Надо продолжать давить на партнеров о введении миротворческой миссии и на этом фоне требовать больше оружия
Прибытие в Киев 29 мая нового посла США Бриджит Бринк завершило процесс раскрытия дипломатического «зонтика» над столицей Украины. Постепенное возвращение дипмиссий в Киев – это однозначный сигнал Кремлю о том, что страны НАТО и Рамштайнской коалиции намерены не допустить его захвата. Но то, что одного дипломатического «зонтика» для этого недостаточно, понимают многие и не только в Украине.
Еще 16 марта лидер польской партии «Право и справедливость» вице-премьер Ярослав Качиньский высказал в Киеве на совместной пресс-конференции с президентов Украины Владимиром Зеленским предложение о направлении в Украину миротворческой военной миссии НАТО. Ответ на висевший в воздухе вопрос, почему нельзя направить такую миссию под эгидой ООН, дал сам Качиньский: поскольку государство-агрессор рф член Совбеза ООН, то очевидно, что она наложит «вето» на такое решение. Наложит, даже если за него проголосуют все члены ООН, как это было в 2014 г. с предложением создать комиссию ООН для расследования гибели малазийского авиарейса МН17.
Так как рф пока не исключили из ООН, то предложение Качиньского остается все еще самым реалистичным. Однако, проходивший 24 марта саммит НАТО не поддержал это предложение, озвученное Анджеем Дудой. Саммит его не отверг, ряд стран заявили даже о своей готовности предоставить войска, но решение тогда принято не было. Можно сказать, что саммит взял паузу для размышлений, для чего были веские причины как политического, так и военно-технического плана.
За минувшие два месяца часть этих причин была снята, а военные приготовления Кремля и лукашенко в Беларуси заставляют вновь вернуться к предложению Польши о направлении в Украину миротворцев стран НАТО и максимально конкретно: к размещению их вдоль всей украинско-белоруской границы. Лукашенко и Украина этого вполне заслужили. Лукашенко своей подленькой военной агрессией. Украина не только своими нынешними, но и старыми заслугами участия в миротворческих миссиях ООН и НАТО в ряде стран. В том числе в Боснии и Герцеговине в 1992-1995 г. в составе военной миссии ООН UNPROFOR.
Там украинские миротворцы не допустили в городе Жепа и окрестностях той резни босняков-мусульман, которую сербы совершили в Сребренице. К сожалению, об этом понят только в Боснии и Герцеговине, которая в мае присоединилась к Рамштайнской коалиции.
Размещение вдоль украинско-белоруской границы миротворцев НАТО, а возможно и не входящих в него стран, становится все более актуальным из-за военных приготовлений на ней рф и лукашенко. Не следует успокаивать себя тем, что армия лукашенко не вторгнется в Украину и он занимается лишь имитацией подготовки вторжения, чтобы угодить Кремлю, что его армия невелика и большинство белорусов не хотят участвовать в этой войне. Лично лукашенко, разумеется, этого не сделает. Но если в Кремле однозначно решат, что армия Беларуси должна полноценно участвовать во вторжении, то лукашенко уже не отвертится как в феврале-марте.
Больше того, Кремль первое время может обойтись даже без таких публичных заявлений лукашенко, которые тот делал в марте, рассказывая, что Украина якобы планировала напасть на Беларусь в феврале и что российское вторжение 24 февраля всего на пару дней опередило это мифическое украинское вторжение. Кремль вообще уже может обойтись без лукашенко.
За три месяца российская оккупационная армия в Беларуси поняла, что ей там можно все, и что она там хозяйка. Это поняли в ней все, от генералов до рядовых. В Кремле тоже поняли, белорусские полковники и майоры с энтузиазмом или без него, но будут выполнять приказ о вторжении в Украину, а не звонить лукашенко и спрашивать: воевать нам или нет.
Агенты спецслужб рф в окружении лукашенко могут просто изолировать его от телефона и отвечать полковникам и майорам: «батько» сказал воевать, подобно тому, как они разогнали в 2013 г. лагерь студентов в Киеве, не спрашивая разрешения у януковича.
Кремль пока не устраняет лукашенко, прежде всего потому, что привык к нему, и не хочет создавать себе новые заботы с переформатированием системы управления Беларусью. Нужен он пока Кремлю и по другим причинам, в том числе внешнеполитическим, чтобы иметь голос в ООН для защиты российского империализма. Поэтому Кремль сейчас не спешит поглощать Беларусь и пока сохраняет ее как формально суверенное государство. Но все это вторично, так как, судя по военным приготовлениям в Беларуси и обустройству базы российских войск в ней, Кремль готовит ее армию к участию в вторжении, а с лукашенко или без него – это не имеет практического значения.
