Страсти по аэропорту: кто и когда откроет небо над Днепром?
Фото с сайта Днепр Час

Реализовать столь масштабный проект можно только при частно-государственном партнерстве

Чтобы улететь куда-нибудь за границу из Днепра надо иметь крепкие нервы и упитанный кошелек. Аэропорта здесь нет, местные жители летают через Запорожье и Киев И понятное дело, удовольствия не испытывают – мало кого радует нервотрепка, пересадки и лишние расходы. Для военных (город-то прифронтовой) тоже радости мало – как рассказывают летчики от езды по «взлетке» у них те же ощущения, что и у автомобилистов от езды по местным автомагистралям.

Правда, в этом году Президент Украины Петр Порошенко и Кабмин сделали несколько заявлений, которые дарят Днепру и жителям региона надежду на открытое небо. От вчерашнего визита в город профильного министра инфраструктуры Владимира Омеляна ожидали конкретики – сроков, цифр. Однако пока у экспертов больше вопросов, чем ответов.

Высокие кабинеты

С точки зрения процедуры принятия государственных решений, вроде бы как первые шаги к светлому авиационно-транспортному будущему Днепра уже и сделаны. Петр Порошенко дал устное поручение правительству включить Днепр в Государственную целевую программу развития аэропортов на период до 2023 года в качестве приоритетного направления. Как сообщают СМИ, поручение главы государства относительно развития инфраструктуры региональных аэропортов поддержали четыре профильных комитета Верховной Рады, одобрив резервирование в государственном бюджете на 2019 год минимум 10 млрд грн для строительства новых взлетно-посадочных полос региональных аэропортов.

Однако по сути бюджетный процесс еще не начался, и перспективы по-прежнему туманны. Из заявлений Омеляна понятно главное: денег на строительство пока государство не выделило. И как собирается выделять, неясно. С одной стороны, министр заявил, что государство должно начать строительство совместно с региональным бизнесом (Кабмин строит ВПП, бизнес – терминал и прилегающую инфраструктуру). С другой, – по словам Омеляна: «В государственном финансировании этого проекта необходимости нет. Затраты должны взять на себя коммерческие структуры региона». Более того, все еще открыт даже вопрос, где вообще будет аэропорт: то ли перестроят нынешний, то ли начнут с нуля в чистом поле…

Поэтому мы спросили экспертов, есть ли шанс у многострадального города обзавестись современным аэропортом, или жителям придется дальше завидовать Киеву, Харькову, Львову, где достойные «воздушные ворота» построили к Евро-2012.

Правда жизни

Эксперты не испытывают никаких сомнений в том, что новый аэропорт необходим Днепру и региону как воздух, но и прекрасно отдают себе отчет в том, что реализовать столь масштабный проект без государственного участия не получится.

«Никакому региональному бизнесу, как и местным властям, не по карману строительство взлетно-посадочной полосы», – убежден один из ведущих экономистов Украины, генеральный директор инвестиционно-банковской компании European Capital Management Вадим Браиловский.

Солидарен с ним и эксперт в отрасли транспорта Александр Каленков. «Днепр является стратегическим регионом и отсутствие в нем современного аэропорта наносит колоссальный ущерб в первую очередь экономике. Очень жаль, что министр инфраструктуры колеблется в своей позиции относительно государственного финансирования строительства аэропорта и взлетно-посадочной полосы. Я еще не встречал в своей практике примера, когда бизнес финансировал бы строительство ВПП. Во-первых, это очень дорогое удовольствие. Во-вторых, взлетно-посадочные полосы находятся в государственной собственности и их приватизация запрещена», – утверждает Каленков.

Перспективы ЧГП

Из имеющихся на сегодня трех современных украинских аэропортов создание двух (Киев и Львов) полностью профинансировало государство. Третий – харьковский – строили в формате частно-государственного партнерства (ЧГП) к тому же Евро-2012. Тогда Александр Ярославский «подписался» за родной город и своими инвестициями помог построить все, что было необходимо для статуса принимающего города турнира: стадион, аэропорт и кучу сопутствующих инфраструктурных объектов.

Кстати, тогда все думали, что поединки Евро-2012 получат Одесса или Днепр. И победа Харькова была огромной неожиданностью для многих. Сегодня Ярославский готов повторить успех харьковского аэропорта и построить такой же в Днепре. Бизнесмен уже заявил об этом публично, а недавно приобрел в регионе весомый актив – крупный металлургический завод ДМЗ, известный как «Петровка».

То есть, частная часть возможного проекта ЧГП обеспечена, дело за государством. Как говорят эксперты, в мире аэропорты обычно так и строят. По словам эксперта по вопросам авиационного транспорта Сергея Хижняка, аэропорты Европы, в частности Германии, представляют собой консорциум с несколькими собственниками. Частные структуры владеют инфраструктурой, государство контролирует взлетно-посадочные полосы. По мнению Хижняка, правительство Украины первым делом должно определиться – нужны ли стране современные аэропорты или нет. После чего – отбросить всяческие сомнения и начать действовать в соответствии с принятым решением.

«Нашему правительству нужно определиться, а хотим ли мы иметь свои аэропорты в стране? Если да, то необходимо не рисовать какие-то огромные программы, а сперва подумать, как эти программы можно финансировать. У нас одна за другой принимаются целевые программы и потом они просто не выполняются. Кто, к примеру, мешает выполнять принятую программу развития аэропортов до 2023 года? Де-факто она сегодня не финансируется. И эта проблема всех программ правительства. Это касается в том числе и аэропорта Днепра. Пусть правительство вначале четко решит нужен ли Днепру аэропорт или нет. Если нужен – государство должно финансировать этот проект. На мой взгляд реализация этого проекта должна быть в плане финансирования совместной с бизнесом», – полагает эксперт.

Финансовый вопрос

По мнению экономического эксперта Виталия Шапрана, решение комитетов парламента о резервировании средств госбюджета на развитие аэродромной инфраструктуры на сегодняшний день представляет собой просто декларацию о намерениях. Будет ли государство участвовать в финансировании строительства ВПП в том же Днепре станет известно лишь после утверждения парламентом бюджетного расписания на 2019 год, в которое либо внесут, либо нет, соответствующую статью расходов.

«Могу предположить, что на данный момент правительство не выполняет бюджет 2018 года, и понимает, что денег на аэропорт Днепра в 2019 году может не быть. Поэтому, Омелян и говорит, что сегодня весь вопрос упирается в поиск финансирования. Деньги к концу года могут появиться, и вопрос строительства вновь станет приоритетным», – считает Шапран. То есть, все будет зависеть от политической воли высшего руководства страны.

Вместо эпилога

Пока писалась эта статья, министр инфраструктуры сообщил о том, что в Днепре уже определено место для строительства тестовой площадки для Hyperloop – сверхскоростной транспортной системы авторства Илона Маска. Возможно, скоро руки дойдут и до аэропорта.

Один комментарий;

  1. Микки said:

    Если даже и выделят средства на реконструкцию аэропорта, то вся та бенина команда, которая полностью проникла во все службы аэропорта, как метастаза, не даст нормально развиваться предприятию.

*

Top