По большинству товарных позиций украинский экспорт падает, рост демонстрируют только несколько направлений
Причины и масштабы внешнеторгового дисбаланса
Экономисты и политики бьют тревогу. Структура украинского экспорта ухудшается, его объем падает, в итоге возникает большой дефицит торгового баланса с негативными последствиями для экономики и для граждан. Недавно председатель комитета Верховной Рады по вопросам промышленной политики и предпринимательства Виктор Галасюк в интервью Hubs заявил, что в торговом балансе образуется настолько крупная дыра, и что ее «не перекрыть никакими миллиардами валютных кредитных заимствований». К тому же, со слов политика, вместе с искусственными источниками финансирования, такими как кредиты МВФ, «нам навязывают обязательства, противоречащие национальным интересам Украины».
Последние сводки Госстата о показателях внешнеэкономической деятельности действительно свидетельствуют о существенном сокращении объема экспорта украинских товаров. В итоге за 2016 г. он «усох» на 4,6%. На первый взгляд может показаться, что это заурядный шажок вниз по экономической лестнице, коих Украина делает множество в последнее время и что к таким «шалостям» у страны уже выработался иммунитет.
Однако экспорт сейчас – это основная составляющая ВВП страны, их абсолютные величины уже становятся сопоставимыми. И недоработки в несколько процентов на внешних рынках могут быть губительными для национальной экономики.
Фактически страна за прошлый год потеряла на экспорте $1,764 млрд (см. ниже «Основные показатели ВЭД в 2016 г.»). Экономике нанесен урон, размер которого почти в 2 раза больше кредита, за который Нацбанк и все правительство бьются с МВФ уже почти полгода и все никак не могут получить. А за «потерю» экспортных почти $1,8 млрд никого даже не пожурили. Хотя, по большому счету, пора, наконец, опрокидывать тренд и наращивать поставки за рубеж, восстанавливая утраченные позиции Украины на мировых рынках.
Основные показатели ВЭД в 2016 г.
Нынешняя ситуация удручает еще и тем, что объемы экспорта украинских товаров падают уже 4 года подряд – с $68,8 млрд в 2012 г. до $36,4 млрд в 2016 г. Весьма симптоматично, что за эти 4 года отечественный экспорт обвалился уже в 2 раза и полет вниз продолжается (см. ниже «Динамика экспорта товаров»).
Обнадеживает лишь то, что темпы этого падения немного замедлились – с ежегодных 8-29% (на протяжении 2013-2015 гг.) до нынешних 4,6%. В этой ситуации выход из пике экспорта услуг, зафиксированное по итогам прошлого года, можно расценивать не более как отсутствие отягчающих обстоятельств.
Динамика экспорта товаров
Падение экспорта, конечно же, негативно сказалось на формировании сальдо внешней торговли. Процесс усугубился ассиметричным ростом импорта товаров на $1,73 млрд за 2016 г. В итоге товарное сальдо резко ухудшилось и стало отрицательным. Во внешнеторговом балансе образовалась «дыра» размером $2,89 млрд (см. ниже «Торговое сальдо»). Председатель Комитета Верховной Рады по вопросам налоговой и таможенной политики Нина Южанина в комментарии Hubs утверждает, что из-за негативного внешнеторгового сальдо в стране уменьшается количество валюты и формируется давление на гривну. «Но если ее удерживать ручным путем, дефицит валюты все равно наступит и вызовет массу процессов, которых боится вся страна. Вот говорили, что доллар может быть по цене от 40 до 80 гривен. Представляете, что будет твориться с населением, его настроениями. Это очень опасно», – заявляет Южанина.
Торговое сальдо
Временно «дыру» в торговом балансе прикрыло положительное сальдо по услугам во внешнеэкономической деятельности. Но как только спрос на услуги украинского трубопроводного транспорта упадет, к чему уже имеются предпосылки, сразу же обнажится дыра из-за перекосов в торговле товарами. К слову, трубопроводный транспорт нынче обеспечивает, по данным Госстата, положительную прибавку к сальдо размером $2,3 млрд. И «порожняк» в трубе может крайне негативно сказаться на состоянии внешнеэкономической деятельности Украины.
Главной угрозой для внешнеторгового баланса, все же, является нынешний тренд по сокращению объемов экспорта товаров. Остановить падение украинского экспорта, начиная с 2013 г., пытается уже третий состав Кабмина. Однако результат прежний. По мнению многих законодателей, нынешнее правительство продолжает бездействовать. Как говорит Нина Южанина, она уже второй год подряд ждет «программу правительства, в которой была бы четко обозначена экономическая политика нашей страны».
