Как бывшие рекламщики создали онлайн-площадку для торговли женской одеждой
Сфера деятельности: онлайн-агрегатор одежды, обуви, аксессуаров
Дата старта: сентябрь 2012
Первые инвестиции: $300 000
Годовой оборот: $120 000
Сайт: stylet.com.ua
Основатели: Виталий Мельник, Павел Швед, имя третьего партнера не разглашают
Возраст: 32 и 33 года
Образование: Киевский Национальный Лингвистический Университет, английская филология
В бизнесе: 2 года
Хобби, увлечения: спорт, графический дизайн, научно-популярная литература, лакановский психоанализ, современная философия
Бизнес: Stylet.com.ua – сайт, на котором пользователь может подобрать одежду, обувь и акссесуары из разных украинских интернет-магазинов. Этот онлайн-агрегатор объединяет более 2000 брендов.
Как все началось?
Проект основали университетские друзья. Закончив учебу, подумывали заняться бизнесом, но дальше идеи не продвинулись – не знали, что делать. Поначалу оба работали редакторами и переводчиками, потом занимались рекламой и маркетингом. Виталий занимался онлайн-продвижением в издательстве Sanoma Media Ukraine (издает Esquire и Cosmopolitain). Павел уехал в Германию писать диссертацию. Оттуда консультировал начинающие фирмы.
«После работы в крупных компаниях мы увидели разницу между большими и маленькими командами. В маленькой все решения принимаются быстрее и эффективнее. Это сильно мотивировало, – рассказывает Виталий Мельник. – Зимой 2012-го года мы решили начать свое дело».
Двое друзей решили заняться женской одеждой. Неожиданно? Отнюдь. «Во-первых, рынок женской одежды более развит. Женщины больше покупают, интересуются ею и в онлайне, и обычных магазинах», – говорит Виталий.
Он проработал в Sanoma Media Ukraine пять лет, за это время часто сталкивался с женской модой. Когда запускал сайт журнала Cosmopolitan, изучил женскую аудиторию более детально: чего она хочет, какие бренды ее интересуют.
«Во-вторых, нам самим нравятся хорошие вещи, есть свое видение, какие бренды стоит покупать. В первую очередь лично мы обращаем внимание на то, как компания шьет джинсы. Из любимых G-StarRaw, Diesel, Scotch&Soda», – добавляет второй партнер.
Идея
Виталий «подсмотрел» идею за рубежом, когда анализировал рынок одежды для Sanoma:
«В Украине на тот момент еще не было фэшн-агрегаторов. Я видел, какие проекты запускаются на Западе, какие – интересны инвесторам, как они будут развиваться в будущем.
Почему именно одежда? Это очень большой рынок, одеваться надо всем. Я был уверен, что идея заработает».
Идея сработала, оформилась и целевая аудитория – женщины 21-35 лет из крупных городов.
Проект
В начале основатели предложили онлайн-магазинам протестировать сервис бесплатно. За несколько месяцев они убедились, что получают трафик, который конвертируется в покупки.
«Тогда не всем нашим партнерам было ясно, зачем это надо. Когда мы общались с традиционными украинскими ритейлерами, ощущалась разница в подходах. Мы говорили с ними о переходах и конверсиях, а они – про объемы закупок и складские помещения», – говорит Павел.
Друзья ориентировались на магазины, которые не торговали подделками. «Мы могли, например, подключить Helen Marlen, потому что знаем – у них только оригинальные товары, а компанию, которая продает сумки Louis Vuitton по 500 гривен – никогда. Как бы это не было востребовано», – рассказывает Виталий.
Наладили автоматическое обновление информации о цене и наличии товаров. Как правило, скидки появляются одновременно с поставщиками, но бывают и отдельные акции, когда клиент может купить товар через Stylet дешевле, чем напрямую в магазине.
Где деньги
Как зарабатывает бизнес? Есть два способа монетизации. Первый – плата за клики – стандартный для украинского рынка. В этом случае магазин вносит определенную сумму на свой баланс в нашей системе, и за каждый клик с этого баланса снимается определенная сумма:
«Мы раскручиваем наш сайт, вкладываем средства в маркетинг и в свой бренд. К нам приходит целевая аудитория магазинов одежды, поэтому наши клики дороже, но они приносят больше результата», – отмечает Виталий.
Второй способ – магазины платят процент от продажи товара после перехода. В среднем – 7-13% в зависимости от магазина. Второй способ более прибыльный: «В связи с экономической ситуацией в Украине магазины тоже предпочитают его, потому что в этом случае они платят за результат».
Продвижение
Самое важное – оптимизация сайта под поисковики Google и Яндекс. «Это самый результативный способ, он действует на длительный период времени. Но на его реализацию нужно время – первые результаты появятся примерно через три месяца», – отмечает Павел.
Партнеры пробовали и другие каналы продвижения. Оказалось, что для мгновенного трафика подходит контекстная реклама. Но покупка баннеров не принесла результата. Больше пользы было от размещения тизеров в партнерстве с большими порталами, но и их аудитория также была скромной.
Заказ и размещение статей о моде и покупательских трендах оказались слишком дорогой затеей – затраты себя не окупили. Люди приходят на сайт за покупками, а не почитать статьи.
Деньги
Стартовый капитал – $300 000. Обошлись без инвестиционных фондов, тратили на стартап только свои личные сбережения.
«Через год мы вышли на самоокупаемость, но о возврате инвестиций пока рано говорить, — считает один из партнеров. – Проект работает на перспективу, рынок еще слишком мал». Не очень хорошо влияет на продажи и политико-экономическая ситуация в стране.
По оценке основателей Stylet, спрос упал примерно на 50%. В нынешней ситуации люди не готовы тратить свои сбережения на одежду.
Планы
Компания продолжает работу над сайтом, готовит к выпуску мобильное приложение.
По словам учредителей, Stylet вскоре может выйти на новые рынки. Первым зарубежным опытом могла стать Россия, но от этого варианта отказались.
Сейчас присматриваются к Казахстану, хотя там рынок еще не готов к такому бизнесу. Больше перспектив в Польше. Там лучше развита онлайн-торговля, объем рынка больше, чем в Украине, хоть и меньше населения.
Плюсы и минусы
Плюс бизнеса в том, что его легко масштабировать. Если хочешь больше продавать, тебе не надо набирать больше продавцов, арендовать новый склад: «У вас есть готовый функционал и если увеличивается трафик, то вы просто увеличиваете количество серверов».
Минус в том, что конкурировать приходится с большими компаниями, теми же Google и Яндекс, которые помогают найти пользователям лучший товар.
Своими сайтами обзавелись и традиционные магазины. Конкурировать с ними за видимость в результатах поисковиков также нелегко. У них выше маржа, они могут больше инвестировать в свое продвижение.