О чем рассказали журналистам новые руководители украинской «дочки» UniCreditBank
Сегодня украинская «дочка» UniCreditBank представила новое руководство. Hubs публикует самые содержательные высказывания новичков.
С июля пост председателя правления будет занимать Тамара Савощенко (она работает в банке с 1993 года и перейдет на новую должность с поста первого зама предправления). В мае генеральным менеджером UniCreditBank (Украина) стал итальянец Мауро Маскио (он занимался развитием розницы украинского Unicredit в 2008-2012 году).
О продаже украинской «дочки» UniCreditBank
Мауро Маскио: Мы вложили в банк кучу денег и пока не планируем его продавать (в годовом отчете Unicredit сказано, что украинская «дочка» выставлена на продажу — Hubs). Сейчас нет ни рынка, ни покупателей. Мы хотим понять, куда движется страна, ищем причину остаться. Мы, как холдинг, верим в потенциал Украины и у банков в этой стране есть потенциал. Настрой у нас позитивный.
Докапитализация банка
Тамара Савощенко: Наш план докапитализации состоял из двух частей. Первая была закончена в марте – прощение части долга материнской компанией и переведение этого долга в капитал. Вторая – увеличение уставного капитала путем перевода кредитной линии материнской структуры в уставной капитал. Комиссия по ценным бумагам отказала нам в регистрации проспекта эмиссии.
Для увеличения уставного капитала используется цена акции, которая котируется на бирже. Цена акции на бирже определяется четырьмя знаками после запятой. Стоимость одной акции на момент проведения собрания акционеров составляла 0,1065 грн. Когда мы подавали документы на регистрацию проспекта эмиссии, то комиссия по ценным бумагам усмотрела в этом ущемление права миноритарных акционеров. Грубо говоря, если миноритарный акционер хочет купить одну акцию, то он покупает ее за 11 копеек, так как 10,65 копеек он физически заплатить не может. Если акционер покупает пакет акций, то каждая ему обходится в 0,1065 грн.
Убедить комиссию мы не смогли, поэтому согласовали с ними, что мы сделаем новое собрание акционеров и зарегистрируем проспект эмиссии по упрощенной процедуре. В результате мы уложимся в те сроки, которые планировали изначально.
25 июня мы созываем собрание акционеров и до 30 июня планируем завершить процесс подачи на регистрацию проспекта эмиссии. Комичность ситуации в том, что убыток всех акционеров, которые бы выкупали акции по 11 копеек, составил 5 евро.
Ситуация на банковском рынке
Т.С.: В этом году банки должны сформировать огромное количество резервов по результатам диагностики и стресс-тестирования НБУ. Могу с высокой долей вероятности сказать, что из-за этого в 2015 году ни одни банк в Украине не выйдет на прибыль по балансу. Требования НБУ по резервированию достаточно жесткие, особенно, что касается активов, которые находятся в зоне АТО.
У нас в банке проверка НБУ закончена и мы в течение этой недели ожидаем ее результатов. Дополнительного капитала нам для резервирования не потребуется.
О развитии банка
Т.С.: Мы должны максимально использовать возможности, которые нам предоставила группа, увеличив капитал. Мы должны сконцентрироваться на тех направлениях, которые позволят нам выйти на какое-то стабильное развитие. Стратегия банка будет меняться. Мы продолжим работу с проблемными активами – это значимая часть нашего бизнеса, будем фокусироваться на оптимизации и рационализации нашего продуктового ряда, будем улучшать уровень сервиса. Если говорить о ключевых клиентских сегментах, то прежде всего, это – международные компании, крупный корпоративный бизнес с перспективой развития. Ритейл мы рассматриваем как ресурс гривневой ликвидности. Будут кросс-продажи розничных продуктов корпоративным клиентам. Говорить о развитии классической розницы мы сейчас не можем.
М.М.: Ситуация в экономике заставляет ужимать бизнес. Нет клиентов, которые приходят за деньгами, чтобы развивать бизнес. Ситуация несравнима с 2008 годом, так как сейчас совершенно нет рынка. Но группа для развития банка будет вкладывать столько, сколько нужно.
О депозитах
Т.С. Мы наблюдаем положительную тенденцию по гривневым депозитам. По валюте ситуация другая, там тенденция еще не положительная. Она в большей степени связана с тем, что НБУ не готов пока отменить ограничения по валюте. Эквивалент 15 000 гривен – это ничего. Люди не готовы нести валюту в банк, который потом будет ее возвращать неделями или месяцами. Притока значительного пока нет именно из-за ограничений.
Закон о срочности вкладов был инициирован банками и продавлен банковским лобби. Он потребует от нас пересмотра всего продуктового ряда. Но проблема даже не в том, что нужно переделать договора, а в том, что вкладчики еще не готовы к таким изменениям. Теперь клиенты должны привыкнуть, что будут депозиты без права снятия и по ним будет ставка выше, и депозиты с правом снятия и меньшей ставкой. Путь в никуда – это повысить проценты по депозитам без возможности досрочного снятия. Ставка должна была остаться по срочным депозитам, а по депозитам до востребования стать ниже, тогда это – экономика. А когда банки стараются накрутить ставки, чтобы удержать ликвидность – это очень плохо. Мы помним ставки «Дельты» и «Надры» и знаем, чем это заканчивается.
Почему процентные ставки банков с иностранным капиталом всегда ниже? За ставками должна стоять экономика. Не желание перекрыть дырки в балансе и решить проблемы с ликвидностью, а разумная рациональность и экономический расчет. Максимум сейчас по гривне, который может быть, – 20-20,5% годовых, в валюте – не больше 6%. Это экономически обоснованная цена.
О Нацбанке
М.М.: Много изменений в Украине произошло за последние полтора года. По моим личным ощущениям, Нацбанк стал более открытым, есть возможность обсудить с ним любые вопросы, есть желание их обсуждать со стороны НБУ. Это не означает, что мы с ними всегда согласны и все принимаем сразу, но мы с ними можем обсуждать. У меня есть ощущение, что у НБУ есть видение и понимание, как поменять ситуацию. Но мне хочется, чтобы эти процессы шли быстрее. Но дорога есть, первые шаги сделаны и назад пути нет.
Т.С.: НБУ сейчас старается быть более открытым и устанавливает для всех банков одинаковые правила игры. Правила, по которым сейчас проходит диагностика, в результате которой будет определена сумма необходимой докапитализации, для всех банков Украины одинаковая. И она находится под контролем МВФ. По результатам диагностики банков появятся два перечня банков, которые должны будут докапитализироваться и им будет дан для этого срок, и банки, которые по тем или иным причинам не могут докапитализироваться. У НБУ будет проблема в принятии решения – как быстро эти банки будут выведены с рынка и кто первый нас покинет.
О Фонде гарантирования вкладов
Т.С.: ФГВ не справляется своими средствами: тех взносов, которые платят НБУ, хватает, наверное, только на выплату процентов НБУ по кредитам рефинансирования. Это нагрузка на бюджет, выплаты давят на стабильность гривны. Сейчас начались выплаты по банку «Дельта» и мы видим, что началось движение на валютном рынке. Я считаю, что НБУ в состоянии держать ситуацию под контролем и гривна будет находиться в заявленном коридоре.
Мое личное мнение: после завершения процесса очистки банковской системы я бы вообще отменила выплаты из Фонда гарантирования вкладов. При совокупности тех мер, которые предпринимает НБУ для повышения стабильности банковской системы, это побудит вкладчиков более ответственно подходить к выбору банка. Ведь многие люди осознанно идут на высокие ставки, понимая, что 200 000 гривен ФГВ выплатит.