Е. Сысоев:

Евгений Сысоев, управляющий партнер Aventures Capital, – о состоянии и перспективах украинского венчурного рынка

Евгений – один из самых известных людей на украинском рынке стартапов и инвестиций, а фонд Aventures Capital находится среди лидеров по активности. Hubs пообщался с Евгением об итогах ушедшего года, прогнозах на следующий (они оптимистичные) и узнал его оценку качества украинских стартапов. Ранее об этом же мы говорили с Денисом Довгополым из GrowthUP.

— Каким был венчурный рынок Украины в 2015 году?

— Я бы не различал венчурный рынок и IT-рынок. В первую очередь, итоги стоит подводить именно относительно IT-рынка.

Здесь новости положительные. В уходящем году многие украинские компании либо серьезно масштабировались, либо вышли на новые уровни. Вырос рынок аутсорсинга, активно росли и продуктовые компании: открывали офисы, развивали представительства.

Часто активность компаний и деятельность венчурных инвесторов оценивают по раундам привлечения средств. Считаю, что это неправильно. Гораздо важнее то, что компании, привлекшие инвестиции, выходят на самоокупаемость, прибыльность. Этот показатель гораздо значительнее объемов венчурных вложений. Надо смотреть на здоровье компаний, на то, насколько они могут расти и масштабироваться.

Хорошим примером может служить одна из последних серьезных сделок — Depositphotos (компания получила $5 миллионов портфельных инвестиций от ЕБРР и венчурной компании ТМТ – прим. Hubs). Компания на протяжении многих лет была прибыльна. У неё был выбор: привлекать капитал и расти, или не привлекать капитал — и расти, но медленнее. Они приняли решение.

Если же говорить о самом венчурном рынке, то важнейшим итогом стало окончание инвестиционной паузы, длившейся вторую половину прошлого года и начало года текущего.

После окончания оказалось, что на восстановившемся рынке произошли весьма серьезные изменения. Так, разбежались многие ранее инвестировавшие локальные игроки, сильно снизился процент российских денег, появились новые игроки и остались старые: например, Aventures Capital или Horizon Capital.

— Чего, соответственно, можно ожидать от 2016 года?

— Думаю, что для украинских компаний особенных изменений не будет. Критерием номер один будет оставаться то, какую часть рынка может захватить компания. Для международных фондов происходящее на Востоке Украины гораздо менее важно, чем первый критерий.

В новом году я ожидаю больше позитива на рынке. Если в 2015 году можно назвать один большой выход (одесская компания Looksery была куплена американской Snapchat за $150 миллионов – прим. Hubs) и несколько маленьких, то в 2016 я жду резкого увеличения числа средних выходов, измеряющихся десятками миллионов долларов.

Также считаю, что в 2016-1017 более четко проявятся компании-лидеры IT-рынка с серьезной капитализацией. Я уже четыре года внимательно слежу за рынком и ещё в самом начале заметил пул продуктовых компаний, на то время выросших до размера $50-$100 миллионов. Надеюсь, что в 2016 году из этого пула появится компания с оценкой более $1 миллиарда.

Естественно, будет много стартапов. В этой сфере динамика будет только расти: кто-то начинает, кто-то выходит на новые уровни, кто-то меняет стратегию. Я часто говорю, что ещё пять лет назад одной половины проектов Aventures Capital не существовало, а другая половина выглядела не так. Думаю, что нарастающий тренд продолжится, причем – на более качественном уровне. Растут образованность, зрелость, профессиональные качества предпринимателей.

— А что надо знать начинающему предпринимателю или автору идеи для того, чтобы стать успешным?

— Я бы сказал так: когда вы начинаете построение бизнеса, у вас точно есть знания в какой-то области, иначе что вы там делаете? Это, пожалуй, единственное, что вы знаете.

Если вы начали, то сталкиваетесь с тем, что больше ничего не знаете из того, что вам требуется. И здесь важно, насколько быстро вы готовы учиться, чтобы управлять своим бизнесом. Или не готовы, тогда руководство придется делегировать. Вы должны быть готовы учиться с феноменальной скоростью.

