От АсМАП и СК «Перша» потребуют вернуть перевозчикам деньги, полученные от вероятного завышения стоимости книжек МДП

Перевозчики настроены решительно

Если факты необоснованного завышения стоимости книжек МДП в 2016-2018 гг. официально подтвердятся, то от Ассоциации международных автомобильных перевозок Украины (АсМАП) и страховой компании «Перша» могут потребовать вернуть перевозчикам суммы, которые, по предварительным оценкам, вероятно незаконно удержаны за покупку разрешений и страховку международных перевозок. Такое мнение высказали опрошенные нами представители транспортных компаний. 

Напомним, ранее УНИАН опубликовал данные, согласно которым украинские перевозчики в 2016-2018 гг. могли переплатить АсМАП и СК «Перша» более 20 млн грн за книжки МДП (разрешения на международные грузовые перевозки, их также называют Carnet TIR). Эта переплата якобы сформировалась за счет разницы в тарифах: один тариф АсМАП декларировал перед Международным союзом автомобильного транспорта (IRU), а по другому тарифу продавались и страховались книжки МДП украинским перевозчикам. В результате, как пишут журналисты, в 2016 году украинские перевозчики переплатили около 200 тыс. швейцарских франков. В 2017 г. и 2018 г. переплата достигла 300 тыс. франков в год. 

Сумма обнародованных злоупотреблений – 20 млн грн за три года – не удивляет перевозчиков. «Такое злоупотребление на 20 млн грн может быть», – заявил директор столичной компании «Шаль» Виталий Шаль. «Что касается суммы злоупотреблений на 20 млн грн, думаю, это могло быть», – подтверждает директор Киевского республиканского автоцентра Валентин Захей

Перевозчики признают, что формирование стоимости книжек МДП для украинских компаний всегда было непрозрачным и вызывало много нареканий.

«Мы очень много раз поднимали вопрос (о непомерной плате – Ред.). Но этого (злоупотребления – Ред.) никто не мог доказать. Почему, например, берут 12 долларов за книжку (за страховку книжки)? Вы понимаете, никто не смог доказать, что это большая сумма и где эти деньги оседали. Мы до сих пор этого не знаем», – констатирует Виталий Шаль.

В то же время, возможные манипуляции с формированием цены книжек МДП не для всех были тайной. Например, директор компании «Васт-Транс» Валерий Черненко заявил, что знал про разницу в тарифах. Это с его заявления началось расследование АМКУ, который в 2018 г. признал СК «Перша» монополистом, нашел в действиях страховщика очевидные злоупотребления монопольным положением и оштрафовал. И хотя позже суд отменил решение АМКУ, Комитет обжаловал отмену и менее, чем через месяц дело будет слушаться в апелляции.

«По нашему заявлению Антимонопольный комитет Украины наложил штраф на СК «Перша» в размере 3,6 млн грн. Сейчас это решение АМКУ они (СК «Перша») обжаловали в судебном порядке. Мы ждем 21 октября, когда состоится заседание Апелляционного хозяйственного суда города Киева по делу АМКУ против «Первой страховой». Как только будет удовлетворен иск АМКУ, мы подадим иск о взыскании дополнительно уплаченных средств со страховой компании. Законом предусмотрено взыскание в двойном размере», – заявляет Валерий Черненко.

Валентин Захей также считает, что АсМАП и СК «Перша» должны вернуть перевозчикам все, что незаконно взяли.

«Сначала с этим должны разобраться юристы, каким образом это возможно сделать. Но свое нужно возвращать», – уверен г-н Захей.

«А почему бы и нет?! Пусть вернут!.. Зачем же переплачивать?!.. В последние годы перевозчики стали меньше брать книжек МДП. А раньше, например, года 4 назад, их брали по 360-400 книжек. Так у нас было 10-14 транспортных средств. А у людей, у которых 30-40 автомобилей, можете представить, какие это суммы?!.. И тарифы за страхование книжки МДП только увеличивались, а не уменьшались», – поддерживает коллегу по рынку директор транспортной компании «Шаль».

«Я думаю, все это делалось с ведома и по согласованию с руководством АсМАП. Поэтому, конечно, перевозчики должны требовать проведения аудита Ассоциации и финансовой отчетности, ставить вопрос о недоверии президенту Ассоциации и его команде», – подытожил Валерий Черненко.

*

Top