Пока же, по оценкам политика, Украина просто теряет время и никуда не двигается. «Все в экономике происходит стихийно или само собой. Мы, как государство, не регулируем и не знаем, как в дальнейшем, например, ликвидировать дефицитный баланс во внешнеэкономической деятельности. Я все-таки надеялась, что у нас новое правительство должно ознакомиться с делами, все должны понять, какие у них новые обязанности, функции. Сейчас у меня менее радужные ожидания. Не знаю, почему у нас не доходят руки до более глубоко понимания, разбора всего по косточкам. Возможно, я чего-то не знаю, возможно, в Минэкономразвития активно работают над тем, как ликвидировать внешнеторговый дефицит», – заявляет Южанина.
Hubs решил не дожидаться, пока какое-то ведомство соизволит предпринять попытку проанализировать негативную ситуацию с экспортом отечественной продукции, и сделал это самостоятельно.
Экспорт по косточкам
Структура экспорта отечественных товаров по итогам 2016 г. в целом получилась похожей на расклады прошлых лет. Более 45% экспорта – продукция двух товарных групп: металлы и изделия из них, а также продукты растительного происхождения (см. ниже «Товарная структура экспорта в 2016 г.»).
Незыблемыми лидерами в этих группах являются черные металлы и зерновые культуры, на их долю соответственно приходится 19,9% и 16,7% от совокупного украинского экспорта.
Товарная структура экспорта в 2016 г.
В то же время, объемы поставок в денежном выражении по многим видам продукции существенно изменились, по сравнению с предыдущим периодом. Упал экспорт металлургической продукции, машин и оборудования, транспортных средств, химической и многой другой продукции. Отрицательную динамику продемонстрировали 12 товарных групп из 20-ти проанализированных нами, согласно классификатору УКТВЭД.
«Антирейтинг товаров по падению экспорта», составленный Hubs (см. ниже), возглавили: черные металлы; реакторы ядерные, котлы и машины; продукты неорганической химии. Совокупное падение поставок за рубеж товаров-призеров этого рейтинга составило $1,6 млрд – почти столько же, сколько потеряла вся Украина на зарубежных рынках за прошлый год. В совокупности по 15 позициям антирейтинга экспортеры недополучили $2,8 млрд валюты из-за зарубежных стран, если сравнивать с показателями за 2015 г.
Антирейтинг товаров по падению экспорта в 2016 г.
В то же время экспортерам некоторых товаров в 2016 г., по сравнению с 2015 г., удалось нарастить поставки за рубеж своей продукции. Однако прирост выручки по такой продукции получился небольшой, и он не смог покрыть потери неудачников года. Наибольшее увеличение доходов продемонстрировали экспортеры сахара и кондитерских изделий из него – плюс $0,2 млрд. В числе призеров также – поставщики электромашин и семян. Совокупный прирост по 10 самым результативным видам товаров – $0,5 млрд.
На фоне общего сокращения украинского экспорта на $1,8 млрд такой результат представляется достойным подражания. К сожалению, в перечне счастливчиков слабо просматривается высокотехнологичная продукция с большой добавленной стоимостью (см. ниже «Топ-10 товаров по приросту экспорта в 2016 г.»). Овощи, древесина, мука и зерновые культуры – яркие представители сырьевой направленности даже наиболее динамичных сегментов украинского экспорта.
Топ-10 товаров по приросту экспорта в 2016 г.
Крупнейшие направления экспорта в 2016 г. остались практически те же, что и годом ранее. Однако позиции Египта и Польши среди них заметно улучшились. Теперь эти 2 страны – уже в тройке призеров рейтинга крупнейших-импортеров товаров из Украины (годом ранее они занимали 4-ю и 6-ю позиции соответственно). Турция же и Китай по итогам прошлого года выпали из первой тройки и опустились в рейтинге вниз (см. «10 крупнейших стран-импортеров украинских товаров в 2016 г.»). В целом на рейтинговую десятку стран приходится более половины украинского экспорта – $19,2 млрд.
10 крупнейших стран-импортеров украинских товаров в 2016 г.
