Почему за футболиста могут отдать сто миллионов евро

Как и кем формируются цены на игроков, и почему они бывают заоблачными

В ведущих футбольных лигах мира стартовали чемпионаты. В фокусе внимания болельщиков — снова захватывающая игра и турнирная интрига. А еще совсем недавно, в период летнего межсезонья, главными новостями были события на трансферном рынке – переходы игроков из одних клубов в другие и выплаченные при этом суммы. (См. «Топ-10 мировых футбольных трансферов лета 2016 года»)

1_Футбол

Напомним, что нынешним летом был установлен новый трансферный рекорд: английский «Манчестер Юнайтед» заплатил итальянскому «Ювентусу» 105 млн EUR за 23-летнего полузащитника сборной Франции Поля Погба. Примечательно, что рыночная стоимость Погба оценивалась в 70 млн EUR, то есть за игрока переплатили в полтора раза. Hubs исследовал механизмы ценообразования на футбольном трансферном рынке и методы работы тех людей, от которых зависят головокружительные суммы, периодически выкладываемые за футбольных звезд.

Свет денег в трансферном окне 

Каждый футбольный клуб в первую очередь состоит из игроков, из которых комплектуется команда. Для переходов игроков из одного клуба в другой, то есть – их покупки и продажи – установлены специальные периоды, называемые «трансферными окнами». Они действуют в период зимних каникул и летнего межсезонья. Зимнее окно, как правило, открыто с 1 по 31 января, а летнее – с 29 мая до 12 сентября.

Во время трансферных окон клубы пытаются подписать новых игроков и продать тех, которые по тем или иным причинам не оправдали возлагаемых надежд. Цена футболистов формируется в зависимости от их мастерства, игровой позиции, известности, перспективности, индивидуальных качеств, возраста и других параметров.

При этом стоимость игрока зачастую зависит не от объективной оценки его игры, а от разных внешних обстоятельств: от того, на какие условия договорятся между собой представители клубов, или от того, как сработают футбольные агенты. Трансфер – это сделка, во время которой футболист подписывает личный контракт, где оговаривается срок, в течение которого он будет выступать за данный клуб, а также – его зарплата, премиальные, бонусы, особые условия  и обязанности сторон.

Цена всегда договорная. На футболистов нет прейскуранта, их ценность колеблется в зависимости от их индивидуальных успехов, достижений команд, где они выступают, от потребностей и финансовых возможностей тех клубов, что проявляют к ним интерес. (См. «Топ-10 украинских футбольных трансферов лета 2016 года»).

3_Футбол

Кроме того, приобретение игрока, особенно – дорогого, это всегда риск. Гарантий, что футболист будет блистать в новом клубе (зачастую – в новой стране), не может дать никто. Есть масса случаев, когда игроки не оправдывали вложенных средств по самым разным причинам: не вписался в игровые принципы нового чемпионата или тактические схемы нового клуба; не нашел общего языка с тренером или партнерами по команде; не адаптировался в новой стране; банально травмировался и т.п. Самый близкий нам пример – переход Андрея Шевченко из «Милана» в «Челси» (2006 г., 30 млн фунтов стерлингов), признанный одним из самых неудачных трансферов английской Премьер-лиги.

В то же время нередко средства, затраченные на приобретение звезды, начинают окупаться еще до того, как игрок выходит на поле за новый клуб. Современный футбол – комплексный бизнес, где большую роль играет мерчандайзинг. Так, значительные суммы клубы «отбивают» на продаже фирменных футболок с именем новой звезды. Европейскому болельщику не составляет проблемы заплатить 20-30 EUR за футболку с именем кумира. Когда эти футболки раскупаются миллионами, затраты на звезд довольно скоро окупаются. Так, например, летом 2014 года мадридский «Реал» заплатил за блеснувшего на чемпионате мира колумбийского форварда «Монако» Хамеса Родригеса 75 млн EUR. Уже за первые 48 часов с момента подписания контракта было продано 345 000 футболок с его именем. В целом на продаже футболок Родригеса «Реал» выручил 33 млн EUR.

Когда нынешним летом шведский форвард Златан Ибрагимович перешел из французского «Пари Сен-Жермен» в английский «Манчестер Юнайтед», за одну неделю реализовали футболок с его именем на 76 млн фунтов. Кстати, Ибрагимович перешел в МЮ на правах свободного агента, то есть срок его контракта с ПСЖ истек, и англичане ничего не платили за его трансфер.

