Zakaz.ua: амбициозный проект мирового масштаба
Справа налево: управляющий партнер CIG Владимир Кривко; CEO Zakaz.ua Егор Анчишкин; управляющий партнер CIG Андрей Криворчук

Украинский стартап вышел на зарубежный рынок и не планирует останавливаться

Одним из самых ярких и интересных проектов на украинском ИТ рынке считается стартап Zakaz.ua, основатель которого — известный предприниматель Егор Анчишкин. Егор является популярной фигурой в украинской стартап-экосистеме: в свое время он создал стартап Viewdle, который со временем был продан корпорации Google. В сентябре 2014 года его проект Zakaz.ua привлек $2,5 млн инвестиций от украинской инвестиционной компании (CIG), а в июне 2015 года попал в акселерационную программу Techstars и начал работать под брендом CartFresh в американском Бостоне.

Стартап Zakaz.ua работает на рынке ритейла и доставки. Если вкратце, то пользователю дается возможность заказать через интернет товары из ряда крупных магазинов, не имеющих своих служб доставки или ориентированных на юрлиц. Отличие стартапа в том, что продукты собирает человек (на сайте эта должность называется «сборщица»), который, по утверждению создателей, выбирает самые свежие и качественные продукты с полок супермаркета.

По словам Егора Анчишкина, изначально проект не решал четкой задачи. Было понимание нехватки целого ряда технологических услуг на рынке продуктового ритейла и того, что в большой сфере есть большие проблемы. Но никто не представлял, как именно эти проблемы можно решить. В 2010 году, когда проект только начал создаваться, он был одним из первых в мире.

Деньги для старта были взяты у жены основателя, по его словам — несколько тысяч долларов. После этого стартапу удалось весьма быстро закрыть посевной раунд, привлечь ангельские инвестиции от Александра Ольшанского (Internet Invest). После этого, спустя три года, были привлечены средства от президента Best Business Group Евгении Дубинской, а в 2014 году — от Chernovetskyi Investment Group. Как рассказывает Анчишкин, инвестиции искали во многих инвест компаниях и фондах, однако стратегическое видение совпало именно с CIG. Также он «почувствовал, что инвесткомпания CIG настроена на плодотворное сотрудничество».

В Chernovetskyi Investment Group также довольны сделкой и сотрудничеством. Управляющий партнер CIG Владимир Кривко назвал факторы, которые повлияли на положительное решение при инвестировании в проект: «Во-первых, это опытность фаундера и его стратегическое видение. Егор видел путь развития Zakaz таким же, каким его хотели видеть и мы. Второе — дисциплинированность, обязательность и открытость. Важным был этап аудита и подготовки транзакционных документов, на котором Егор показал себя внимательным, обязательным и очень дисциплинированным человеком. С таким партнером хочется работать. Третье — умение разбираться в людях. На тот момент Егор собрал костяк команды, включавший и разработчиков, и менеджеров, смог их замотивировать, сумел управлять ими и «заряжать» на успех. В-четвертых, перспективность модели работы. Мы верили и верим, что время — самое дорогое, что есть в жизни человека. А если проект может экономить время, при этом минимизируя неудобства и стрессовые ситуации, — этот проект обречен на успех. На тот момент, в середине 2014 года, Великобритания была страной с самым высоким в Европе проникновением интернет-торговли — 80% всех интернет-пользователей Королевства совершали покупки он-лайн. Не сложно было предугадать, что и другие страны пойдут по этому же пути. Кстати, Zakaz был создан до того, как на рынке США появился Instacart, оценка которого в мае 2015 года составляла более $ 2 млрд. Конечно, мы тогда работали на совершенно разных рынках, но то, что Заказ был одним из первых в этом сегменте в мире, — факт».

Привлеченные средства использовались на зарплату. В самом начале команда состояла из четырех человек: собственно Анчишкина и трех разработчиков, которые с нуля написали систему управления работой с клиентами (CRM). Естественно, с момента запуска сервиса сразу же начали наниматься люди «в поле»: сборщицы, операционные менеджеры, курьеры.

К моменту привлечения последнего раунда инвестиций проект смог выйти на операционный ноль — на каждом заказе начали зарабатывать. Следующим приоритетом в Украине стала работа над повышением качества.

Команде удалось с самого начала выработать правильную бизнес-модель, по словам Егора, «не изменившуюся существенно за шесть лет». После отработки процедур, сбора и анализа большого количества данных было принято решение о выходе на американский рынок. При этом самым важным было четко определить, что из украинского багажа не сработает в США.

Было и есть множество других сложностей: в первую очередь, мощная конкуренция. Приходится быть очень внимательным, чтобы не попасться на пути супертяжеловесов типа Amazon или Google. В остальном, уверяют в команде, на рынке очень много свободного места. И здесь украинцы видят преимущество: на большом рынке легче найти свою высоту и закрепиться на ней. «В Бостоне хорошо объединены развитая аудитория, достаточно большой рынок и не самый жесткий вариант конкуренции», — рассказал Hubs Егор Анчишкин.

Клиентов собирают в основном через Facebook. Чтобы особо не рисковать, команда осторожно проверяет гипотезы на рынке, что, по их словам, пока что обеспечивает работу без провалов.

Начало выхода на американский рынок оказалось не очень успешным. Егор признает, что была допущена кадровая ошибка: неадекватное расширение операционной команды и группы разработчиков. Высокооплачиваемые американские программисты и менеджеры себя не оправдали. Такой просчет привел к потраченным впустую времени и средствам инвесторов. Это, тем не менее, не привело к закрытию стартапа: как говорят, вовремя спохватились.

Зато в Zakaz.ua (в США стартап действует под названием CartFresh) гордятся построенными отношениями с ритейлерами, входящими в мировой рейтинг Топ-20. Естественно, ещё не все налажено и работает так, как того хотелось бы: команда ещё не доказала всему американскому рынку свою способность удовлетворять потребности местного рынка, но сотрудничество только в самом начале.

«В результате развития этих отношений и долгого кропотливого труда строятся сервисы, которые мы вместе с самыми известными мировыми ритейлерами будем предоставлять миллионам людей по всему миру!», — с оптимизмом утверждает Егор.

Гордости за успехи проинвестированного проекта не скрывает и сама инвестиционная компания — управляющий партнер CIG Владимир Кривко рассказал: «Zakaz начал работать со всеми крупными сетями Украины, вышел на рынок США, где активно развивается, планирует в ближайшее время выйти на рынок Индии. На сегодня это — на 100% международный проект с огромными перспективами».

На вопрос редакции «С какими проектами можно идти в Chernovetskyi Investment Group?» – Владимир ответил: «К нам можно идти с любым проектом, который имеет готовый продукт, сильную команду, работает в рынке, на котором есть деньги, и ориентирован на получение прибыли, т.е. в основе которого лежит реальная экономика. И не важно, в какой сфере работает компания».

*

Top