При этом наиболее динамично отечественным экспортерам удавалось наращивать поставки своей продукции в другую группу стран (см. «15 наиболее динамичных импортеров украинской продукции в 2016 г.»). В эту группу вошло много государств, еще не являющихся (в абсолютных величинах) крупнейшими импортерами наших товаров. Но в ближайшие годы, по прогнозам Hubs, часть из них вполне может оказаться в Топ-10. В первую очередь это такие страны как Нидерланды, Иран и Румыния.
15 наиболее динамичных импортеров украинской продукции в 2016 г.
Самым податливым для украинских экспортеров оказался рынок Индии – украинский экспорт в эту страну за 2016 г., по сравнению с 2015 г., вырос на $0,5 млрд. А совокупный прирост во все 15 стран за аналогичный период превысил $2,1 млрд. Отрадно, что среди 15 наиболее динамичных импортеров оказалось и 5 стран из Евросоюза – Польша, Румыния, Венгрия, Германия и Нидерланды. Кстати, темпы роста поставок украинских товаров в половину стран из «гостеприимной» 15-ки превысили в среднем 30% за год. При этом в Индонезию экспорт вырос в 2 раза, а в Шри-Ланку – в 10 раз.
За счет чего же экспортерам из Украины удавалось в 2016 г. столь интенсивно наращивать поставки своей продукции в эти заманчивые 15 стран. Анализ показывает, что украинцы и здесь не блистали особой оригинальностью. И увеличивали объемы поставок на рынки этих государств традиционных в последнее время для украинского экспорта товаров – зерна, растительного масла, металла и руды, семян, сахара и кондитерских изделий. Правда, на некоторые рынки удалось увеличить экспорт даже электрических машин (подробнее по каждой из стран – см. крайнюю правую графу таблицы «15 наиболее динамичных импортеров украинской продукции в 2016 г.»).
К сожалению, достижения украинских экспортеров в «податливых» странах оказались полностью перечеркнутыми результатами (их же и их коллег) в так называемых «негостеприимных» странах. Десятку наиболее ярких представителей этой категории стран возглавляет Россия. Причины продолжающегося падения экспорта в эту страну – не совсем рыночные. Во многом они военно-политические. Результат налицо – сокращение поставок в Россию за 2016 г., по сравнению с 2015 г., на $1,2 млрд, темп падения – более 25%.
В тройке самых негостеприимных оказались, к сожалению, еще 2 страны из десятки крупнейших импортеров украинских товаров – Турция и Китай. Причем падение объемов нашего импорта сюда весьма существенное – по $0,6-0,7 млрд. Отрадно констатировать, что в десятке неудачных направлений только 1 страна из Евросоюза – Португалия. Совокупное падение экспорта по провальным 10 географическим направлениям – $3,5 млрд. Это в 2 раза больше, нежели общее сокращение всего украинского экспорта на мировые рынки.
Как показывает анализ, пострадали поставки за рубеж по 10 странам как промышленной, так и аграрной продукции. В частности, сократился экспорт недрагоценных металлов и изделий из них, котлов и машин, руды, удобрений, мебели, зерновых культур, семян, молочных продуктов и др. (см. ниже крайнюю правую графу таблицы «Десятка провальных направлений экспорта украинской продукции в 2016 г.»).
Десятка провальных направлений экспорта украинской продукции в 2016 г.
Показательным моментом, демонстрирующим серьезность проблем с экспортом, является и то, что по итогам 2016 г., 14 из 25 регионов Украины сократили поставки товаров за рубеж. Среди них оказались в том числе и те 4 региона, которые являются лидерами в Украине по экспорту – г. Киев, а также Днепропетровская, Донецкая и Запорожская области (см. ниже «Регионы Украины, сократившие экспорт товаров в 2016 г.»). При этом на эти 14 регионов сейчас приходится около 74% всех поставок отечественных товаров за рубеж.
Регионы Украины, сократившие экспорт товаров в 2016 г.
Рейтинг регионов Украины по приросту экспорта товаров в 2016 г.
Варианты спасения экспорта
Можно ли улучшить положение в экономике. И в частности, за счет каких мер можно остановить падение экспорта и индустриализовать его структуру?
Три способа реанимации экспорта от народного депутата Виктора Галасюка Hubs недавно уже представлял своим читателям. Глава промышленного комитета парламента считает, что комплексная система поддержки и развития украинского экспорта, должна включать: создание экспортно-кредитного агентства и действенной системы продвижения украинских производителей за рубеж, а также введение налоговых стимулов для компаний, занимающихся производством и экспортом, в частности создание индустриальных парков.
