Как Львов решает мусорную проблему и кто от этого страдает в первую очередь
В декабре 2015 года Львов признали «Городом литературы ЮНЕСКО». Планировалось, что совсем скоро город приблизится к Барселоне, Праге и Рейкьявику в списке наиболее «литературных» столиц мира. Но вместе с 2016 годом во Львов пришел новый тренд — теперь он может претендовать на статус «Города мусора».
Корни проблемы
Самая большая в Украине свалка мусора занимает площадь 26 га. И выросла она как раз в трех километрах от Львова. Жители села Грибовичи на протяжении половины столетия вынуждены мириться с соседством горы отходов высотой в 60 метров.
Как говорят местные жители, мусор сюда свозили из областного центра и нескольких прилежащих районов. Но кроме бытовых отходов, в советские времена свалку пополняли кислыми гудронами – промышленными отходами с предприятий, производящих трансформаторное масло (эти вещества невозможно утилизировать, они могут разъесть практически любое оборудование).
Первым намеком на трагедию Грибовичей в 2016 году стала смерть рыбы в реке Малеховка. Так селяне узнали об утечке опасных отходов со свалки мусора. Львовские власти отреагировали молчанием — станцию для сбора токсических отходов в области должны были построить еще четыре года назад, но на это постоянно не могли найти денег. Токсические инфильтраты тем временем просто сливались в канализацию. Ситуация начала меняться в мае 2016 года, когда свалка похоронила под собой людей. 29 мая на полигоне произошло возгорание. Ликвидируя его, под завалами мусора оказались четыре человека – трое спасателей и один эколог. Все они погибли.
Марсельские проблемы
Напомним, свалку мусора должны были закрыть еще 1 июля 2006 года. Но дедлайны постоянно переносились: кроме Грибовичей, мусор из областного центра вывозить было некуда, а обещания рекультивации оставались невыполненными. Тогда же, в 2006 году, ОАО «Институт горно-химической промышленности «Горхимпром» подготовил технико-экономическое обоснование вариантов создания нового полигона. Подходящими оказались шесть участков вблизи Львова, хотя мэр города убеждал в том, что переносить полигон не нужно.
За последние 12 лет более сорока компаний предлагали львовскому горсовету заняться строительством нового полигона, но ответ был один: подходящего земельного участка нет. К слову, и сегодня экологи не в восторге от идеи открытия новых полигонов, которые вместе с временным решением проблемы приведут к новому ухудшению экологической ситуации.
Трагедия 29 мая имела логичное последствие – полигон (Львовское коммунальное предприятие «Збиранка». — Авт.) закрыли на следующий день. Но решение до сих пор считается спорным: альтернатив, куда вывозить мусор, у города практически нет.
Например, с помощью областной власти якобы нашлись локальные полигоны на расстоянии 100 км от Львова. Были также договоренности с Николаевом, Запорожьем, Киевом и Днепром, которые обещали принимать часть львовского мусора. Но вскоре один за другим власти этих городов отказались от обещаний. В частности, киевский мусоросжигающий завод «Энергия» перестал принимать мусор, в том числе, и львовский, из-за плановых ремонтных работ. Начались протесты и на подъезде к свалке в селе Крюковщина Киевской области, где расположенен мусорный полигон. Днепр разорвал соглашение об утилизации львовского мусора по истечению срока договоренности 13 сентября. В Запорожье решение о приеме мусора не поддержали на сессии горсовета. А в Николаеве на решение местных властей повлияли массовые протесты.
«В июне казалось, что с помощью локальных полигонов будет намного проще решить проблему. Сегодня ситуация хуже. Сентябрь-октябрь прошли сложно», — описывает ситуацию директор компании «АВЕ Львов» Олег Гайовишин. Он опасается, что с изменением погодных условий ситуация может стать еще хуже. «Пока Львов чистый, но это – как находиться на пороховой бочке. Постоянно может быть ухудшение погоды, когда не получится разгружать автомобили с мусором», — говорит он.
Заместитель председателя комитета по вопросам промышленной политики и предпринимательства Верховной Рады Сергей Кираль считает ситуацию со львовским полигоном похожей на марсельскую, где долгие годы также была проблемная свалка. Возможно, он приводит в пример именно этот город, потому что там в итоге все закончилось счастливым финалом: французский полигон рекультивировали, засыпали землей, а сверху посадили растения.
Открыть или не открыть?
Главные споры вокруг мусорной проблемы Львова последние четыре месяца велись из-за возможности снова открыть полигон в Грибовичах. Многие местные чиновники, включая директора департамента экологии и природных ресурсов Львовской области Руслана Гречаника, высказывались в пользу его открытия, обосновывая это тем, что других вариантов просто нет.
