Геннадий Пристром, генеральный директор украинского подразделения международного автомобильного холдинга «Атлант-М» о том, как практически в военных условиях работает автомобильный бизнес Украины.
Автомобильный холдинг «Атлант-М» — единственный автодистрибьютор, который работает одновременно на украинском, белорусском и российском рынках.
О том, как компании работалось во время революции и как работается сейчас, Hubs поговорил с генеральным директором холдинга Геннадием Пристромом.
У «Атлант-М» есть дилерские центры в Днепропетровске и Харькове. Не опасаетесь за их работу, учитывая волнения в Восточной Украине?
У нас уже есть опыт работы в таких условиях. Месяц назад то же самое происходило в Киеве. Теперь география беспорядков сместилась на восток. Все наши руководители готовы к внештатным ситуациям.
В чем заключается эта готовность?
Когда начались протесты в Киеве, мы усилили охрану. Перевели в режим повышенной готовности нашу службу безопасности, наладили сотрудничество с охранными агентствами. Постоянно контактируем с организациями, которыми себя позиционируют как местная самооборона. У нас есть связь с активистами, как в Киеве, так и Харькове.
За время митингов в Украине были ли какие-то инциденты в ваших автосалонах?
В один из киевских автосалонов пытались попасть какие-то непонятные личности. Хотели встретиться с руководством и взять одну из машин на «нужды революции». Но наша служба безопасности объяснила им, что здесь такие номера не проходят. И они ушли. В общем, все закончилось мирно.
Менеджмент в Харькове тоже уже проинструктирован? Все-таки на сегодня Харьков – один из самых неспокойных областных центров.
На сегодня для нас в целом по компании есть несколько приоритетов. Первый – сохранить активы для акционеров. То есть, буквально, сохранить их физическое существование. Второй приоритет – сохранить людей. Мы решили, несмотря на смутное время, никого не увольнять. Каждый из наших сотрудников имеет круглосуточную поддержку. Может в любое время дня и ночи позвонить своему руководителю.
Еще один приоритет – переформатировать бизнес так, чтобы он даже в нынешней экономической ситуации оставался безубыточным. О прибыли в ближайшее время мы даже не думаем.
Если ситуация в Харькове будет совсем критическая, вы рассматриваете вариант переноса салона в Киев, например?
Нет. Прежде всего, потому, что это физически невозможно. К тому же сегодня автомобильный рынок Украины просто не позволяет открыть еще один салон в столице. Да и в любом другом городе. Предприятие не выживет. Чтобы вы понимали, приведу пример. В Киеве шесть дилеров Volkswagen. При нынешних объемах продаж они едва сводят концы с концами. Если откроется еще один дилер, то он и сам не выживет, и других разорит.
Теоретически салон можно продать. Но опять же, вряд ли на него найдется покупатель. Здравомыслящие люди при таких обстоятельствах активы не покупают.
Помимо Украины «Атлант-М» работает в России и Беларуси. Насколько трудно сегодня вести бизнес одновременно на этих трех рынках?
Что конкретно вы имеете в виду?
Есть ли давление на бизнес со стороны чиновников в какой-либо из стран?
Нет, с таким мы пока не сталкивались.
Ситуация в Крыму. Можно по-разному называть то, что произошло на полуострове. Но то, что крымский рынок для автомобильных компаний потерян, — это факт. Насколько велика эта потеря для Украины?
Я придерживаюсь такой логики: если я перестану наклоняться за одной гривной, то я никогда не соберу 100. Поэтому с этой точки зрения для меня любая потеря существенна.
Доля Крыма в структуре продаж новых авто в Украине – около 5%. Если брать объем продаж автомобилей в прошлом году – около 200 000 – то рынок полуострова – примерно 10 000 авто в год. Вроде бы, не так много. Но если сравнить с Беларусью, где весь рынок – 25 000 авто, то это практически потеря половины годовых продаж.
У вашей компании были планы «зайти» в Крым?
Мы не только рассматривали такую возможность, но даже делали попытки.
Какие именно?
В 2008 г., когда еще автомобильный рынок активно рос, у нас был инвестиционный проект. «Атлант-М» планировал купить дилерский центр в Крыму. Мы даже успели провести первый этап сделки – заплатить задаток. Но в 2009 г. начался кризис. Продажи автомобилей рухнули. И мы решили отказаться от идеи покупки автосалона. Уровень продаж для нас уже не представлял интереса.
Какое предприятие вы хотели купить, и какую марку оно представляло?
Не могу ответить на этот вопрос. С одной стороны, мы не договаривались с продавцом о коммерческой тайне. С другой, и согласие на разглашения информации не получали.
Но это предприятие сейчас работает?
Да, насколько я знаю, оно работает.
Сегодня многие компании жалуется, что банки прекратили их кредитовать. Как дело обстоит в автомобильной сфере?
Точно так же. Ставки в гривне, которые предлагают банки, более 24% годовых — неподъемны. Я не знаю, какова должна быть прибыльность бизнеса, чтобы обслуживать подобные кредиты. По крайней мере, в автомобильном ритейле столько не зарабатывает.
И как вы выходите из положения?
У нас долгосрочные договоры с несколькими банками. Это наши старые партнеры, которые нам доверяют. И работают с нами пока еще на докризисных условиях. Поэтому пока острой потребности в деньгах мы не испытываем.
А насколько охотно банки сейчас дают кредиты на покупку авто?
Мы даже не смотрим, кто дает, или не дает кредиты на авто. Мы смотрим, насколько эти кредиты привлекательны для потребителей. Так вот то, что сегодня предлагают банки, для потенциальных клиентов не привлекательно. Единственный партнер, который нам сегодня позволяет выживать, — это «Порше Финанс», которая имеет доступ к дешевым европейским деньгам. Поэтому у них есть возможность предлагать приемлемую ставку.
По вашей оценке, когда можно ждать восстановления автомобильного рынка в Украине?
Трудно ответить на этот вопрос. Прогноз о восстановлении можно делать, когда уже достигнуто дно. По моим ощущениям, дна мы еще не достигли. Ситуация еще будет расшатываться и усугубляться.
Пока рынок продолжает падать. Если в марте продажи автомобилей рухнули на 50%, то в этом месяце, думаю, падение составит 70-80%.
Вы общаетесь с зарубежными автопроизводителями и их украинскими представительствами, которые зачастую возглавляют иностранцы. Как они оценивают то, что происходит в нашей стране?
Они очень напуганы.
А они вообще понимают, что у нас происходит?
В Украине мы работаем с четырьмя импортерами. И все ведут себя по-разному. Ключевой фактор, от которого зависит модель поведения, — уровень профессионализма топ-менеджмента и то, украинцы они, или иностранцы. Если это иностранцы, то они вообще ничего не понимают и сильно напуганы. Я бы сказал, они деморализованы. Правда, не все. Например, в Renault действуют слажено, понятно и логично. И в первую очередь открыто.
Некоторые автодилеры уверены в том, что автомобильный бизнес ждут более серьезные испытания, чем во время кризиса 2008-2009 гг. Вы разделяете это мнение?
Вполне. Высока вероятность того, что не все дилерские предприятия переживут этот кризис. Тот спрос на автомобили, который мы видим сейчас в Украине, не позволит выжить всем автосалонам.