Практика бизнеса: 10 вопросов при заказе мобильного приложения, которые помогут сэкономить деньги

Нюансы, на которые нужно обратить внимание топ-менеджерам до начала разработки приложения

yuriy-prudius-woxapp

Юрий Прудиус, директор по развитию компании WOXAPP

По данным The Standish Group 19% IT-проектов проваливаются и не доходят до этапа сдачи, и только 29% успешно реализовываются. 52% проектов, сроки и стоимость которых были завышены, находятся в категории «спорные».

Hubs предлагает экономистам, финансистам, бизнесменам, IT-специалистам и другим практикам высказываться по поводу опыта в сфере разработок IT-проектов в формате колонок, интервью, комментариев на страницах нашего издания.

В своей колонке Юрий Прудиус, директор по развитию компании WOXAPP, рассказывает о 10 основных вопросах, которыми должен озаботиться менеджмент компании, решившей повысить свою технологичность за счет инновационных решений в сфере мобильных приложений:

К сожалению, многие разработанные мобильные приложения для торговых и промышленных компаний остаются вне бизнес-процесса, месяцами ожидая внедрения. В итоге цель не достигнута и средства потрачены напрасно.

Почему так происходит? По данным The Standish Group топ-причинами, почему проекты не стали успешными, называют «плохое вовлечение пользователей», «неполные требования» и «изменение требований», «отсутствие ресурсов» и «отсутствие поддержки руководства».

Нередко владельцы бизнеса неправильно поставили задачи, не разобрались, какая платформа для их бизнеса лучше, как в целом происходит разработка и что затем нужно делать с приложением.

Заказчики должны понимать, что, каждое мобильное приложение, которое они хотят внедрить в производственный процесс, должно эффективно решать одну из трех или все три основные задачи:

— облегчать управление процессами в компании и контроль сотрудников;

— ускорять внутренние и внешние операции по снабжению, производству, продажам;

— упрощать учет и аудит.

Предлагаю остановиться на десяти вопросах, которые должен учитывать и продумать заказчик еще до начала старта разработки мобильного приложения для бизнес-целей. Правильный выбранный подход по этим направлениям поможет избежать лишних трат при внедрении мобильных бизнес-инструментов:

  1. Чем собственное приложение будет полезно для компании?

Например, полностью или частично оно автоматизирует бизнес-процессы, и какие именно? Здесь стоит вернуться к задачам, которые должно решать приложение:

  • Осуществление удаленного контроля за работой сотрудников, перемещением товара, продукции

Пример 1. Офис фармацевтической компании расположен в городе N. В остальных населенных пунктах работают представители или удаленные сотрудники, которых нужно контролировать: где и когда были, кому предлагали/презентовали продукцию, сколько времени затрачено на работу. В этом случае мобильное приложение в смартфоне – эффективный инструмент контроля.

Руководитель благодаря приложению может отслеживать по карте, где находится сотрудник, маршрут его перемещения, а также в любое время получить нужную информацию: фото- или видеоотчет, статистику продаж и др.

  • Организация продаж в сегменте b2b

Пример 2. Компания выпускает косметические средства. Производство и склад расположены в городе Е. С помощью мобильного приложения на смартфоне или планшете менеджеры по продажам или дистрибьюторы в регионах могут оперативно:

  • принимать заявки от клиентов и отправлять их оператору на склад;
  • смотреть остатки на складе и актуальные цены, скидки;
  • собирать статистику, отслеживать продажи, оплаты, отгрузки;
  • работать с клиентами: смотреть данные клиента, историю заказов, бонусы;
  • реагировать на жалобы и входящие заявки.

Пример 3. Предприятие по продаже инженерной техники использует мобильное приложение. Менеджер по продажам носит с собой электронный планшет, чтобы демонстрировать образцы продукции, и может сразу оформить заявку на покупку, переходящую в программу бухучета для удобства обработки оператором на складе. Плюсы: онлайн-доступ к информации о наличии товара, возможность выставить стоимость продукции в соответствии с конкретными параметрами клиента.

  • Представлять каталог продукции

Интерактивный каталог товаров с описаниями, характеристиками и фотографиями обновляется в режиме реального времени и всегда доступен.

Пример 4. Мобильное приложение фармацевтической компании могут устанавливать, как врачи, так и потребители. Им доступны функции: просмотр каталога продукции, выбор препарата по названию или штрих-коду, чтение инструкции по применению лекарственного средства и расчет дозировки препарата по заданным параметрам.

mobprilog_1

  • Увеличение продаж в розничной торговле, b2c сегмент

Пример 5. Компании в сфере развлечений, розничной онлайн-торговли и HoReCa могут продавать билеты, принимать заказы на товары и услуги, бронировать столики, номера в отелях и др. Преимущества мобильных приложений для данного сегмента:

  • удобный поиск товара;
  • отзывчивый интерфейс, если сравнивать с мобильным вебом;
  • возможность рассылать push-сообщения;
  • больше возможностей в разработке.

