Каждую неделю мы сравниваем бренды. В этот раз – сервисы по доставке кулинарных наборов.
Андрей Денисенко и Денис Денисенко — основатели компаний, работающих в очень узкой нише — рассказывают о своем опыте.
«Личный повар»
Основатели:
Андрей Денисенко, Артем Пророк,
Александр Алымов
Дата основания: март 2013 года
Первоначальные инвестиции: $14 000
Сфера: доставка кулинарных наборов
Количество человек в команде:
до 10 человек
Годовой оборот: 1 500 000 гривен
Guru Vkusoff
Основатель: Денис Денисенко
Дата основания: февраль 2012 года
Первоначальные инвестиции:
$170 000
Сфера: доставка кулинарных наборов
Количество человек в команде: до 10 человек
Годовой оборот: 1 080 000 гривен
Андрей
Когда я учился в магистратуре в Англии, пришлось готовить самому. Питаться в ресторане было экономически невыгодно. Кроме того, хотелось приготовить что-то интересное. В Англии лучше развит ритейл, в магазинах продают кулинарные наборы под определенные блюда. Почему бы не сделать то же самое у нас? Когда я вернулся в Украину, идея уже была.
Мы начали дело с университетскими приятелями. Артем как раз решил уйти из ресторана, где работал поваром, я предложил ему взять на себя кухню. Саше предложил войти в долю. Он подумал, и за выходные согласился. Первый месяц вообще не думали о том, как заработать. Мы хотели делать качественный продукт.
Денис
Я занимался фармацевтическим, строительным, газовым бизнесом. При этом всегда любил готовить, но времени не хватало. Хотелось облегчить себе задачу.
Андрей
Сначала мы полностью обновляли меню каждые две недели. Раз в две недели выставляли 10 рецептов. 10 рецептов – это пять наборов. В набор входили основное блюдо плюс салат или суп. Получается четыре порции. Записывали видео – как приготовить каждое блюдо. Средняя сумма чека – 200-250 гривен на двоих. Но уже через месяц мы поняли, что это тяжело для нас. Надо было придумывать новые рецепты, снимать видео.
Перед тем как поменять систему, обзвонили клиентов. Убедились – смена блюд каждые две недели не нужна. За это время люди все равно не успевали заказать из предыдущего меню все, что хотели. Большинство клиентов попросили оставить самые ходовые блюда. Теперь мы распределяем их по категориям: мясо, рыба, пост, обновляемся на 80% раз в три месяца.
Денис
Сайт запустили 23 февраля 2012 года, до этого полтора года активно готовились. Первым делом получили патент на кулинарный набор. На это ушло много времени.
На первых порах спрос был минимальным. Рекламу давали только в социальных сетях. Поначалу в неделю выходило примерно десять заказов. Чтобы подогреть интерес, начали проводить акции. Добавили клиентов и параллельные бизнесы, все они так или иначе связаны с едой. Прибавили примерно 40%.
На начальном этапе в проекте работали четыре человека. Поиском нужных продуктов занимался специальный технический менеджер. Поскольку все ингредиенты не содержат консервантов, срок хранения – день или полтора. Клиент знает, что получив набор, он должен в течение дня им воспользоваться.
Как правило, мы принимаем заказы с сегодня на завтра. Запасов не делаем, когда приходит заказ, сразу его собираем. На сбор одного заказа уходит 5-40 минут. Есть клиенты, которые хотят получить набор через два часа после заказа, но пока такой услуги нет.
Андрей
Стартовым капиталом стали личные сбережения. Вложились в $14 тысяч. Сейчас мы получаем в среднем по 20 заказов в день. В предпраздничные дни доходит до 100. В год выходит примерно 1,5 млн гривен. Все, что получаем, инвестируем в развитие.
Денис
Первый год у нас не было рентабельности, месячный оборот мог быть и 3000 гривен. Сейчас мы выходим на 25%. На рекламу в социальных сетях тратим приблизительно $500 в месяц.
Мы стараемся сохранить невысокие цены. Средний чек – 350 гривен. Постоянные клиенты стараются скупиться на 600 – тогда получают бесплатную доставку.
У нас есть провалы, но есть и всплески перед праздниками. Летом объем заказов падает, чтобы поддержать спрос, проводили акции. Постоянных клиентов – примерно 200 человек, которые заказывают наборы раз в две недели.
Андрей
Из 2 000 клиентов c момента запуска постоянными стали примерно 30%. Как правило, это молодые мамы, бизнес-леди. Возраст — от 25 до 45 лет. Есть и парни, но это не наша основная целевая аудитория. Если клиент недоволен, главное – за короткий срок исправить недочёты.
Пару раз я лично ездил, спрашивал, что было не так. Был случай, когда проверял продукты в лаборатории после негативного отзыва клиентки, чтобы понять, на чьей стороне правда. Оказалось, продукты были хорошего качества.
Денис
Первыми клиентами были наши друзья. Нам было важно, чтобы готовить блюда из наших наборов могли и мужчины, и дети. Нашим клиентам в среднем 25-30 лет. Мужчин – 20%, хотя мы думали, что их будет намного меньше. Клиенты приходят также из параллельных проектов.
Андрей
Основная сложность в том, что у нас новый сервис, о котором еще ничего не знают. Воспитание рынка – очень неблагодарная вещь. Мы пробовали баннерную рекламу в интернете, но она ничего не дает. Самым действенным способом продвижения оказались социальные сети – Facebook или Instagram. С сервисом «Вконтакте» оказалось тяжело работать, у нас пока не получилось.