Кто почем и почему

Итак, стоимость игрока определяется достаточно произвольно. Причем рыночная стоимость – это одно, это та сумма, которую вправе обсуждать желающие купить или продать футболиста. А на практике цифры могут быть совсем иными, что ярко видно на примере Поля Погба, а также ряда других игроков (см. таблицу «Топ-10 самых дорогих трансферов в истории футбола»). И расходиться реальная сделка с рыночной ценой могут как в одну, так и в другую сторону. Кого-то покупают дороже, а кого-то продают дешевле. Скажем, игрок очень дорогой, но клубу не подходит, а купить его по рыночной стоимости никто не хочет или не может, вот и продают ниже этой стоимости. (См. «Топ-10 самых дорогих трансферов в истории футбола»).

2_Футбол       

Огромную помощь в деле определения рыночной стоимости клубам и агентам оказывает немецкий сайт Transfermarkt.de. Это огромная база данных всех профессиональных футболистов мира (с указанием рыночной стоимости каждого), с помощью которой можно отслеживать 99 процентов трансферов.

По словам главы международного отдела Transfermarkt.de Томаса Линца, около 250 скаутов сайта, а также эксперты и даже обычные пользователи сайта на специальных дискуссионных платформах обмениваются аргументами и сравнивают информацию о стоимости футболистов. После того, как они приходят к компромиссу, стоимость игроков вводится в систему, потом данные пепепроверяются в офисе сайта в Гамбурге и после этого публикуются.

«При этом важно понимать, что рыночная стоимость футболистов, указанная нами, не должна рассматриваться как прогнозируемая цена будущего трансфера игрока, — говорит Томас Линц. – Хотя в некоторых случаях она или близка к реально выплаченной сумме, или в точности ей соответствует. В нашей системе трансферная стоимость есть даже у свободных агентов, которых любой клуб может приобрести бесплатно. Таким образом мы стараемся показать общую ценность игрока как футбольного актива».

Стоимость игрока обычно обновляется на сайте 2-4 раза в год. Среди критериев, которые учитываются: возраст, игровая позиция, уровень клуба, уровень лиги, уровень национальной сборной, стоимость предыдущих трансферов игрока, возможные будущие трансферы, маркетинговые факторы (популярность и престиж футболиста, например) и его перспективы. Сложнее всего, отмечает Линц, оценивать вратарей и защитников – потому что они меньше попадают в фокус внимания медиа и реже продаются. (См. «Топ-10 игроков с самой высокой рыночной стоимостью»).

4_Футбол

Так или иначе, все профессиональные футболисты сегодня имеют рыночную стоимость. На основании данных во время Евро-2016 СМИ с удовольствием публиковали материалы о том, сколько команд игроков-миллионеров участвовали в турнире. Так, суммарная трансферная стоимость участников Евро-2016 (552 игрока) составила 5,11 млрд EUR, а средняя стоимость одного игрока – 9,25 млн EUR. Кстати, только у 80 процентов игроков (14,5 % от общего числа) трансферная стоимость не дотянула до миллиона евро. Самым дорогим футболистом чемпионата оказался Криштиану Роналду (110 млн EUR), а самым дешевым – запасной вратарь сборной Исландии Ингвар Йонссон (100 тыс. EUR). Самой дорогой командой на турнире стала сборная Испании (592 млн EUR), а самой дешевой – сборная Венгрии (27,3 млн EUR).

Чемпионаты Европы или чемпионаты мира – это всегда грандиозная ярмарка футбольных звезд. Их стоимость может подскочить в разы в случае хорошей игры на турнире, но может и резко упасть – при бледном и неудачном выступлении. Так, разговоры о возможном переходе нынешним летом украинского хавбека Андрея Ярмоленко в какой-либо европейский топ-клуб после его игры на Евро-2016 и провала сборной Украины сразу утихли.

Сегодняшние колоссальные суммы – по мнению специалистов, далеко не предел. Известный футбольный агент Мино Райола отметил, что трансферная стоимость футболистов с каждым годом будет повышаться. «Если учесть развитие экономики, то футбол близок к тому, что через два-четыре года один из игроков будет стоить 200 млн EUR. Возможно, за такие деньги будет куплен чудо-футболист уровня Неймара или Месси», – приводит слова Райолы издание talkSPORT.