Четвертой составляющей, по версии Галасюка, должно стать снятие искусственных барьеров и регуляторных норм, стоящих на пути экспортера, которые навязаны некоторыми международными организациями и Национальным банком Украины. «Искусственные нормы, например, об обязательной продаже 60% валютной выручки – ты заработал деньги, обязан их продать, а потом бегать и просить купить себе их опять, но уже по иному курсу, с рисками – это серьезный недостаток. Люди вообще не хотят заводить средства в Украину. Думаю, падение экспорта обусловлено не только объективными обстоятельствами. Надо убрать барьеры на пути притока валюты в страну и провести либерализацию », – считает депутат Галасюк. И уточняет, что уже предложен законопроект, который снижает планку максимально возможного объема продажи валюты. По мнению главы промышленного комитета ВР, «валютная либерализация – это еще один важный элемент комплексной системы поддержки экспорта». По версии Галасюка, реализация 4 вышеназванных компонент непременно поможет Украине добиться лучших результатов в экспорте.
Глава налогово-таможенного комитета парламента Нина Южанина, говорит, что она бы сейчас «настаивала на развитии собственной экономики, на развитии собственных экспортно-ориентированных производств. Чем лучше начнет работать бизнес, тем у нас более реальные есть шансы экспорта продукции и привлечения валюты в Украину». В то же время, законодатель заявляет, что если поговорить с политиками в зале Верховной Рады, то там неоднозначные настроения. «У нас же были определенные преференции для экспортеров. Мы их убираем. Мы считаем, что все должны быть равны. Проблема в том, что все эти шаги развития все-таки должно диктовать правительство, которое разбиралось и формировало всю эту политику. Потому что веяния в зале Рады, которые сейчас происходят, они не к лучшему», – говорит Южанина.
Согласно рецепту реанимации экспорта от члена Комитета Верховной Рады по вопросам экономической политики Александра Романовского, законодатели должны принять законы о поддержке производства в части финансирования.
Создание экспортно-кредитного агентства могло бы в этом плане помочь, считает депутат. Один из важных моментов, по его мнению – государственная поддержка должна осуществляться в рамках целевой программы, в которой бы указывались конкретные результаты для промышленности. Непременное требование – создание условий для привлечения инвестиций. «Надо создавать такой климат, чтобы инвестор пришел в Украину и не переживал за свои инвестиции. Поэтому нужна стабильность в законодательстве. У нас, к сожалению, не совсем так получается: принимаем один закон, второй – против первого», – говорит депутат.
По мнению Романовского, правительству следует выбрать отрасли, которые должны стать локомотивом развития. Такими отраслями, как считает законодатель, являются машиностроение и космическая промышленность, которые создают высокую добавленную стоимость. «Имея такие хорошие позиции на внешнем рынке, как в авиационной промышленности, почему бы не сосредоточить усилия по производству тех же «Русланов», которых вообще кроме нас никто в мире не делает? И можно здесь вырваться вперед. Самое главное иметь – политическую волю и желание», – считает представитель экономического комитета парламента.
Александр Цыганок, Константин Макульский
Є таке поняття, як «Лісовий сектор» — умовно, продукція лісовго господарства, деревообробної та меблевої промисловостей. Формуючи підсумкову структуру експорту ми вирішили додати усі ці галузі в одне. Результат перевершив сподівання, залишивши позаду хімічну промисловість — https://derevoobrobnyk.com/_a/58bd6d65-38a9-4001-8366-e81ee6c15587/%D0%A3%D0%BA%D1%80%D0%B0%D1%97%D0%BD%D1%81%D1%8C%D0%BA%D0%B8%D0%B9%20%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82%20%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D0%BD%D0%B8%20%D1%82%D0%B0%20%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B4%D1%83%D0%BA%D1%86%D1%96%D1%97%20%D0%B7%20%D0%BD%D0%B5%D1%97%20%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%89%D0%B8%D0%B2%20%242%20%D0%BC%D0%BB%D1%80%D0%B4
У нас легкая промышленность почти в тени, а там квот на экспорт в ЕС нету. Нет подвижек и в создании климата, поддержки для развития ИТ-технологий. Кроме того надо поддерживать производства с переработки сельхозпродукции, машиностроения и энергетики.
Какой программы можно ждать от этого правительства?Опомнитесь! Их гнать надо!