рефма

Через решение проблемы энергоэффективности в ЖКХ

Машиностроительные предприятия крупного промышленного центра Запорожской области Мелитополя сегодня переживают трудные времена. Однако есть вариант, при котором мелитопольские заводы могли бы решить целый ряд важных экономических и социальных проблем, связанных с вопросом энергосбережения и оплаты за отопление.

Как город металлистов утратил свои позиции

Наверняка каждый, кто бывал в Крыму, а теперь в курортных Кирилловке и Геническе на берегу Азовского моря, обязательно проезжал Мелитополь. Некогда купеческий город выглядит сегодня старым, а если точнее, то поношенным, хотя он относительно молод. В 1816 году ногайский аул Киз-Яр стал Новоалександровкой  (Александровском до 1921 года был город Запорожье), а в 1842 году уездный городок получил название Мелитополь (по-гречески – «медовый город»).

Сегодня Мелитополь (вернее, его окрестности) славен своими садами, прежде всего – черешневыми. Хотя 157-тысячный город — не только второй по значению культурный и экономический центр Запорожской области, а еще и важный транспортный перекресток. Здесь проходит автотрасса Харьков-Симферополь-Ялта, которая немного южнее Мелитополя пересекается с трансъевропейской автомобильной магистралью  Одесса-Новоазовск-Ростов-Баку. Сейчас эта трасса перерезана войной.

Но речь не о значении Мелитополя как важнейшего транспортного узла, а о промышленном потенциале города на реке Молочной. Некогда большая река сейчас представляет собой печальное зрелище. Городу повезло не намного больше. Мелитополь, конечно, живет какой-то своей жизнью, но этого нельзя сказать о его некогда развитой промплощадке, основу которой составляло машиностроение. Местные предприятия, как правило, ведут свою историю с 1880-х годов – с производства всевозможных сельскохозяйственных механизмов для бескрайних здешних степей. Но сегодня многие из них либо исчезли, либо еле выживают.

Например, ордена Трудового Красного Знамени завод «Мелитопольпродмаш» имени Воровского. Уже в 1930-х годах он получает свою окончательную специализацию, отработав производство промышленного посудомоечного оборудования, всевозможные линии разлива молока и напитков. Завод являлся по этому направлению одним из ведущих в Союзе, поставлял продукцию почти во все страны соцлагеря, кроме ГДР и Китая.

К сожалению завод, дававший работу шести тысячам работников, давно мертв. Название предприятия лишь иногда встречается в полукриминальных историях, связанных с рейдерскими захватами. Последний такой случился в мае 2015 года. Причем сегодня здесь идет рейдерская  битва не столько за территорию, сколько за металлолом…

Собственно, «Продмаш» уже и не фигурирует как промпредприятие Мелитополя. Чего нельзя сказать о ММЗ (Мелитопольском моторном заводе). Принадлежащее корпорации «Укравто» предприятие, разумеется, не может работать лучше, чем Запорожский автомобилестроительный завод. Который, напомним, выпустил в текущем году (по состоянию на 20 апреля) всего два автомобиля. Однако запасные части на двигатели и коробки передач к «Таврии», «Славуте» и Sens востребованы рынком, поэтому некоторая часть заказов на ММЗ сохранилась. К тому же предприятие с 2015 года освоило выпуск автобусов I-VAN, хотя, судя по показателям начала текущего года, к особому финансово-экономическому прорыву эта инициатива не привела.

Еще одно некогда мощное предприятие пребывает примерно в таком же положении, как и ММЗ. Это ПАО «Рефма», Мелитопольский завод холодильного машиностроения – единственное в Украине предприятие по выпуску холодильных машин холодопроизводительностью от 3 до 1500 кВт на озонобезопасных хладонах.

Отметим, что ранее продукция «Холодмаша» была востребована  в атомной энергетике, то есть и на АЭС, и на атомных подводных лодках. Ныне круг заказов стал намного уже, поэтому говорить о ритмичной работе «Рефмы» нельзя. Хотя в горсовете предприятие числится на хорошем счету. Еще бы – ведь многие заводы мелитопольской промплощадки сегодня вообще уклоняются от отчетности.

Как, например,  «Мелком» – ПАО «Мелитопольский компрессор», которое позиционируется «как ведущее предприятие СНГ в области компрессоростроения». Заводу 86 лет, и он работает. Правда, лишь частью своих мощностей, но в целом стабильно. На предприятии гордятся тем, что их компрессоры применялись на всех наивысших достижениях советской науки и техники – от полета Юрия Гагарина и первого похода атомного ледокола «Ленин» до тех же атомных подлодок, которые и ныне на ходу. Продукция «Мелкома» уже 40 лет поставляется в такие страны как Германия, Великобритания, Италия, Голландия, Португалия, Греция, Финляндия, Чехия, Венгрия, Китай.

Видимо, не последнюю роль тут играет широчайший спектр продукции – от нефтегазовой, угольной, химической, пищевой, судостроительной, металлургической промышленности до геологии, сельского хозяйства, строительства, авиации, жилищно-коммунального хозяйства и других отраслей экономики. Одним словом, «мелкомовцы» свою часть работы выполняют достойно, и не от них зависит, что внутренний рынок их продукции в значительной степени разрушен.

Та же ситуация с еще одним серьезным предприятием  Мелитополя, заводом «Гидромаш». Казалось бы, продукция государственного предприятия должна находить заказчика по всей Украине. Продукция «Гидромаша»: автоподъемники телескопические (вышки или «люльки»), без которых не обойдутся ни электрики, ни городские коммунальщики. Возможно, здесь просто бюрократия виновата, и доклады об успешном перевыполнении планов не прошли?