Также мобильное приложение позволяет работать с существующими системами учета, CRM и ERP предприятия, автоматизировать специфический процесс в компании.

Пример 6. Мастера смен сталелитейного завода могут видеть и редактировать посменный график: кто и когда выходит на работу. А клиенты охранного агентства могут из приложения нажать тревожную кнопку и вызвать наряд охраны. Руководитель рекламного агентства может создавать список задач для сотрудников и оптимизировать работу отделов внутри компании.

  • 2. Выгодное вложение или трата денег?

Не для всех компаний мобильное приложение может оказаться нужным. Затраты на разработку не будут напрасными, если четко понимать в каких сферах бизнеса этот инструмент наиболее эффективен и как с его помощью вы можете получить прибыль/выгоды.

Однозначно полезен для:

  • компаний, где нужно следить за работой удаленных сотрудников и фиксировать геопозиции. Когда нужна возможность обмениваться текстовым, фото- и видеоконтентом. Задача актуальна для фармацевтических предприятий, отелей, турагентств, авиакомпаний и др.
  • автотранспортных предприятий и такси, служб доставки и перевозки суши, пиццы, товаров из интернет-магазинов для построения оптимальных маршрутов и выполнения заданий по ним.
  • крупных фирм, занимающихся производством оборудования, продуктов питания, электроники, одежды и обуви и др.
  • компаний, предоставляющих разные услуги, для автоматизации приема заявок/ заказов/ записи на прием: автосервисы, салоны красоты, медцентры, химчистки, ремонты жилья, клининг, кейтеринг и т.д.

Пример 7. Маленький магазин хенд-мейд, малоизвестный ресторанчик, производитель или интернет-магазин с низкой частотой покупок? По разным данным в среднем потребитель использует от 11 до 25 мобильных приложений в месяц. Это будет именно ваше мобильное приложение? Подумайте, будет ли рентабельной разработка.

Когда не стоит разрабатывать мобильное приложение:

— В цепочке принятия решения о покупке вашего товара или услуги нет магазина приложений. Покупатель не ищет товар или услугу в GooglePlay или AppStore.

— Вы не понимаете, как будете привлекать пользователей в приложение: у вас нет базы пользователей, которым можно его предложить.

— Вы не понимаете, как вложения окупятся. Приложение не предусматривает монетизацию. Вы не понимаете, как будете зарабатывать на приложении.

— У вас нет уникальных преимуществ перед существующими аналогами.

— Внедрение приложения в бизнес-процессы не увеличит доход компании или значительно не улучшит сервис. Вы можете сделать это с помощью других инструментов.

Мы будем зарабатывать на рекламе. Если вы планируете зарабатывать на рекламе, узнайте, какой сейчас средний ecpm в вашем регионе и спрогнозируйте, какая аудитория у вас должна быть, чтобы окупить разработку и зарабатывать на операционные затраты. Поставьте рядом прогнозируемую стоимость привлечения этой аудитории.

  • 3. Бюджет и рентабельность прежде всего

Цена за разработку приложения не учитывает дальнейших расходов, таких как:

  • Плата за поддержание и обновление приложения. Если есть серверная часть, то аренда хостинга или сервера.
  • Годовая оплата за регистрацию аккаунта. Если приложение используется не только для корпоративных целей внутри компании, его нужно опубликовать в магазинах приложений Google Play и AppStore.
  • Маркетинговый бюджет, если планируете продвигать мобильное приложение.

Обязательная статья бюджета – расходы на дальнейшее обслуживание и поддержку мобильных приложений после запуска. Обновлять продукт нужно периодически. Потому что в ходе его использования будут поступать жалобы и предложения от пользователей, проявятся ошибки в логике, вам захочется расширить функционал.

  • 4. Как удешевить разработку

Используйте готовые решения. Посмотрите на рынке готовые решения. Компаниям, использующим системы учета ERP и CRM, можно обратиться к разработчику софта. У них есть мобильные решения, которые можно доработать при необходимости.

Заниженные сроки разработки. Лучший способ удешевить разработку – вложиться в запланированную смету. Нередко оценка сроков и стоимости на старте увеличивается для клиента в 2-3 раза в процессе разработки. Разработчик начинает понимать масштаб задач и трезво оценивает свои возможности.

Смотрите, насколько разработчик вник в суть приложения до начала работы. Какие вопросы задает, вникает ли он в детали проекта. Если вам сразу дают оценку проекта без тщательного изучения – присмотритесь, возможно, реальный срок увеличится.

