних западных государств с критикой Украины из-за закона «Об образовании» заставляет Киев менять тактику в своих международных отношениях. Если раньше удавалось удерживать «оборонительный» имидж в российско-украинской войне, то теперь Украину пытаются преобразить в агрессивного соседа.

Вместе с тем, в мировой политике в последние месяцы появляются новые проблемы, способные перевести на себя все внимание, возможно оставив агрессию Росси против Украины на втором плане. Выборы в Германии показали, что правящая партия «Христианско-демократический союз» Ангелы Меркель будет вынуждена искать новых союзников по коалиции и корректировать свою внешнюю политику ввиду угрожающей ее электорату популярности «Альтернатива для Германии» (AfD). Причем, Александр Гаулянд – один из лидеров AfD выступающий за снятие санкций против РФ, а теперь и один из депутатов – триумфально объявил собравшимся, что его партия не будет давать спуску Ангеле Меркель.

Для США тоже хватает своих забот в результате разрушительных ураганов и очередного обострения в отношениях с Северной Кореей, которая регулярно проводит испытания баллистических ракет. А для ЕС головную боль прибавили события в Испании вокруг референдума о независимости Каталонии.

Hubs расспросил политологов о том, возможно ли уменьшение внимания к решению вопроса оккупаций территорий Украины Россией и как должна реагировать (менять внешнюю политику) украинская дипломатия для сохранения фокуса на наших внешнеполитических приоритетах.

Политологи и аналитики не склонны считать, что «украинский вопрос» отойдет на второй план. И в первую очередь не потому, что украинские дипломаты искусно представляют интересы страны на международной арене. Ключевой «палочкой-выручалочкой» для нас является тот факт, что общая (не только по отношению к Украине) внешнеполитическая деятельность России воспринимается западным миром как постоянная угроза.

«Проблемы Украины менее приоритетны для Запада, чем проблемы, которые создает РФ. Поэтому я бы рассматривал вопрос приоритетов исключительно в этом ключе. РФ – это угроза и сейчас это понимает значительное количество представителей элит Запада. Поэтому украинский вопрос в данном контексте с повестки дня исчезнуть не может, потому что он ключевой. Что касается целей, то в данном случае мы пока что играем в игру, которую нам навязывают. Сама ситуация вокруг Крыма и Донбасса формирует рамки, за которые нам сложно выйти. Думаю, что и в дальнейшем мы будем ограничены ими», – уверен управляющий партнер Da Vinci AG Андрей Колпаков.

В этой связи уместно различать ряд аспектов – политических, экономических и военных.

 В военной сфере интересы Запада вполне понятны и прозаичны:

Традиционно Украина воспринимается западом в качестве географического защитного буфера. Мнения экспертов здесь единогласны – пока от России исходит военная угроза, «украинский вопрос» будет на первом плане.

 «Украинский вопрос не уйдет с мировой повестки. Слишком высоки ставки и острота конфликта. Что касается целей украинской власти в свете изменений в мировой политике, то они, по моему мнению, должны быть сосредоточены на Будапештском меморандуме и Крыме, как начального момента агрессии. Донбасс необходимо рассматривать как продолжение агрессии, начатой 20 февраля 2014 года в Крыму. Все это надо подавать в связке с северокорейским кризисом, акцентируя внимание на том, что игнорирование своих обязательств со стороны гарантов по Будапештском меморандума, делает нереальным отказ какой-либо другой страны от ядерного оружия под какие угодно гарантии, пока перед ними будет пример Украины», – считает политолог Виктор Жих.

 «Украинская проблема может уйти из повестки дня, только вместе с российской проблемой. Цели президента и МИДа должны заключаться в ежедневном донесении миру фактов преступлений России против Украины», – уверен эксперт Корпорации стратегического развития «Гардарика» Константин Матвиенко.

До тех пор, пока Украина участвует в противостоянии с РФ, военные структуры США и НАТО не потеряют к ней интерес. Ведь на «восточном фланге» у НАТО (без учета численности Вооруженных сил Украины) немного войск и военной техники.

 Политико-экономические факторы:

Понятно, что для США и ЕС было бы весьма болезненным согласиться с требованиями Москвы признать Восточную Европу сферой российского влияния. Это полностью перечеркивает тезисы о свободе выбора пути развития и участия в различных институциях по безопасности. А с точки зрения ЕС, Украина, Грузия и Молдова считаются «ассоциированными государствами», участвуют в европейской программе «Восточного партнерства» и других программах. Кроме того, согласие передать Украину под российский контроль равносильно геополитическому поражению, которое лишь усилит агрессивную политику Москвы.

«Учитывая серьезные ресурсы, которые вкладывает ЕС и США в развитие Украины, как финансовые, так и дипломатические, а также глобальность инфраструктуры нашей страны в вопросе автотранспортных, газотранспортных, энерготранспортных и водотранспортных путей – вопрос Украины будет актуален для всех крупных геополитических игроков до тех пор, пока Украина окончательно не интегрируется в ЕС и НАТО», — уверен политолог Евгений Мироненко.

Но градус интереса к решению украинских проблем, связанных с российской агрессией, уже напрямую зависит от способности (или скорее желания) украинских властей бороться с набившей всем оскомину коррупцией.

«При проведении гибкой, а главное – рациональной и ответственной политики – проблемы Украины вряд ли смогут быть оттеснены на второй план мировой политики. Многое, разумеется, зависит и от самой украинской власти, включая содержание внутриполитического курса, уровень коррупции и степень рациональности экономических решений», – считает директор Института политического анализа и международных исследований Сергей Толстов.

Он считает, что «объективные задачи президента и МИД Украины заключаются в определении четких приоритетов и условий урегулирования конфликта в Донбассе. По сути, власть должна, наконец, определиться с выбором приемлемого сценария урегулирования существующего конфликта. И если нет возможности обеспечить его полноценное разрешение – сформулировать минимальный набор требований и условий, при которых официальный Киев сможет согласиться на его замораживание».

*

Top