Шаткий паритет: США готовы усмирять Россию, но не хотят ее деградации

Мы будем тоже бомбить, а потом разговаривать - сигнал США Кремлю

На прошедшей неделе основная интрига на международной политической арене сложилась вокруг обострившихся отношений между США и Россией. Катализатором вполне прогнозируемой эскалации этого противостояния (после детской эйфории россиян по поводу выигрыша Дональдом Трампом президентской гонки) стал ракетный удар США в Сирии и Афганистане.

Напомним, 7 апреля американские военные выпустили 59 крылатых ракет Tomahawk по военной базе сирийских правительственных сил «Аш-Шайрат» в ответ на химическую атаку в городе Хан-Шейхун, где погибло около 70 человек и 500 раненых. США обвинили в произошедшем президента Сирии Башара Асада. 11 апреля Госдеп США, по итогам встречи руководителей МИД стран «Большой семерки», призвал Россию сделать выбор – чью сторону она занимает в сирийском конфликте.

В контексте этой ситуации уже 12 апреля состоялась встреча госсекретаря США Рекса Тиллерсона с главой МИД России Сергеем Лавровым и президентом Владимиром Путиным. Встречу можно охарактеризовать больше как «пристрелочной» для новой администрации США. Никакой конкретики не прозвучало, хотя стороны и пытались демонстрировать начало диалога для последующего установления контактов на уровне президентов.

По результатам переговоров Тиллерсон назвал встречу продуктивной и акцентировал на необходимости остановить деградацию отношений России и США. При этом, судя по всему, пытаясь остановить «деградацию» американская сторона занимает жесткую позицию по ключевым позициям, связанным с действующими или потенциальными военными конфликтами.

На итоговой пресс-конференции госсекретарь заявил, что позиция США заключается в том, что режим Башара Асада в Сирии подходит к концу, а Северная Корея должна быть денуклеаризирована. В отношении Украины, госсекретарь США заявил, что ситуация будет оставаться серьезной проблемой для отношений между США и Россией, пока война не закончится. «Россия может осуществить де-эскалацию насилия и принять меры, чтобы вывести вооруженные силы сепаратистов, и чтобы наблюдатели ОБСЕ смогли выполнять свою работу», – сказал госсекретарь. Пересмотр санкций, введенных против РФ, не обсуждался. Также посланник Белого дома пожурил Россию за вмешательства в выборы президента США.

Российская сторона в ответ традиционно завела «заезженную пластинку»: Россия поддерживает мир и порядок в Сирии, а не Асада; приветствует выполнение Минских договоренностей и т.п.

Логику поведения игроков и тренды на международной арене на этой неделе поясняли академические политологи – участники научной конференции «Внешнеполитические стратегии государств евроатлантического содружества: история и современность», проведенной в Институте всемирной истории НАН Украины. Hubs приводит основные выводы, которые возможно должно учитывать наше внешнеполитическое ведомство для выстраивания Украиной выгодного политического маневра.

В целом приход к власти в США администрации Дональда Трампа создал весьма своеобразную ситуацию, в которой основным странам Запада приходится искать новые формы отношений и взаимного учета интересов. Эффект неопределенности и непредсказуемости в действиях администрации США касается не только проблематики региональных конфликтов, но также отношений с союзниками и соперниками.

В этой ситуации визит Рекса Тиллерсона в Москву показал, что администрация США не намерена занимать пассивную позицию на Ближнем Востоке и не позволит Москве диктовать условия. В то же время, хотя союзнические отношения между США и РФ в сирийском конфликте весьма маловероятны, администрация Д. Трампа не собирается вступать в активные силовые игры с Москвой и тем более не видит смысла свергать Асада военным путем. В этом плане ракетный удар США по военной базе сирийских правительственных войск – скорее демонстрация силы, чем угроза ее систематического применения.

