Вертикальная интеграция поможет «Метинвесту» обойти плату за недра
В украинской металлургии произошло революционное событие. Металлургические заводы «Метинвеста», которые были хронически убыточными с кризиса 2008 года, вдруг начали приносить прибыль. Никакого технологического прорыва, голый расчет: за счет сокращения выручки своих же рудных карьеров «Метинвест» экономит на рентных платежах.
Прибыль «Ильича»
Мариупольский металлургический комбинат им. Ильича закончил 2014 год с прибылью 450 млн гривен, — сказано в сообщении компании, посвященном созыву годового собрания акционеров. Такие результаты выглядят необычно. Комбинат работал с убытком последние семь лет. Только в 2013 году завод показал «минус» 2,9 млрд. гривен. Похожий результат был и на других металлургических предприятиях.
Общая картина была не такой безрадостной. Убытки стального дивизиона «Метинвеста» с лихвой перекрывала прибыль железорудных комбинатов. В 2013 году Северный, Центральный и Ингулецкий ГОКи на троих заработали 10,7 млрд гривен (около $1,5 млрд) прибыли. Общая EBITDA «Метинвеста» за 2013 год – $2,2 млрд, прибыль – $392 млн.
Прошлый год был намного хуже 2013-го. В Донецкой области — война. Из-за разрушений на Авдеевском коксохиме и железной дороге ММК им. Ильича не хватает кокса. Последние полгода завод работает от силы в половину мощности. Как он получил прибыль в кризисный год впервые за семь лет?
Пресс-служба «Метинвеста» объясняет прибыль удачным первым полугодием. Мол, получить прибыль помогли «общее мировое снижение цен на ЖРС и внедрение новых технологий на производстве, позволяющих сократить потребление дорогих импортных энергоносителей (ПУТ)».
Скорее всего, сработает в «плюс» и второй крупнейший комбинат группы, испытывавший похожие проблемы. Чистая прибыль мариупольской «Азовстали» за девять месяцев 2014 года – 318 млн гривен. Енакиевский метзавод группы простаивал половину прошлого года и показал «минус» 771 млн гривен. «Запорожсталь» не объявляла о предварительных результатах.
Хорошо не всем
Тезис о благоприятном первом полугодии не распространяется на другие украинские металлургические комбинаты. Финансовые результаты за третий квартал 2014-го показал только ДМЗ им. Петровского группы «Евраз» и «Донецксталь-металлургический завод» Виктора Нусенкиса. Чистый убыток завода Романа Абрамовича – 2,6 млрд гривен. «Донецкстали» – 2,4 млрд гривен.
Алчевский и Днепродзержинский комбинаты корпорации ИСД пока не раскрывали результатов, но в ИСД неофициально говорят, что они также будут в убытках. По словам и.о. гендиректора «АрселорМиттал Кривой Рог» Парамжита Калона, в 2014 году завод получил отрицательный результат. «Будем работать себе в убыток», — сказал он на пресс-конференции в феврале.
«Финансовые результаты заводов сейчас зависят от двух факторов: фактической работы каждого конкретного предприятия и валютных займов, – говорит топ-менеджер одного из металлургических комбинатов. – Убытки у всех предприятий появляются в основном из-за курсовой разницы. Влияние валютного фактора принципиально больше, чем влияние благоприятной конъюнктуры».
В графах долгосрочные и краткосрочные банковские кредиты у заводов «Метинвеста» стоят нули. «Группа привлекает внешнее финансирование на свою материнскую компанию, а не на производственные активы», – поясняет аналитик Eavex Capital Иван Дзвинка.
Другой карман
Куда правдоподобнее выглядит другая версия прибыльности «ахметовских» комбинатов. Заводы «Метинвеста» покупают железорудное сырье у своих же горно-обогатительных комбинатов. В прошлые годы вся прибыль оседала на ГОКах. В 2014-м они снизили рентабельность, но все еще остались прибыльными. СевГОк, ЦГОК и ИнГОК в прошлом году получили 3,1 млрд прибыли – втрое меньше, чем годом ранее.
Руда дешевеет. Но есть любопытное совпадение: в прошлом году Украина повысила рентные платежи за руду. Раньше ГОКи платили 3,64 гривны с тонны. В марте 2014-го ввели платеж 5% от стоимости продажи, в августе – до 8%. А на этой неделе в рамках так называемого «пакета МВФ» Верховная Рада приняла поправки в Налоговый кодекс и повысила ренту еще в полтора раза.
Чем ниже цена, тем меньше сумма платежей. При продаже на собственные комбинаты деньги все равно остаются внутри группы.
В «Метинвесте» не раскрывают деталей контрактов, но отмечают, что падение цен на сырье – общемировая тенденция. С начала 2014 года руда подешевела на 49% до $69 за тонну, уголь — на 17% до $112 за тонну. При этом цены на металлопродукцию снизились в среднем на 5-7%.
«Вертикальная интеграция обеспечивает «Метинвесту» не только наличие собственной сырьевой базы, но и нивелирование убытков в случае, если один из дивизионов группы показал плохие результаты из-за неблагоприятной рыночной конъюнктуры», – написал Hubs начальник управления по работе со СМИ Владимир Равинский.
Если компания Рината Ахметова злоупотребляла трансфертным ценообразованием, ей может предъявить претензии налоговая. По закону о трансфертном ценообразовании под контроль попадали операции со связанными компаниями-резидентами, которые показали убыток за предыдущий период. Как раз такими были меткомбинаты «Метинвеста». Для родственных металлургических компаний допускалось отклонение от рыночных цен лишь на 5%. В холдинге масштаба «Метинвеста» 5% выливаются в миллионы. По оценке Дзвинки, в прошлом году ММК им. Ильича переработал 5 млн тонн руды. «Каждые $5 на тонне могут дать снижение платежей на 50 млн гривен при нынешнем уровне рентных платежей», — считает он. По оценке Hubs, в 2014 году «Метинвест» поставил на свои предприятия 12,5 млн тонн железорудного сырья.
Сейчас таких ограничений уже нет. «С нового года закон касается только компаний нерезидентов», – отмечает управляющий партнер компании «Соколовский и партнеры» Владислав Соколовский. У юристов «Метинвеста» появился еще больший простор для творчества.