Регулятор должен подготовить почву, чтобы облэнерго работали честно
Планы НКРЭКУ по введению с 2017 года стимулирующей системы тарифообразования (RAB-регулирования тарифов) для операторов распределительных электросетей не сбылись. Однако вопрос все же остается актуальным, поскольку необходимость модернизации электрохозяйства никто не отменял. А предыдущая система целевых надбавок не оправдала себя.
Суть новой системы состоит в том, что тариф на передачу электроэнергии по распределительным сетям рассчитывается исходя из установленной ставки доходности на стоимость базы активов распределительной компании (облэнерго). Среди наиболее спорных вопросов, которые обсуждают в связи с RAB-регулированием, можно назвать размер ставки доходности на старые и новые активы облэнерго, а также то, насколько повысится тариф на электроэнергию для всех категорий потребителей после введения RAB-регулирования.
Идеолог, утвержденного государством плана перехода на RAB-регулирования тарифов – глава Нацкомиссии, которая осуществляет регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ) Дмитрий Вовк. Он считает, что предложенный его ведомством план (предполагающий ставку доходности на все виды активов облэнерго в размере 19,11%) позволит немного снизить тариф на электроэнергию для промпотребителей и не увеличит нагрузку на тариф для физлиц, сверх той, что уже предусмотрена графиком их повышения, утвержденным правительством. Однако отраслевые эксперты часто не соглашаются с такими выводами. В частности, бывший член НКРЕКУ Андрей Герус поделился с Hubs своим видением того, какие последствия принесет украинскому энергорынку переход на RAB-регулирование тарифов по плану, предложенному нынешним руководством НКРЭКУ.
— Вы много говорили о том, что последний предложенный НКРЭКУ вариант схемы RAB-регулирования непригоден для сегмента электроэнергетики. В частности, критиковали ставку 19,11% доходности на все виды активов. В чем вы видите недостатки схемы, предложенной НКРЭ?
— Надо помнить, что ставка на старые активы – доходность не на вложенный капитал (например, цена приватизации), а на активы, созданные потребителями через тарифы или вообще еще при СССР. Но получать доходность на такую базу будут сегодняшние акционеры, хотя они вложили, например, не 8 млрд грн, а 500 млн грн.
Поэтому на такие старые активы должна быть скромная ставка доходности, например, 1-3%. А вот на новые – без проблем, если акционер вложит в компанию свои или кредитные средства, то может получать текущую рыночную доходность, в прошлом году это было 19%. Это справедливо.
— Сколько, по вашим данным, новых инфраструктурных объектов построили нынешние владельцы облэнерго за все время, которое они владеют предприятиями?
— Более 99% того, что построено, это за тарифные деньги потребителей, а не за деньги владельцев облэнерго.
— По вашему мнению, в той схеме RAB-регулирования, которую собирались ввести с 1 января 2017 года, есть какие-либо гарантии того, что полученные операторами распределительных сетей деньги, будут инвестированы по назначению — то есть в обновление инфраструктуры?
— Конечно, нет такой гарантии и быть не может. Более того, компании будут даже не в состоянии «переварить» такие резко возросшие инвестпрограммы. У нас уже была ситуация, тариф для «Укрэнерго» возрос в 2,7 раза, но уровень выполнения инвестпрограммы был в районе 50%, а на счетах компании постоянно валялись миллиарды гривен неиспользованных денег.
Кроме того, деньги из ивнестпрограммы будут уходить налево, ведь, чтобы так не случилось, надо этим вопросом заниматься, а никто этим не занимается.
— На сколько, по вашему мнению, вырастет тариф на электроэнергию для промпотребителей и населения после введения с 1 января 2017 года системы RAB-регулирования, на условиях, предложенных НКРЭКУ? Это произойдет одномоментно или поэтапно?
— Допускаю, что рост может быть поэтапно. Думаю, он может составить дополнительных 10-50%, но зависит еще от того, какая версия RAB вводится. Можно ввести RAB и «вписаться» в рост не более 5-10%.
— Вы указывали, что в структуре доходов украинских облэнерго плата за пользование сетями – далеко не основной источник прибыли. Как это обстоятельство повлияет на успешность RAB-регулирования?
— Сейчас фактическая прибыль компаний состоит из разных компонентов, но в основном не из того, что официально подается, как прибыль. Я не вижу причин и не питаю иллюзий, что с введением RAB-тарифов на следующее утро все облэнерго начнут работать исключительно честно. Эту работу должен был проделать регулятор до введения RAB.
— Какой, по-вашему, вариант RAB-регулирования мог бы стать приемлемым для Украины?
— Первый регуляторный период: доходность 1-3% на старую базу активов, доходность 16-17% на новую базу активов. Амортизация на протяжении 30-40 лет. Половина средств, сэкономленных за счет сокращения потерь в сетях, может оставаться в качестве прибыли компании. Оценка стоимости активов компаний должна проводиться согласно методологии, утвержденной осенью 2015 года, а не осень 2016 года. Последняя завышает стоимость этих активов. Все облэнерго одновременно переходят на стимулирующее тарифообразование. Нет любимчиков и избирательного подхода. И RAB-тарифом не торгуют.
По мере мониторинга и уверенности, что компании работают прозрачно, эффективно используют средства и достигают плановых показателей, доходность на старую базу активов может увеличиваться. Считаю, это правильно и справедливо — поощрять компании, если они действительно работают честно для улучшения качества услуг потребителям.