Один из создателей Hromadske.tv – о связи между рекламой и репутацией, журналистской этике, коррупции и «влиятельных людях».
Проект интернет-телевидения Hromadske.tv запустили 22 ноября – на следующий день после начала Евромайдана. Стартап сразу стал одним из основных источников информации с места событий. Один журналист с планшетом в качестве онлайн-камеры оказался гораздо мобильнее съемочных групп центральных каналов.
Проект быстро набрал популярность. Уже через месяц Hromadske.tv просмотрели 7,5 млн уникальных посетителей.
Роман Скрыпин, один из создателей стартапа, выступил на киевском Iforum. Hubs приводит самые интересные отрывки из его выступления.
Новый опыт
Все эти месяцы в проекте, в стране, поменяли меня изнутри, мое восприятие мира. Если раньше я переживал, хотел казаться самым умным, боялся признавать ошибки, то сейчас могу сказать, что я много чего не знаю. Работа учит тебя делать определенные шаги и брать на себя ответственность. В этом проект помог.
Мне за последние месяцы пришлось решать такие вопросы, о которых я никогда не задумывался: покупать технику, смотреть ее квалификацию, покупать лампочки, ставить подписи на банковских документах и проводить платежи. Знаете, сколько времени занимает? Это все опыт стартапа, когда журналисты решают хозяйственные дела. Если будете делать стартап, узнаете и что такое бухгалтерия, и как «откосить» от налогообложения.
Краудфандинг
По нашему внутреннему регламенту отчетность у нас ежеквартальная. Пока не указываем поименно, кто сделал взносы. Простите, мы этот момент упустили. Надо обработать очень большой массив данных, но такой раздел на сайте будет – фамилия и сумма. Сейчас по отчетности видно, сколько денег нам перечислили люди, и сколько мы потратили.
Как только у нас останавливается трансляция, начинается шквал звонков, писем на Facebook, типа: «Я не понял, чуваки, а куда вы? Мы же вам деньги дали. Трансляцию давайте!»
Цифровое ТВ
Компания Зеонбуд не монополизирует рынок, а коррупционным способом уже монополизировала, я бы сказал. Зеонбуд – это вопрос в генпрокуратуру и к законодателям. Касательно цифрового вещания… Мы плохо знаем нашу аудиторию, ее способности к техническому прогрессу, как она воспринимает информацию. Нет таких исследований, а они необходимы на самом-то деле. Что такое цифровое телевидение? Это всего лишь способ доставки телевизионного сигнала.
Рядом с цифровым вещанием будет развиваться интернет-сеть, которая достигнет села. Как раньше это было с радиоточками. Это произойдет рано или поздно. Распространение сигнала через цифровое вещание? Наверное, никогда – у нас нет столько денег. YouTube – это классно.
Реклама и репутация
Если у нас появится реклама, то она будет очень выборочной (дословно – селективной). Рекламы будет не 12 минут в часе, как это делается на телеканалах. При подходе к рекламе будем исходить из социальной ответственности. Это должно быть абсолютно то, что не будет вредить нашей репутации. Мы очень бережем репутацию проекта, для нас какая-либо внешняя угроза, которая тянет за собой утрату доверия – очень серьезный вызов.
Простите, что я вспоминаю о 5 канале, но когда в новостях мы рассказываем о всяких мошенниках и гадалках, а после появляется «студия» на 45 минут с этой гадалкой, это как-то неправильно. Мы не будем рекламировать и показывать все подряд.
Подбор гостей
Селекция в основном проходит через социальные сети. Если мы видим, что человек адекватный, то приглашаем его в студию. Мне бы хотелось, например, видеть в студии мальчика из Крыма, который живет в Никите. Он — единственный, кто на первое сентября пришел в вышиванке и пел гимн Украины. Но теперь есть другая проблема — как «вытащить» людей из Крыма.
У нас в студии работает оператор из Крыма, приехал на Майдан с Симферополя. Так он теперь туда вернуться не может, он только собаку забрал. Родители там, а собаку он себе забрал.
Когда в стране происходят какие-то драматические события, то, что мы видели на Грушевского или на Майдане, звонят и появляются на связи только люди, которые в сознании (дословно – притомні). Вы прекрасно знаете, что есть большой процент городских сумасшедших… Политики – это как раз не тот контингент, который мы хотели бы видеть в своем эфире. Тут вопрос только, как фильтровать. В стране живет много миллионов людей. Обеспечить социальный общественный диалог, чтобы было интересно и тем, и другим, очень тяжело.
«Влиятельные люди»
Кто, кто влиятельнее нас с вами? Скажите? Я просто не понимаю характеристики «влиятельные люди». Если вы о политиках – то это их работа, понимаете? А если вы говорите об Олеге Ляшко – в чем его влиятельность, особенность? Я не могу понять, честно. Я Олега знаю с 1992 года, и что? Он заходил в общежитие по улице Ломоносова и у него были те же потребности, как и у всех студентов, только тогда он хвастался, что работал в одном министерстве.
Этичность
Это дискуссионный вопрос в каждом отдельном случае. Я могу сказать, что жалею только об одном случае, когда попросил выгнать из студии Владимира Олийныка. Я действительно нарушил этичные нормы. Это плохо.
Планы на будущее
В планах — улучшение картинки, улучшение сетки. Мы хотели выехать на мерседесе, а выехали на велосипеде или на чем-то другом… На возе с волами мы выехали, только что «блямбу» мерседеса поставили.
Планов у нас много. Это абсолютно разносторонние проекты: и кинопоказ, арт-сегмент, потому что тех людей, которые в этой стране что-то делают головой и руками, как правило, не показывают. В этой стране привыкли показывать 50 даунов, которые обсуждают политическое будущее, но ничего для этого не делают. Поэтому есть сегменты, которые остаются «голыми»: это программы для детей, образовательные программы, про здоровье, да что угодно, что может вызывать дискуссию и обсуждение.
За четыре месяца выполнили план пятигодичной перспективы. Но это не очень хорошо, потому что приходится решать те проблемы, которые планировалось решать поэтапно. Появляются вызовы, на которые надо отвечать. Между прочим, кто будет делать стартап, помните, и такое может случится – не все может идти по плану, который вы себе нарисовали.