Кстати, мировой рекордсмен Поль Погба является клиентом Мино Райолы.

Агенты футбольного империализма

Упомянув Мино Райолу, самое время поговорить о роли футбольных агентов в трансферах игроков.

Принцип работы спортивных агентов такой же, как и в мире арт-бизнеса и шоу-бизнеса. Это менеджеры, которые на основании договора со спортсменом занимаются представлением его интересов. Они выступают в качестве посредников при заключении контрактов для своих клиентов, получая при этом процент от заключаемых сделок. Основные направления деятельности агента: оформление отношений спортсмена с работодателем (клубом), поиск наиболее выгодных контрактов со спонсорами и рекламодателями, урегулирование финансовых и других вопросов, страхование спортсменов.

Футбольные агенты осуществляют управление карьерой футболиста, занимаются финансовым планированием и налоговым вопросами. Для клубов агенты ищут игроков, помогают вести переговоры и заключать контракты с игроками, ведут селекционную работу, занимаются спонсорской поддержкой и маркетинговым планированием. То есть для достижения успехов в своей профессии футбольный агент должен разбираться в футболе, знать регламентные документы, уметь находить футбольные таланты, а также иметь навыки ведения переговоров и поддержания деловых отношений. Важно уметь работать с документами, иметь определенные юридические и экономические знания. Немаловажным является наличие связей или опыт работы в футбольной сфере. (См. «Топ-10 национальных лиг по стоимости игроков»).

5_Футбол

До 1990-х годов институт футбольных агентов не был развит. Игроки либо сами вели свои дела, либо этим занимались их родственники или друзья. Но по мере коммерциализации футбола футболисты поняли, что лучше доверять ведение своих карьер специалистам. Поначалу ФИФА монополизировала процессы подготовки и лицензирования футбольных агентов, установив стоимость лицензии в 200 тыс. швейцарских франков. Такая высокая цена увела работу многих агентов в тень, что дало простор для различных злоупотреблений и махинаций. И даже когда в 2001 году ФИФА отдала дело лицензирования агентов национальным федерациям с правом самостоятельно устанавливать стоимость лицензий (которая уменьшилась в разы), немало недобросовестных агентов продолжили работать с применением различных схем.

Среди таких схем, в частности, были продажи клубам заведомо не подходящих им игроков на основах откатов спортивным директорам или другим должностным лицам клубов, отвечавшим за кадровую политику. То есть президента клуба могли убедить в том, что на горизонте появился новый Зидан или Дель Пьеро, которого нужно срочно приобрести за большие деньги. А затем значительную часть этих денег делили между собой недобросовестный агент и представитель клуба. А болельщики клуба недоумевали – зачем руководство покупает тех или иных игроков, которые не оправдывают вложенных в них средств?

Негативные процессы, в конце концов, привели к тому, что в 2013 году ФИФА запретила агентам и специально созданным фирмам (третьим лицам) выкупать права (доли прав) на футболистов. В июне 2014 года, перед началом чемпионата мира в Бразилии, состоялся конгресс ФИФА, на котором было принято решение упразднить институт футбольных агентов, а понятие «агент футболиста» изменить на термин «посредник». Начиная с апреля 2015 года права на футболистов стали принадлежать футбольным клубам, а не представителям игроков.

Посредник не сможет получить за предоставляемые услуги более 2 млн USD за один трансфер и более 3% от годовых доходов футболиста. Был наложен запрет на выплату бонусов за продажу несовершеннолетних игроков. Посредники теперь в обязательном порядке должны регистрировать все трансферы в национальных футбольных федерациях. Считается, что решение ФИФА позволило сделать ситуацию с трансферами футболистов более прозрачной. Во всяком случае, сегодня возможностей для разных комбинаций со стороны агентов практически не осталось.

Футбольные агенты, как бы они сегодня не назывались (посредники, консультанты и т.п.), однозначно необходимы для продвижения карьер футболистов, выступая их помощниками и адвокатами, давая возможность футболистам не отвлекаться от собственно спортивного процесса.

Имена ведущих футбольных агентов не так известны, как имена их подопечных, но некоторые специалисты находятся на виду. В Украине раньше наиболее популярными из агентов были Шандор Варга и Дмитрий Селюк. Сегодня на ведущие роли выдвинулся Вадим Шаблий, который ведет дела значительного числа игроков украинской Премьер-лиги.

*

Top