Электронное декларирование в разрешительной системе отстает от потребностей бизнеса

Предприниматели рискуют стать заложниками полезного нововведения

Валерия Лошадкина, юрист практики контрактного права адвокатского объединения «Вдовичен и партнеры»

Валерия Лошадкина, юрист практики контрактного права адвокатского объединения «Вдовичен и партнеры»

Кабмин сделал еще один шаг на пути к полноценному электронному документообороту, утвердив своим постановлением №922 Порядок уведомления администратора или соответствующего разрешительного органа о соответствии материально-технической базы субъекта хозяйствования требованиям законодательства.

 Постановление вступило в силу в конце 2016 года. Уместно напомнить, что декларативный принцип для украинского бизнеса был введен в 2005 году Законом «О разрешительной системе в сфере хозяйственной деятельности». Он предусматривает ведение хозяйственной деятельности без получения специальных разрешительных документов; взамен госороганам подаются декларации соответствия материально-технической базы предприятия требованиям законодательства.

 Вышеназванный Порядок вводит процедуру подачи декларации в электронной форме. Тем не менее, как рассказала Hubs Валерия Лошадкина, юрист практики контрактного права адвокатского объединения «Вдовичен и партнеры», эффективность внедрения данного нововведения для оптимизации бизнес-процессов пока не в полной мере соответствует потребностям бизнеса:

На сегодня в Украине уже наработан опыт электронного документооборота, например, при подаче налоговой отчетности. К сожалению, этот опыт в полной мере отражает и несовершенство системы электронного документооборота.

Сейчас остро стоит проблема одностороннего расторжения налоговиками договоров о признании электронных документов, в том числе и по надуманным основаниям (см. здесь , здесь и здесь),  что лишает налогоплательщиков возможности подавать отчетность что, в свою очередь, приводит к применению штрафов со стороны контролирующих органов. Причем, не только к предприятию, у которого заблокирована отчетность, но и к его контрагентам.

На этом фоне возможность подачи декларации в электронной форме является все же шагом в будущее. По идее, это позволит предпринимателям без труда и лишних затрат получить право на осуществление выбранной хозяйственной деятельности, не тратя драгоценного времени на общение с чиновниками и ожидания в очередях. Теперь у каждого предпринимателя появился выбор: рискнуть и сэкономить время, подав декларацию в электронной форме, или же продолжить заполнение бумаг. Но стоит ли немедленно начать экспериментировать? В качестве ответа на этот вопрос предлагаю рассмотреть особенности обоих вариантов.

 Декларация в бумажной форме (бланк можно найти в приложении к вышеназванному Порядку; с образцом заполнения ознакомиться на сайтах разрешительных органов или центров предоставления административных услуг) подается в соответствующий разрешительный орган лично предпринимателем или уполномоченным им лицом. При этом необходимо иметь паспорт, справку о регистрационном номере учетной карточки налогоплательщика, учредительные документы – для подтверждения полномочий руководителя компании, и доверенность – в случае подачи документов уполномоченным лицом.

Декларацию также можно отправить заказным письмом в двух экземплярах, при этом подпись руководителя заверяется печатью, а в случае, если ее нет – декларация заверяется нотариусом.

Поданная декларация, бесплатно регистрируется в течение 5 рабочих дней со дня ее принятия. После этого скан-копии деклараций публикуются на официальном сайте разрешительного органа в течение следующего рабочего дня после их регистрации.

 Декларация в электронной форме подается в соответствующий разрешительный орган через личный кабинет на официальном сайте Единого государственного портала административных услуг.

Для этого необходимо:

  1. Зарегистрироваться в личном кабинете;
  2. Осуществить выбор соответствующего центра предоставления административных услуг или разрешительного органа;
  3. Выбрать услугу «Регистрация декларации»;
  4. Осуществить заполнение шаблона декларации и наложение электронной цифровой подписи (ЭЦП);
  5. Заказать услугу.

После получения электронной декларации центром предоставления административных услуг или разрешительным органом подтверждение поступает в личный кабинет. Зарегистрированная декларация также публикуется на официальном сайте разрешительного органа.

Как видим, с точки зрения экономии времени подача электронной декларации является наиболее предпочтительным вариантом. Однако существует несколько «но», которые нивелируют (будем надеяться, что на первых порах) данное полезное в принципе нововведение.

Основным условием подачи декларации в электронной форме (оно же и основной камень преткновения) является необходимость прохождения идентификации с использованием ЭЦП. В тоже время, практика показала, что многие предприниматели не доверяют ЭЦП из-за несовершенства системы ее использования.

И уж совсем нелогичным (усложняющим процедуру, из ряда вон выходящим) является тот факт, что на сегодняшний день услуги регистрации декларации в электронной форме предоставляют всего два госоргана: Госслужба по чрезвычайным ситуациям и Госслужба по вопросам труда, тогда как в стране не менее 30 разрешительных и контролирующих органов.

Таким образом, получается, что процедура электронного декларирования в разрешительной системе не доведена до логического конца. А потому выбор способа подачи декларации остается за предпринимателями. Хочется надеяться, что внедрение декларации в электронной форме позволит предпринимателям сэкономить свое время и ресурсы, направив их на развитие бизнеса, а не стать заложниками несовершенного механизма.

 

*

Top