К сожалению, Hubs не удалось выяснить, как сегодня идут дела на еще одном мелитопольском предприятии «Турбоком» – Мелитопольском заводе турбокомпрессоров. Надеемся, что его продукция, а это турбокомпрессоры ко всем советским дизелям – автомобильным и тракторным, включая МАЗ, БелАЗ. КамАЗ и прочие, востребована. Однако в департаменте промышленности и развития инфраструктуры Запорожской ОГА нам в этом плане помочь не смогли. Хотя предприятие, заметим, одно из немногих в области, которое даже в нынешней ситуации смогло перевооружиться на новейшие западные станки, включая и 5-координатные обрабатывающие центры.

В городе пять предприятий со слогом «лит» в названии. То есть литейные производства различного профиля. И только о работе  «Автоцветлита» имеется, и к тому же позитивная, информация.  Оказывается, что здесь даже существует проблема кадров, вернее – проблема квалифицированных кадров. 25 лет фактической деиндустриализации Мелитополя дают свои плоды. Любое расширение производства упирается в нехватку подготовленных кадров. Потому что на базарах, на обслуживании отдыхающих в Кирилловке, или на сезонных заработках в России квалификация заводчан никак не улучшается.

Альтернатива «ассигнациям в топке»

А теперь вернемся к упомянутому выше ПАО «Рефма». Среди перечня его продукции числятся тепловые насосы. К сожалению, в Украине доминирует импортная продукция шведского, датского и японского производства, которая в условиях курсовой политики правительства и Нацбанка не оставляет украинцам никаких шансов. Потому что $3-6 тыс. за один бытовой теплонасос, способный обеспечить отоплением квартиру или даже комнату – цена неподъемная.

В то же время недавнее заявление премьера Владимира Гройсмана о требованиях МВФ и вынужденном повышении цен на газ, воду и тепло в скором будущем сделают недоступными упомянутые услуги для многих украинских семей. Если, конечно, Кабмин не видит своей целью полную «субсидизацию всей страны». Однако такой подход не выглядит оптимальным.

Ведь что такое субсидии?  Это спасательный круг тем, кто без помощи государства просто погибнет зимой. Но главная задача правительства все же состоит не в том, чтобы накормить кого-то рыбой, а в том, чтобы дать человеку удочку. Сейчас же субсидирование превратилось в самоцель, в перекладывание бюджетных денег из одного государственного кармана в другой. А если точнее, то и в карманы «лучших людей страны», присосавшихся к топливно-энергетическому комплексу Украины.

И вот тут снова о тепловых насосах. Вспомним слова выдающегося ученого-химика Дмитрия Менделеева: «Топить нефтью — это то же самое, что топить ассигнациями». Сегодня мы является свидетелями подобного, хотя и слегка модернизированного принципа. Поэтому было бы разумным что-то делать.

Тепловые насосы, по мнению многих экспертов, это выход из ситуации. Изобретенное в 1930-х годах устройство на полную мощность заработало только в 2000-е годы.  Значительно раньше него появились изобретения тех же тридцатых – бытовые микроволновые печи и мобильная телефония. Непонятно, почему задержались с тепловыми насосами – ведь это настоящее чудо техники.

Речь здесь, кстати, идет не только о КПД в 500%, а прежде всего – об энергоэффективности. А она такова: потратив 1 кВт электроэнергии, получают 5 кВт тепла (при температурах за бортом до -5°С), до -25°С – энергоэффективность несколько ниже 1:4 (но и это тоже большая экономия ресурсов).

Хуже с температурами  ниже -25°С: здесь коэффициент резко падает до 1:2. Но сколько за зиму бывает дней с -25°С и ниже даже в северных районах Украины?

Нетрудно посчитать, какой может быть экономический эффект в масштабах Украины при внедрении подобного новшества. Тепловой насос, напомним,  это такой «холодильник навыворот», преобразующий низкотемпературное тепло окружающей среды – грунта, воды или воздуха – в  высокотемпературное тепло на выходе. То есть, в батарее, калорифере и т.п.

Что здесь нужно отметить? Не только «Рефма», которая изготовляет пока лишь промышленные образцы теплонасосов, но и практически все предприятия мелитопольской промплощадки идеально подходят к налаживанию массового выпуска бытовых теплонасосов. Все эти компрессоры, гидроагрегаты и прочее – это  слагаемые разных разновидностей этого самого теплонасоса. Причем выпуск может быть  по выгодным для производителя ценам (материалозатраты здесь минимальны), которые будут приемлемы и тем же субсидируемым льготникам – за государственный счет.

Правда, идея о том, чтобы из 35 млрд гривен, выделяемых на субсидии в Украине в 2016 году, направить один миллиард на соответствующую программу, встретила скептическое отношение со стороны запорожских специалистов. Соображения следующие: на такую программу уйдут годы, а предприятия Мелитополя могут просто ее «не потянуть». В первую очередь – из-за давно распорошенных по базарам квалифицированных кадров. Ведь речь идет о точнейшей механике, производство которой невозможно доверить человеку с улицы.

Аргументы, конечно,  весомые, но с другой стороны, ничего не делать неправильно. Если не государство (а правительству, очевидно, сегодня не до тепловых насосов), то хотя бы частный инвестор мог бы подумать о подобной программе и потенциале Мелитополя в этой связи.

Автор: Леонид Романовичев, Запорожье

Один комментарий;

  1. Елена said:

    Ха-ха-ха, особенно по поводу «Автоцветлита». Автор хоть видел эти заводы сегодня?

*

Top