Одесский портофлот может стать частным

Компания из ОАЭ DP World намерена оперировать буксирами Одесского порта

Министерство инфраструктуры ищет возможность повысить эффективность портового флота Одесского морского торгового порта. Так, 13 октября министерство подписало меморандум о сотрудничестве с международной компанией DP World. Это глобальный портовый оператор, который объединяет 77 морских и внутренних терминалов в 40 странах с объемом годовой перевалки 61,7 млн TEU (контейнеры, в которые входит 21,6 тонны груза. – Ред.). Ключевой актив компании находится в порту Джебель-Али, что в 40 км от города Дубай (ОАЭ). Дочерняя компания DP World – P&O Maritime – управляет парком около 50 буксиров различных типов и в течение нескольких последних лет активно инвестирует в его обновление.

Исполнительный директор P&O Maritime Радо Антолович уже передал министру инфраструктуры Владимиру Омеляну предложения по оптимизации работы буксирного флота Одесского МТП. Кроме того, P&O Maritime предлагает Украине не только инвестиции, но и ведущий мировой практический опыт по управлению портовыми активами (к слову, стало известно, что похожая программа по модернизации портофлота в 2017 году будет реализована в порту Лимассол на Кипре).

Глава DP World Султан бин Сулаем подтвердил, что компания готова управлять буксирным флотом Одесского МТП и инвестировать в него, а также заявил, что это может стать первым шагом его компании в дальнейшем инвестировании средств в нашу страну.

Не вдаваясь в подробности

Впрочем, отметим, что пока в вопросе прихода арабов в Одесский порт больше вопросов, чем конкретики. Например, в СМИ говорят только о возможной аренде DP World буксиров. В то же время, по данным Hubs, речь может идти о полном переходе портофлота в собственность частной компании.

К сожалению, более детальной информации в Мининфраструктуры Hubs пока получить не удается. В министерстве говорят, что больше сегодня им добавить нечего. Поэтому будет ли этот меморандум воплощен в жизнь или останется только на бумаге, – не понятно.

Известно только, что порт предоставил потенциальным инвесторам доступ ко всей информации, которая касается деятельности его портофлота. Ознакомившись с этими данными, Антолович, в частности, отметил, что «буксировочный флот ОМТП больше, чем у Джебель Али, но осуществляет в разы меньше проводок и требует значительной модернизации».

Заявление исполнительного директора P&O Maritime кажется невероятным, ведь грузооборот порта Джебель Али превосходит грузооборот Одесского МТП более чем в 12 раз (316 млн т против 26 млн т). Учитывая это, Hubs проанализировал характеристику портофлота этих портов, и некоторые сравнения впечатляют.

Так, количество буксирных проводок в Джебель Али меньше Одессы приблизительно в 10 раз. Из открытых данных известно, что на балансе Одесского порта находятся 15 буксиров, и буксирные операции в прошлом году обеспечивали 12 из них. В Джебель Али работают всего 10 буксиров P&O Maritime. При этом загрузка буксира в украинском порту ниже.

Согласно европейской практике, буксир должен работать 30-40% от общего количества часов, которые он находится в порту. И если коэффициент ниже этих норм, считается, что портофлотом управляют недостаточно эффективно. Усредненное использование буксиров в Джебель Али – 44% от общего количества часов, в Одессе – меньше 10%. При таких объемах работ количество экипажа в Одессе – 211 человек – выше, чем в Джебель Али, где на меньшем числе буксиров задействовано 97 человек (см. таблицу «Оценка буксирных операций порта Джебель Али и ОМТП»).

DP World

Можно также привести пример некоторых других портов. Так, в Гданьске (Польша) проводкой судов занимается частная компания WUŻ . При том, что грузооборот в этом порту на 40% выше одесского, ее портофлот состоит из 12 буксиров, средний возраст которых — 23 года.

Перспективы портофлота

По данным, которыми располагает Hubs, предполагается, что P&O Maritime обновит флот ОМТП. Именно в этом интерес Украины – дать возможность высококачественно обслуживать суда.

С учетом того, что средний возраст буксира в Одесском порту 35 лет, то поддержание его в хорошем рабочем состоянии требует намного больших затрат, что, соответственно, приводит к меньшей рентабельности.