«Единственный выход из проблемы сейчас – открытие полигона в Грибовичах. Естественно, это должно происходить в комплексе с рекультивацией и закрытием полигона», — вторит Гречанику директор компании «АВЕ Львов». По словам Олега Гайовишина, сейчас не может идти и речи об открытии новых полигонов, которые только приведут к новому загрязнению. Он считает, что взамен этому нужно максимально вкладывать средства в уже существующие полигоны – на их поддержание, приведение в порядок и обеспечение необходимой техникой.
В то же время экологи видят в открытии полигона только оттягивание решения проблемы. «Необходимо запретить открытие полигона. Если открыть его, то шанс того, что государство и руководство Львовской области будет делать все, чтобы минимизировать экологический урон, – минимален. Давление в виде закрытого полигона будет мотивировать быстрее принимать решение», — говорит соучредитель Ассоциации зеленых Украины Александр Щербань.
Но вряд ли аргумент экологов, что закрытый полигон должен оставаться рычагом давления, победит: во Львове увеличивается количество площадок, где мусор вывозится с опозданием или не так регулярно, как раньше. В «АВЕ Львов» вместо оптимистических прогнозов июня акцентируют внимание на сложности и опасности сложившейся ситуации.
«Об открытии «Збиранки» говорят все люди в здравом уме. Институт «Горхимпром» разработал проект закрытия и рекультивации полигона путем закладывания откосов свалки. Для этого нужно около 3 млн кубических метров мусора. Потом свалка засыпается двухметровым слоем земли, а сверху засаживается трава или деревья», — объясняет свой подход Кираль. По его словам, жителей Грибовичей можно убедить на такое решение, если они будут видеть, что процесс продвигается к своему логическому завершению.
Мусор – заводу
К слову, с самого начала мусорного кризиса в Грибовичах поднималась тема построения мусоперерабатывающего завода, а львовские власти обвинялись в том, что он не был построен до сих пор. Но вот понимания того, каким завод должен быть — то ли мусоросжигающим, то ли мусороперерабатывающим — у сторонников его строительства не было.
В частности, первый вариант, по словам экспертов, сейчас практически невозможен, поскольку мусоросжигание – дорогая технология. Учитывая это, строительство такого завода – перспектива, в лучшем случае, 10-15 лет.
По их словам, технология мусоросжигания используется, как правило, в развитых странах с высоким уровнем жизни, где тарифы на переработку и утилизацию отходов – не €3, а минимум – €100.
«Мусоросжигающий завод требует введения новых технологий и огромных расходов. Можно найти средства, чтобы его построить, но потом нужны еще большие суммы на технологии, которые позволят удерживать выбросы вредных веществ в атмосферу. В ЕС при эксплуатации таких заводов нужно расходовать €100-150 на сжигание одной тонны отходов. Вряд ли Украина может сейчас себе такое позволить», — объясняет тонкости процесса Гайовишин. Фактор стоимости такого строительства тоже играет роль: для Львова аналогичный завод обойдется в €100-150 млн.
Более реалистичный вариант, по мнению участников рынка, — завод механико-биологической переработки мусора – MBT (Mechanical Biological Treatment). Он практически полностью автоматизирован. Люди на таком предприятии следят только за контролем качества сортировки на линиях. Параллельно идут процессы переработки органики.
К слову, именно о MBT говорил львовский городской голова Андрей Садовый, когда обещал построить завод за три года, если «никто не будет мешать». Это подразумевает организацию системы селективного сбора мусора и переработки с помощью механико-биологического процесса: сортировку, распределение на разные фракции и дальнейшую переработку разными способами.
«Такой завод для Львова обойдется приблизительно в €50 млн. Этот подход заложен в нашем сотрудничестве с Европейским инвестиционным банком. Речь идет о технологиях, соответствующих европейским нормам. Что не менее важно – они соответствуют экономическим условиям Украины», — отмечает Кираль. По его словам, часть органических отходов после переработки на таком заводе может быть использована для производства биогаза, а также для рекультивации старых свалок мусора.
Но, опять-таки, возникает вопрос: «Где взять деньги на строительство комплекса?» Львов два года проводил переговоры с правительством. Затягивала процесс и долгая процедура получения кредита от Европейского инвестиционного банка — соответствующее соглашение между правительством и ЕИБ было подписано только в июле 2015 года, а ратифицировано в феврале 2016 года. Тогда же Министерство регионального развития начало процедуру отбора украинских проектов. А через два месяца состоялся первый координационный комитет министерства по их отбору. Затем проекты отправили на изучение финансовой состоятельности заемщика в Министерство финансов. Подтверждение же о том, что Львов может взять в кредит €75 млн у банка, город получил только в начале октября.
«Прошло две недели, а мы не имеем никаких новостей от Министерства регионального развития. Для банка нужно решение именно этой институции, потому что Минрегион – ключевой партнер ЕИБ. Кроме того, нужно разработать технико-экономическое обоснование», — резюмирует ситуацию Кираль.
Тобто на перевезення сміття на 500 -100 км гроші є, та ще й за це премію Садовому в розмірі 600 % виплачують, а на сміттєпереробний завод — грошей немає???