Позвоните клиентам разработчика и спросите, на сколько увеличились сроки и почему. Бывает на этапе прототипирования добавляются новые функции, и тогда увеличение срока обосновано.

  • 5. Какую платформу выбрать

Активно используются две мобильные платформы: iOS и Android. Выбирайте платформу, наиболее подходящую для вашей аудитории. Android на рынках СНГ более массовая платформа (80-85%), устройства на этой платформе дешевле. iOS аудитория платежеспособнее, но доля этой операционной системы значительно ниже Android. Для массовых сервисов зачастую создают мобильные приложения для двух платформ.

Пример 9. Чтобы автоматизировать бизнес-процессы одной службы такси, понадобилось создать 3 мобильных приложения: для водителей на iOS, для пассажиров на iOS и Android. Спрашивайте у разработчиков о плюсах и минусах используемой операционной системы.

mobprilog_2

  1. Какие инструменты встраивать в ходе разработки

Чтобы иметь возможность исправлять ошибки, видеть, как используют приложение, какие функции востребованы, стоит встроить:

  • системы сбора статистики;
  • трекинг ссылок (чтобы видеть источники установок);
  • сервис мониторинга ошибок;
  • сервис обратной связи;
  • пуш-сообщения;
  • возможность поставить оценку приложению.
  1. Выпускайте поэтапно и тестируйте

Рационально выбрать наиболее востребованные функции приложения, а затем разрабатывать их и выпускать поэтапно. Тестируйте функциональные блоки частями, получайте обратную связь от клиентов и совершенствуйте продукт.

  • 8. Тестирование во время разработки и после выпуска приложения (А/Б тесты)

Тестируйте иконку, скриншоты, описания продукта. Собирайте оценки и отзывы, на их основе дорабатывайте приложение. Это может сделать разработчик продукта как в ходе его создания так и после запуска. Все отзывы и оценки в процессе теста будут доступны только вам.

Тестировать приложение в Google Play можно при помощи инструмента для Альфа и Бета тестирования. Можно пригласить реальных клиентов.

mobprilog_3

 

  • 9. Как внедрить приложение в рабочий процесс компании

Внедрение приложения в рабочие процессы компании может занять от 1 до 3 месяцев. Это время необходимо, чтобы:

  • интегрировать и синхронизировать приложение с существующим веб-сайтом и сервисами, где хранится пользовательская и корпоративная информация;
  • настроить на одновременную работу с системами ERP, CRM;
  • провести инструктаж и обучить сотрудников пользоваться приложением;
  • проверить как работает система;
  • устранить ошибки.

Проблема на сервере! Нет, в приложении! Приложения зачастую имеют клиент-серверную архитектуру. Они работают с удаленными серверами и получают/отправляют данные. Частая проблема внедрения приложения – проблема интеграции с существующими сервисами и базами данных.

Проблемы имеют человеческий фактор: нет взаимодействия внутреннего ИТ-отдела компании (который отвечает за базы данных и внутренние сервисы) и компании-разработчика мобильного приложения:

— «Ваши методы не работают».

— «Приложение не может принять такой массив данных».

— «Проблема на сервере!»

— «Нет, проблема в приложении».

Нередко на стороне клиента необходимо синхронизировать приложение с 2-3 отделами, которые используют разные программы. Например, бухгалтерия, производственный отдел и отдел по работе с рекламациями. Из-за этого сроки могут затянуться, а процесс отладки может длиться от месяца до года.

Чтобы этого избежать надо до начала разработки составить Техническое задание для «клиент-сервера», в котором утвердить список методов, ответственных за реализацию и сроки. Бывают случаи, когда на этапе сдачи проекта у клиента полностью меняется серверная архитектура. Из-за чего приложение не может работать и приходится переделывать до 30% приложения.

  • 10. Как выпустить мобильное приложение

Сделать релиз приложения в магазинах Google Play и App Store. Подготовьте материалы для публикации и размещайте. Главное, проследить, чтобы приложение и графика для публикации соответствовали правилам магазина.

Например, приложение могут заблокировать из-за использования изображений лиц знаменитостей, логотипов брендов и т. д. Список правил Google Play.

Пример 12. Несколько приложений, разработанных для разных компаний, не пропускали к публикации в маркете потому, что разработчики использовали:

  • изображения актрисы Эммы Уотсон;
  • в описании употреблялось словосочетание Дом-2.

Просто соблюдайте все требования маркетов к размещаемому продукту или попросите разработчика еще раз проверить и опубликовать готовое приложение.

Публикации в разделе Дискуссии в формате «Колонка» отображают мнение исключительно автора текста, указанного в начале статьи. Позиция автора колонки может не совпадать с точкой зрения редакции Hubs. Издание оставляет за собой право публиковать мнение других авторов по изложенным в данной статье темам.

*

Top