Обычно портовые буксиры находятся в ремонте по два месяца и более, а капитальный ремонт исчисляется в миллионах гривен. Из свежего: проведенный с января по май ремонт буксира «Доковец», приписанного к Скадовскому порту, обошелся АМПУ в 7 млн грн.

Средний возраст буксира в Джебель Али составляет 10 лет. Поэтому не удивительно, что расходы на ремонт (не учитывая расходов на оплату труда) в Одессе на одну буксирную проводку намного выше. Если в арабском порту это $28, то в Одесском – более $100.

В последние несколько лет украинские порты приняли на баланс несколько новых буксиров: один купил Ильичевский порт, ныне переименованный в Черноморск (2009 г.), по две единицы прибыло в Одесский (2009 г.) и Мариупольский порты (2012 г.), четыре буксира получил Южный порт (2010 и 2012 гг.). Причем к обновлению портофлота руководителей украинских портов тогда «подстегнули» именно активные попытки частного бизнеса закрепиться в крупнейших портах, оперируя буксирным флотом. Однако в целом портофлот страны нуждается в более интенсивной модернизации.

Если подписанный между Мининфраструктуры и DP World меморандум будет реализован, это может задать украинскому портофлоту высокую планку стандартов крупнейшей в мире контейнерной компании. По большому счету, это тест на то, мыслит ли наша страна стратегически или же живет исключительно сегодняшним днем. Ведь пусть сегодня 35-ти летные буксиры еще что-то и зарабатывают, но будет ли от них толк завтра? Покупка же новых буксиров – очень дорогостоящее удовольствие: добрый десяток миллионов долларов за единицу.

Открытые вопросы

Пока же остается ряд открытых вопросов. В частности, будет ли DP World брать буксиры в бербоут-чартер (фрахтование судна без экипажа и распоряжение на правах собственника. – Ред.)? Сегодня это кажется наиболее вероятным вариантом. Но, если — да, то на каких условиях? Возьмет ли она их все скопом или по-отдельности? Понятно, что компания может модернизировать буксиры, но вряд ли это целесообразно в отношении всех единиц, которые есть у ОМТП в наличии.

Не понятно также, как сторгуются украинские чиновники и иностранные бизнесмены? Ведь буксировка – бизнес высокоприбыльный. По данным, ранее озвученным в СМИ, в 2015 году служба флота ГП «ОМТП» получила 456 млн грн чистого дохода и 343 млн грн чистой прибыли (при 397 млн грн общего объема чистой прибыли госпредприятия). Если забрать конкретно у этого порта флот, то на чем он будет зарабатывать?

«Одесский МТП практически не занимается стивидорной деятельностью, он не перегружает грузы на суда. Поэтому буксирный флот и является основной частью его доходов. Есть еще судоремонтный завод, но это тоже непрофильная деятельность порта. По большому счету, если склады порта отдадут частникам, то и портофлот может стать там частным. Частная компания будет обеспечивать буксирной проводкой частные суда, которые подходят под погрузку или разгрузку к причалам частных терминалов», – сказал Hubs источник в АМПУ.

По-сути это означает, что в Одессе конкретно перевалкой будут заниматься только частники, госоператора не будет. Другие функции остаются за АМПУ – получение портовых сборов, содержание причалов, которые остаются в госсобственности, и т.д.

В Украине пока частной проводкой судов занимаются мало, и деятельность таких компаний не очень-то публична. Буксирные услуги в акваториях Николаевского порта, «Южного» и Черноморска оказывает «Си Уинд» (семь лет в этом бизнесе), которая оперирует пятью буксирами. Из них два буксира 2009 года, два – 2005 и только один «старичок» — 1982 года постройки.

В Николаеве работает украинская компания «Маркони». Директор ГП «Николаевский торговый порт» Сергей Колтыпин в недавнем интервью СМИ отмечал, что эта компания работает с портом с 2013 года на условии договоров бербоут-чартера. «За это время компания уже осуществила вложения почти $3,5 млн в капитальный ремонт пяти буксиров, балансодержателями которых является ГП «НМТП», а также приобрела два буксира ледового класса», – сказал он.

*

Top