Таким образом, ни Вашингтон, ни Москва не намерены уступать. Одновременно ни одна из сторон не проявляет склонности скатываться к военной конфронтации или начинать новую фазу «холодной войны». Для Украины такой расклад выглядит не слишком обнадеживающим. По крайней мере, до тех пор, пока администрация Трампа не сформулирует реальные приоритеты своей внешнеполитической стратегии. Со стороны США будут повторяться уже ставшие традиционными заявления о необходимости мирного урегулирования конфликта в Донбассе, выполнении Минских соглашений и продолжении санкций в отношении России. Но это никак не способствует ни решению проблемы, ни прекращению военного конфликта на Донбассе, который в Вашингтоне пока воспринимают как предмет приоритетной ответственности европейских политиков.

В частности, выступая с докладом об истоках НАТО и «холодной войны», доктор исторических наук Александр Потехин подчеркнул, что после смены курса США и дистанцирования Трампа от европейских проблем, в ЕС «ушло из моды» критиковать США, ее экспансию и глобализм. По его словам Европа, оказавшись один на один со всеми военно-политическими проблемами (от России и на Ближнем востоке), переоценила влияние Штатов ввиду нависших над ней угроз в виде потока беженцев и перекраивания границ. Напомним, еще в канун выборов президента США, Дональд Трамп заявлял, что Вашингтону не нужно заниматься вмешательством в государственную систему других стран.

Вместе с тем, эксперт скептично отнеся к технологическому потенциалу России, посоветовав Америке продолжать тянуть время. «Американцам надо быть немного китайцами (тянуть время – Ред.), и время сделает свое дело с РФ». При этом Александр Потехин уточнил, что для США развал РФ с ее ядерными боеголовками остается стратегической угрозой, поэтому политика американцев ни в коей мере не нацелена на территориальный распад и создание обстановки хаоса в России.

Комментируя перспективы международных отношений, Потехин подчеркнул, что в цивилизованном мире не хотят войны, поскольку «деньги можно зарабатывать только в стабильном мире».

Моделировавший дискуссию завотделом трансатлантических исследований Института всемирной истории НАН Украины, кандидат исторических наук Сергей Толстов прокомментировал заявление Тиллерсона о том, должны ли американские налогоплательщики волноваться за судьбу Украины. По словам Толстова, новая администрация США еще не определила интересы, которые будут мотивировать обеспечение безопасности, благополучия Украины и поддержку ее роли в европейской политической конфигурации. В нынешних условиях украинскому политическому истеблишменту необходимо адекватно оценивать особенности мировоззрения и стратегические установки мировых лидеров, предлагая им свои услуги в мировых процессах и повышая, таким образом, свою значимость.

Определяя внешнеполитический курс администрации Трампа на Ближнем Востоке, завотделом истории стран Азии и Африки Института всемирной истории НАН Украины, кандидат исторических наук, Вячеслав Швед отметил активное развитие сотрудничества администрации Дональда Трампа с Саудовской Аравией. По его словам, саудитам особенно понравился отказ Трампа от распространения демократий в других странах, его антииранская позиция и поддержка старых альянсов, включая вполне вероятное создание «арабского НАТО». Такая дружба между США и саудитами, по мнению ученого, может переформатировать весь арабский мир. В этом смысле дебаты вокруг конфликта в Сирии и авиаудары американцев по авиабазе войск Асада отражают блокирование иранского продвижения на Ближнем Востоке.

Комментируя усилия Запада по нераспространению ядерного оружия в мире, доктор политических наук Сергей Галака напомнил, что в 1993 году КНДР смогла вытребовать себе достойные преференции от США и их союзников лишь на основе информации о своих намерениях проводить испытания ядерных технологий. В это же время Украина отказалась от наследования ядерного потенциала, а в 1994 году подписала Будапештский меморандум, который, как оказалось, никто не собирался выполнять.

По словам Сергея Галаки, сохранение международного мира и распространение ядерного оружия тесно взаимосвязаны. «Удар США по КНДР может вызвать соответствующую реакцию Китая. Поэтому США пока только угрожают. Но если Иран запустит военную программу (по производству ядерного оружия), это может запустить «эффект домино»: Турция и саудиты тоже могут выйти из Договора по нераспространению ядерного оружия». В этом контексте администрация Дональда Трампа использует своеобразную тактику, создавая впечатление «прогнозируемой непредсказуемости» своих действий.

*

Top