Стартап: деньги на

Практические советы по запуску стартапа уличной еды

Вопреки расхожему мнению, «уличная еда» — это не шаурма спорного санитарно-эпидемиологического состояния возле метро и не чебуреки из авосек. Это – серьезный бизнес, часто семейный, который ничем не отличается от дела, предполагающего офис или производственные помещения.

В Украине уличная еда как бизнес только набирает обороты, хотя пользуется немалым спросом. Фестивали уличной еды становятся всё более интересными, всё большее число посетителей хотят попробовать продукцию всё более высокого качества (главное, согласны за это платить), а предприниматели этого сегмента уже формируют оригинальные стратегии, учатся оптимизировать траты и, главное, делятся своими наработками со всеми желающими, понимая, что только так можно развивать рынок.

«Hubs» начинает публикацию цикла материалов о настоящем, действующем стартапе: его проблемах и найденных решениях, успешных проектах и провальных мероприятиях — в общем, обо всём том, чем на самом деле живет начинающийся бизнес.

Принять участие в нашем проекте согласился Андрей Яблочков, сооснователь компании «Томато пицца на колесах». Он согласился поделиться знаниями, что требуется для запуска стартапа уличной еды. Компания, в которой Андрей является соучредителем, начала свою работу полгода назад и уже успела принять участие в четырех фестивалях уличной еды. Накануне новогоднего сезона, часть которого команда собирается провести в Киеве, участники проекта смогла подвести некоторые итоги шестимесячной деятельности.

В первом материале ребята расскажут о том, как приготовиться к работе: что должно быть готово, как это должно быть зарегистрировано, какие советы стоит услышать начинающим предпринимателям сферы уличного питания. Следующие материалы будут посвящены маркетингу и PR проекта, клиентоориентированности, ошибкам и ноу-хау бизнеса.

Шаг 1. Выбор автомобиля, разработка проекта

Лучшим вариантом среди всех имеющихся фургонов в Украине для запуска стартапа в сфере уличной еды будет Mercedes Benz Vario. Он создан для максимальных нагрузок и при этом легок в обслуживании.

Что и как будет внутри фуд-трака, стоит планировать только после покупки автомобиля. На этапе разработки проекта в команде должен уже быть шеф-повар. Только он знает, как грамотно расставить оборудование на будущей кухне. В конце концов, именно ему работать в этом помещении.

На этом этапе принимаются все фундаментальные решения. От того, кухне какой страны или региона будет отдано предпочтение, зависит список требуемого оборудования, а от списка зависят расстановка и инвестиции. Проект может нарисовать начинающий дизайнер в 3D Max.

Шаг 2. Воплощение проекта в жизнь

Здесь, сразу предупреждают члены команды, потребуется личное участие каждого: в Украине нет компаний, готовых реализовать подобный проект «под ключ». В Киеве есть две компании, способные реализовать проект заказчика, но речь идет исключительно о реализации, никакой разработки – Street Food Ukraine и «Купава».

На этом этапе ещё есть минимальная возможность внести правки в проект, но это – последний шанс. В дальнейшем долгое время придется работать с тем, что выйдет в результате сотрудничества с исполнителем.

Шаг 3. Оборудование и мебель

Эти элементы необходимо покупать исключительно у прямых поставщиков. Небольшой лайфхак: для проверки, кто перед вами – поставщик или посредник – назначьте встречу непосредственно на складе. Если это невозможно и вам предлагают исключительно офис – не соглашайтесь, всё ясно.

Всю мебель из нержавеющей стали необходимо изготавливать исключительно на заказ, на специализированном производстве. Одним из важнейших элементов проекта является холодильное оборудование. В «Томато» представлены торговые марки Liebherr и Snaige. Пока нареканий они у команды не вызывают.

Все материалы, которые требуются, закупаются в «Эпицентре». Так как запускался стартап и минимизировались траты, очень пригодилась программа безусловного возврата не пригодившегося товара.

Шаг 4. Энергонезависимость

При расчете необходимой мощности примите условие, что ваш фуд-трак должен обслужить 200 клиентов «в поле». Оптимальное, по мнению большинства, решение – бензиновый генератор. Ему потребуется отдельное окно для обслуживания и короб, выполненный из шумопоглощающих материалов.

Есть вариант установки газового оборудования – это удорожит смету проекта на 30000-35000 грн. Решение – за вами! «Томато» остановились на бензине.

Шаг 5. Меню, поставщики и расходные материалы

Основы меню закладываются на этапе 2, когда оборудуется фуд-трак. За три недели до запуска проекта рекомендуется полностью отработать меню.

Совет: не слушайте тех, кто рекомендует ждать со стартом до финальной, идеальной отработки меню – эти советчики «воруют» вашу прибыль. Если есть шеф-повар, который в команде с самого начала, он всё сделает быстро, качественно и в срок.

Поставщики. Это работа, не прекращающаяся ни на минуту. На первых порах можно ограничиться ассортиментом супермаркета «Метро», но немного позже, как только объемы станут серьезнее, для выживания стартапа необходимо работать с прямыми поставщиками. Не переживайте, если вы пока не знаете, где их найти – многие из них уже ищут вас.

Расходные материалы сразу стоит закупать на складах: согласно подсчетам, оптимизация трат при этом составляет 40%.

Шаг 6. Персонал

Так как люди – основа бизнеса, стоит с первого дня сделать всех участников партнерами. Люди, работающие «в поле», должны быть обеспечены достойными условиями труда: шкафчиками для одежды, системой отопления зимой и кондиционирования – летом, фирменной одеждой по размеру, теплой водой для мытья рук.

В дни работы для них должно быть предусмотрено отдельное питание. Оптимальный выбор, как показывает практика, – йогурты и питьевая вода.

Наблюдение «Томато»: ноги должны всегда, зимой и летом, находиться в комфорте. Для холодного времени оптимальным вариантом являются «угги», летом – обувь торговой марки Crocs.

Шаг 7. Регистрация и автоматизация

Для автоматизации продаж подходит программа Poster (joinposter.com). Для легальной работы без учета авторизации (аренды) требуется:

— открыть ФОП с соответствующими видами деятельности;

— пройти медосмотр персонала;

— провести санитарную обработку кухни;

— купить огнетушитель и правильно его установить, обеспечить два входа/выхода (лайфхак: окно обслуживания клиентов сойдет за дверь).

— обеспечить теплую проточную воду с помощью насоса и локальную канализацию.

комментария;

  1. Макс said:

    А как вы делаете рассчет ROI, учитывая тот факт, что не все расходы включены в калькуляцию?

    • Дмитрий ЧепурДмитрий Чепур said:

      Спасибо за вопрос. В этом материале мы не подсчитываем возврат. Если ребята согласятся со временем раскрыть цифры, мы их с удовольствием опубликуем. Пока же мы просто рассказываем об опыте «от первого лица». Никто не гарантирует, что стартап сработает, станет прибыльным, выйдет на IPO или будет прекрасным выходом. Пока это просто история людей, которые что-то делают.

*

Top