В сфере IT многие предприниматели начинают бизнес до 20 лет. Сегодня средний возраст основателя компании чуть меньше 30. Откуда здесь взяться большому багажу опыта и знаний?

Нужно постоянно быть готовым ко всему, включая смену бизнес-модели. IT – это не ресторан, в ресторанном бизнесе за пять лет модель не поменяется. В IT за три года все данные перебрались из компьютера в «облако» и требуется приложение с использованием уже других технологий для работы с ними. А с этими данными работает уже человек с телефоном, а не с настольным персональным компьютером.

— Достаточно ли на украинском венчурном рынке инвесторов?

— Меня часто спрашивают: достаточно ли в Украине продуктовых компаний, достаточно ли инвесторов? Я могу сказать, что проблема у нас в другом: у нас безумно мало профессиональных инвесторов.

Я имею в виду тех, кто:

а) действует системно: имеет портфель из более чем десяти проектов;

б) накапливает знания и может помочь своим компаниям, тем самым формируя синергию внутри портфеля.

Если сосчитать число компаний, имеющих более десяти проектов в портфеле, получится, что пальцев одной руки даже многовато. Если добавить акселераторы, то получится немногим больше, но именно что не намного.

Учитывая скорость появления образованных инженеров и стартапов, «бутылочное горлышко» венчурной системы образуется на уровне фондов, точнее, на уровне general partners – людей, этими фондами управляющих. Именно здесь у нас загвоздка.

Я искренне желаю, чтобы в Украине появилось ещё пять таких структур как Aventures Capital, поскольку основной нашей ценностью является команда, способная находить, разбираться, погружаться, давать деньги и оказывать помощь, поддерживая подъем на ноги.

Очень люблю и уважаю всех предпринимателей на рынке, но без нас очень многие из них были бы гораздо менее успешными. Если бы мы не поверили, не подсказали, не подставили плечо, не дали инвестиции, ситуация была бы совсем другой.

— Какие проекты с большей вероятностью заинтересуют Aventures Capital?

— В первую очередь стоит отметить, что мы расширили диапазон интересующих нас стартапов, теперь мы всеядны.

Самый важный критерий для нас – это умение команды учиться. Мы не принимаем быстрых решений, мы рассматриваем инвестиции и общаемся с командой несколько месяцев. И всё это время мы смотрим: может ли эта команда вырасти до уровня бизнес-лидера?

Если же команда сильная, но не во всех необходимых сферах, мы смотрим, насколько быстро можно закрыть эти сферы. У нас есть примеры команд, основатели которых сразу говорили, что они лучше будут кодить, а генеральный директор будет приглашенным.

Итак, команда. Нас надо удивить.

Также, как показывает практика, мы смотрим на количество фаундеров. У нас практически нет проектов с одним основателем, как правило, их два-три. Если же попадалась компания с одним фаундером, то он прекрасно понимал, чего ему не хватает, и набирал команду, получавшую долю в бизнесе.

— Согласны ли Вы с тем, что время «единорогов» заканчивается, начинается время «тараканов»?

— Мне сложно оценивать это утверждение на практическом уровне, поскольку в Украине нет практики работы со спекулятивными компаниями. Это, скорее, – к США. Там компания, имеющая практически минимальный трекшн и финансово убыточная, может иметь высокую оценку, привлекать какие-то сумасшедшие раунды.

У нас наоборот. Даже весьма успешные бизнесы, привлекая немалые инвестиции, получают очень скромную оценку. Любой американский инвестор назвал бы её скромной, она находится в нижнем диапазоне. Зато любая украинская оценка опирается на реальные финансовые показатели.

Зато, например, если завтра NASDAQ упадет на 20%, нам это проблемы не создаст. В Украине все IT-компании, привлекавшие серьезные раунды, имеют реальные оценки, которые подтверждены реальными цифрами бизнеса.

У нас никогда не было сильной спекулятивной составляющей. В этой индустрии было так мало денег, что никто попросту не давал нерыночные, заоблачные оценки.

*

Top