Новое вторжение российских войск из Беларуси станет почти неизбежным, если армия рф выйдет на границы Донецкой и Луганской областей. По мнению Кремля, повторное окружение Киева – это тот инструмент, который может заставить правительство Украины подписать что-то типа третьего Минского перемирия.
Фактически в Кремле хотят повторно создать ситуацию конца февраля, когда рф предложила Украине переговоры о перемирии и капитуляции уже на второй день вторжения. Сейчас в Кремле полагают, в случае выхода на границы Донецкой и Луганской областей можно будет объявить о достижении основных целей так называемой «военной спецоперации», и останется лишь, как выразился песков, заставить правительство Украины «здраво оценить ситуацию».
Поэтому все успокоительные разговоры о том, что число российских войск в Беларуси у границ с Украиной невелико и недостаточно для повторного вторжения, и что это только маневр для отвлечения сил ЗСУ с других фронтов, в том числе и посредством военных шевелений лукашенко, – это в лучшем случае наивность. Почти такая, как недавнее объяснение секретаря РНБО, что министр Украины Алексей Резников в феврале поверил военному министру лукашенко, что его армия нападать не будет, а тот взял и обманул.
Белорусская армия действительно не напала, а о нападении армии рф из Беларуси Резников видимо не спросил, так как считал, что тех ее подразделений, которые участвуют в маневрах, для этого недостаточно. Поэтому, не стоит повторно обманывать себя, что сил агрессора в Беларуси мало. От участия во втором вторжении армия лукашенко уже не отвертится, а его слова о создании «народного ополчения» указывают, что Кремль поставил ему задачу готовиться к войне по-настоящему и масштабно.
Белорусская армия сама по себе, безусловно, не представляет особой опасности, но ее включение в состав российской наступательной группировки кардинально меняет ситуацию, независимо от того, будут белорусы сражаться с энтузиазмом или без него.
Если у РНБО есть какой-то хитрый план не помешать повторному вторжению, которое явно не ограничится только наступлением на Киев, но будет нацелено и на Волынь, чтобы прекратить поставки оружия, то это отдельная тема. Но если такого плана нет, то тогда было бы логично самим поднимать тему о размещении миротворцев НАТО вдоль границы с Беларусью, а не ждать, когда это за нас сделают поляки или еще кто-то.
Есть два благоприятных для этого обстоятельства. Первое, боевые действия на границе с Беларусью не ведутся с апреля после того, как армия рф ушла из Киевской, Черниговской и Сумской областей. Поэтому размещение вдоль границы с Беларусью военной миссии НАТО – это идеальный и классический пример фактора, удерживающего противника от нападения. Нападение армии рф вкупе с армией лукашенко на военнослужащих миссии НАТО будет не только нападением на НАТО, но и оскорбление ООН в его стремлении к миру во всем мире.
Второе обстоятельство – запланированный на конец июня саммит НАТО, на котором было бы своевременно обсудить во второй раз такое предложение. Тем более, что в марте кроме Польши свои войска для этой миссии были готовы предоставить Чехия и Дания.
Возможно, саммит НАТО по каким-то причинам его одобрение опять отложит. В этом случае возможен такой вариант как межгосударственные соглашения Украины с одной или несколькими странами о совместной охране ее границы. Существующий договор о военном сотрудничестве между Великобританией, Польшей и Украиной обеспечивает для этого всю юридическую базу.
Возможно также заключение договора о совместной охране границы с США при использовании для этого средств из ленд-лиза или с другими странами. В качестве примера такой совместной охраны границы можно привести наличие войск рф на границе Армении с Азербайджаном, и на границе Таджикистана с Афганистаном, которые на россии не называют ни оккупацией, ни захватом части территории этих стран.
Если такие межправительственные соглашения Украины с другими странами по каким-то причинам невозможны в данный момент, то можно обратить к частным военным компаниям, подобно тому, как власти ЦАР и Мали обратились к частным охранным фирмам рф, которые действуют де-факто как ЧВК, вопреки тому, что официально ЧВК на россии нет.
Техасские рейнджеры на границе с Беларусью могут оказаться тем фактором, который, как и миссия НАТО, будет удерживать путина и лукашенко от второго набега на Киев. Особенно, если рейнджеры не забудут купить в супермаркетах США ракетные системы залпового огня, мало радиуса действия, чтобы лукашенко не плакал, что они целятся в него.
Понятно, что официальное введение того или иного иностранного контингента на территорию Украины в близкой перспективе маловероятно. А решение надо принимать срочно. Поэтому Украина на фоне очередных потенциальных отказов может усилить позицию в переговорах о безотлагательном увеличении поставок современного оружия НАТО из Европы. В таком случае в руках ЗСУ оно создаст тот же эффект сдерживания угрозы повторного нападения де-факто россиян из Беларуси.
Сергей Климовский