Когда мы только запустились, полтора месяца хотели достучаться до одного ресторанного критика. Не выходило. Как-то нашу продукцию заказала одна украинская певица, выложила фотографию на Instagram и добавила позитивный отзыв. На следующий день позвонил этот критик и сказал, что готов попробовать. Получили позитивный отзыв и от него. В конечном итоге его жена стала нашей постоянной клиенткой.
Денис
Создатели наборов – разные люди. У нас несколько десятков авторов. Мы им платим гонорары за рецепт и каждый проданный набор. Процент небольшой, но мы берем объемом.
Это происходит так: человек приезжает, показывает процесс приготовления. Для кого-то порезать овощи на жульен – это просто. Но мы объясняем, что среди наших клиентов нет профессиональных поваров. Мы смотрим, как автор рецепта готовит блюдо, иногда сразу же его отметаем. Потом рецепты проходят фокус-группу.
Андрей
Параллельно с нами открылся московский «Шеф Маркет», питерский «Дома вкуснее». В Украине к моменту нашего запуска уже была фирма Guru Vkusoff.
«Дома вкуснее» пошли по другому пути. Они возят еду на пять дней. Для меня загадка, как они решают вопрос с хранением продуктов, но они уже открылись в Москве. В соцсетях оставляют много положительных отзывов, видно, что они людям нравятся.
Когда мы переходили на вторую модель меню, то ориентировались на «Шеф Маркет». Решили, что ребята уже полгода этим занимаются и понимают, что они делают.
В Англии аналогичным бизнесом занимается компания Hello Fresh. Их модель – боксы для двух-трех человек на два-три дня. На своей страничке в facebook они написали, что оборот за первый год работы – 10 млн фунтов. Это нереальная сума, в которую не очень верится. В Гонконге в то же время англичане открыли похожий бизнес и за год вышли на 50 заказов в день. Эту цифру я понимаю.
Денис
Мы наблюдаем за их развитием. Стараемся учитывать сильные и слабые стороны в своем бизнесе. Отсутствие патентной защиты – главный минус. Патентом на кулинарный набор владеет наша кипрская компания, мы никому не передавали право им пользоваться. В будущем, возможно, будем защищать свои права. Пока нам это неинтересно, потому что бизнес у наших конкурентов небольшой.
Андрей
Мы практически не закупаем продукты в супермаркете. Есть примерно пять фирм, из которых мы выбираем. Сотрудничаем с тем, кто дает лучшие условия. Стараемся выходить на производителя, к примеру, на овощную базу Green grocer.
Денис
Официальный партнер – Fozzy Group. Но поскольку в наборе у нас есть нестандартные компоненты, одного поставщика мало. Если нам нужен домашний осетинский сыр, покупаем в фермерских хозяйствах, если шоколадные капли, агар-агар, миндальная мука – обращаемся к профессиональным кондитерам.
Андрей
Мы не ставим цель зарабатывать на партнерстве. Сотрудничаем с Tefal. Хоть для их объемов у нас небольшая аудитория. Совместно с ними проводили розыгрыши. В неделю разыгрывали пять вещей примерно на 1 000 гривен.
Сотрудничаем с молочной компанией «Лакталіс – Україна». Клиент, который заказывает у нас кулинарный набор, получает в подарок два десерта, которые выйдут на рынок лишь через два месяца. Задача заказчика – как можно больше растиражировать свой продукт.
Выходим на них по-разному. Бывает, это знакомые из отдела маркетинга, бывает, нас находят сами.
Денис
Партнеры компании – наши сервисы доставки продуктов Produktoff и продажи посуды Gvkitchen. Скоро мы их объединим в один сервис.
К каждому набору мы предлагаем список, на каком оборудовании их можно приготовить. Мы не навязываем покупку, но люди интересуются этими товарами. Поэтому мы планируем объединить сайты. Человек, заходя на сайт, сможет либо купить продукты, либо кулинарный набор, либо заказать посуду. И все это будет в одной корзине.
Андрей
Плюсы в глобальных трендах. Мы никуда не денемся от интернета. Еще восемь лет для меня было дико купить что-то в интернете. Сейчас все кардинально изменилось. Количество интернет-покупок будет только усиливаться. Второй момент – это питание. Люди все время будут покупать продукты.
Нам играет на руку и тот факт, что мы развиваемся в мегаполисе – здесь часто ни на что не хватает времени. Потенциал у этого направления есть. У магазина бытовой техники его нет, хотя конкретно сегодня экономической выгоды он принесет больше. Минус в том, что рынок нужно воспитать. Это то, что в свое время делала Rozetka. Сейчас делает ModnaKasta.
Денис
Плюс этого бизнеса в том, что он интересен. Когда человеку интересно заниматься своим делом, то оно хорошо продвигается. Минусы – такие же, как у всех стартапов. Это новый бизнес, на его продвижение уходит много средств. Тем не менее, у бизнеса невысокая рентабельность.
Андрей
Мы как-то пробовали завезти крабов. Пару человек заценили. На этом все закончилось. Позиционировали себя как что-то эксклюзивное и не хотели вводить борщ. Потом все-таки ввели, вот сейчас он держится в топе. Определили для себя правило, что нужно быть проще. Крабы хорошо, а борщ лучше.
Денис
Мы задавались вопросом: а выгодно ли покупать наборы? — и делали сравнение, сколько стоит заказывать товары через нас, а сколько — сходить в магазин. Ответ не очевиден. Допустим, готовим блюдо с анчоусами. Баночка с анчоусами стоит немало, а вам нужно только пару штук. В среднем покупатель супермаркета выбрасывает 30% еды.
Английский за обедом 🙂 Дома вкуснее и уютнее.
Занятия не выходя из дома с онлайн репетитором.
Записывайтесь на бесплатный первый урок
http://repetitoronline.com/