Hubs запускает цикл материалов о бизнесменах, которые выиграли от смены власти в стране. Первый в списке - днепропетровский губернатор Игорь Коломойский.
Нельзя сказать, что представителям так называемой группы «Приват» плохо жилось при старой власти. Многопрофильный бизнес «приватовцев», конечно, сталкивался с проблемами, но большинство из них так ли иначе решались, под следствием никто не находился, заводы и компании исправно работали. Другое дело, что Игорь Коломойский с партнерами не привыкли пасти задних, а роль фаворитов при дворе Виктора Януковича играли совсем другие люди.
Во время Евромайдана однозначную ставку на смену режима из крупных бизнесменов сделал лишь Петр Порошенко. Коломойский подключился уже в процессе, но на баррикадах не появлялся. Его взнос в победу был медийным. Подконтрольный бизнесмену канал 1+1 показывал объективную картинку с Майдана в течение всех трех месяцев протеста.
И если Порошенко своего звездного часа еще придется подождать, то главный «приватовец» уже может пить шампанское. Hubs собрал воедино самые большие успехи Коломойского и его партнеров после свержения Виктора Януковича.
Политическая реинкарнация
Коломойский никогда не занимал политические должности, но его влияние на украинскую политику и политиков до воцарения Януковича сложно переоценить. Смена власти вновь вернула предпринимателя на политический Олимп. Коломойский стал губернатором Днепропетровской области, своими замами сделал давних знакомых – Геннадия Корбана и Бориса Филатова.
Его влияние, как и прежде, не ограничивается одним Днепропетровском. В телефонном разговоре с олигархом опальный Сергей Курченко попросил Коломойского о помощи с бизнесом. Коломойский предложил переговорить. «Игорь Валерьевич – единственный человек, который сегодня может все, судя по его телефонным разговорам», – заметил в этой связи бывший топ- менеджер государственной компании «Укргаздобыча» Сергей Тармазов.
Банковская помощь
Политическая нестабильность и очередной экономический кризис подтолкнули население к оттоку депозитов. Нацбанк вмешался в ситуацию и выделил банкам 58 млрд гривен, чтобы компенсировать отток вкладов. Приватбанк получил крупнейшей рефинанс – 9 млрд гривен, утверждают топ-менеджеры нескольких украинских банков. В самом «Привате» подтверждают получение лишь 5 млрд. Второму по размеру вливаний – Дельтабанку – досталось всего 4 млрд гривен.
Закрытое небо
Украина и Европа несколько лет вели переговоры о едином авиапространстве. Подписать соглашение планировали 14 марта. Договор позволял зарубежным компаниям обходиться без специальных разрешений на полеты от Госавиаслужбы и договариваться напрямую с аэропортами. Именно его уже несколько лет дожидаются европейские лоукосты Ryanair и Easyjet, чтобы зайти на украинский рынок.
За неделю до назначенного срока против подписания документа в уже утвержденном виде выступили сразу несколько профсоюзов украинских летчиков и бортпроводников. Большинство из них представляет крупнейшего отечественного перевозчика – Международные авиалинии Украины. Подписание документа отложили. Правда, не готовой оказалась и европейская сторона. За несколько дней до намеченного срока украинские власти получили уведомление от Еврокомиссии, мол, европейцам тоже нужно время, чтобы утрясти внутренние неурядицы. МАУ связывают с Игорем Коломойским. В самой компании это отрицают.
Ни пяди земли
Тень Коломойского можно разглядеть и в неприятностях, которые коснулись верного «бютовца» Константина Жеваго. 14 апреля Автозаводской райсуд Кременчуга отменил решение горсовета о схеме планирования районной территории. В утвержденной ранее схеме присутствовал Белановский ГОК, который намеревается построить принадлежащая Жеваго компания Ferrexpo.
Причем тут Коломойский? Подконтрольная предпринимателю «Укртатнафта» – один из самых ярых противников строительства нового ГОКа. Мол, карьер для добычи руды планируется делать всего лишь в 700 м от пруда-испарителя НПЗ, и пруд может перетечь в карьер. «Если в 2015 году начнется строительство Белановского ГОКа, то это фактически остановка нефтеперерабатывающего завода, – заявлял один из менеджеров «Укртатнафты» Василий Хоменко. – Без пруда-испарителя… мы не сможем работать».
У Коломойского и Жеваго — непростые отношения. Несколько лет назад «Приват» занялся скупкой акций Ferrexpo и пытался ввести своего директора в менеджмент компании. Но Жеваго ее отстоял. Теперь «Приват» вернул «должок».
«Золотой» запас
Может быть недоволен Игорем Коломойским и другой крупный бизнесмен – Игорь Еремеев. Предправления государственной «Укртранснафты» Александр Лазорко, экс-менеджер «приватовского» НПК «Галичина», 1 апреля предложил Минэнерго вытеснить из простаивающих нефтепроводов 675 000 тонн технологической нефти, а затем переработать ее еще в Кременчуге. Мотив благородный: нефтепродукты могут пригодиться Вооруженным силам и Нацгвардии ввиду военной угрозы со стороны России. Но заработать на этой процедуре могут «приватовские» структуры. «Укртатнафта» – на переработке, а два других завода – НПК «Галичина» и «Нефтехимик Прикарпатья» – на хранении.
К процедуре, похоже, приступили не дожидаясь решения сверху. Еще в марте часть технологической нефти откачали из нефтепровода «Снегуровка – Херсон» и переместили в резервуары «Укртранснафты». «Эта нефть принадлежала Херсонскому НПЗ и мы не дадим ее выкачать, потому что понимаем – в противном случае трубопровод просто исчезнет», – пожаловался в интервью «Украинской правде» владелец НПЗ Игорь Еремеев». Кто прав, а кто виноват — разбираются правоохранители.
Химическая реакция
Подконтрольный Коломойскому «Днепроазот» задерживает расчеты с «Нафтогазом України» за природный газ и требует рассрочку, сообщил Hubs чиновник Министерства энергетики: «Они не хотели с нами общаться до тех пор, пока мы не начали снижать поставки газа».
Этим в разное время грешили все близкие к власти структуры. Но интересно другое. Возвращение «Привата» может в корне перекроить структуру собственности на украинском рынке азотных удобрений, который в последние годы подмял под себя Дмитрий Фирташ. В 2009 году «Приват» вместе с партнерами победил в отмененном конкурсе по продаже Одесского припортового завода. Интерес к объекту у нее сохранился. Спад в экономике рано или поздно заставит государство выставить на продажу самое ценное, в том числе — ОПЗ. «Приват» будет претендентом номер один.