стартап, ресторанный бизнес, МСБ

И открыть второе заведение в престижном районе Киева

Владельцы рестобара «Гнездо» — супруги Мария Наумова и Анатолий Борисенко — считают свой бизнес успешным. В находящееся на Андреевском спуске помещение они вложили $40 000, вернули инвестиции за полтора года, после чего открыли новое заведение, вновь — на Подоле.

Супруги Мария и Анатолий, совладельцы киевского рестобара «Гнездо», на протяжении долгого времени работали в банковском секторе, в сфере корпоративного кредитования. Несмотря на то, что работали в крупных банках с иностранным капиталом, непосредственный опыт и прикладные навыки ведения бизнеса получили в украинских реалиях.

Параллельно с работой, Анатолий интересовался электронной музыкой, Мария — кулинарией. Одним из проектов, созданным супругами, стали званые ужины: закрытые мероприятия, посвященные кухне той или иной страны, на которые приглашаются 15-35 гостей. При составлении списков гостей учитываются их интересы и возможности для налаживания связей: маркетологи, путешественники, писатели, журналисты, банковские сотрудники.

Весной 2014 года пара узнала, что их знакомый открыл небольшой бар на летний период. Заинтересовавшись возможностью объединить управленческий опыт со своими увлечениями кулинарией и музыкой, молодые люди предложили выкупить у владельца право аренды, чтобы перевести проект на постоянную основу.

«Мы сами делали ремонт, планировали кухню, настилали крышу, устанавливали окна, утепляли помещение, подбирали оптимальную аудио систему — многое приходилось изучать с нуля», — рассказывают совладельцы.

1 августа 2014 года на Андреевском спуске открылся рестобар «Гнездо» на 70 посадочных мест.

Команда

В течение первого месяца самостоятельной работы пришлось полностью поменять команду. Как говорят владельцы, это соответствует тому, что они прочитали во многих книгах по ресторанному бизнесу: «Команда меняется не позже, чем через три месяца. Если речь идет не о крупном стандартизированном сетевом заведении, в котором сотрудники безлики в соответствии с нормами и правилами, то так происходит практически всегда».

Не все оставшиеся от предыдущего владельца бара сотрудники приняли правила, введенные новыми руководителями — пришлось прощаться.

За два года работы штат понемногу увеличивался. По словам учредителей, кадровые изменения оказались вполне органичными. Так, один из бывших сотрудников открыл своё дело, кто-то получил продвижение до администратора, другие просто сменили сферу деятельности либо перешли в штат второго открывшегося заведения — River Port. На данный момент штат ресторана «Гнездо» насчитывает немногим более 10 человек. Привлечь их удалось с помощью социальных сетей, частично — по рекомендации.

Инвестиции

«Сумму продажи права аренды мы разглашать не можем без согласия продавца, сумма дополнительных инвестиций составила порядка $40 000, окупились инвестиции примерно за полтора года. Но стоит учитывать, что всей управленческой работой мы занимались самостоятельно: выполняли функции операционного и финансового директоров. Благодаря этому не пришлось платить высокие зарплаты приглашенным менеджерам — такой подход позволил немало сэкономить», — рассказывает Мария. tweet

Естественно, какие-то траты имели место и впоследствии. Например, немало потратили на приобретение музыкальной аппаратуры. Правда, учредители не расценивают это как инвестицию в «Гнездо»: аппаратура такого уровня не устаревает, вполне мобильна, поэтому расценивается как движимое имущество.

«Всегда необходимо просчитывать бизнес-план и иметь существенный запас средств, желательно, в размере инвестиций еще на один ресторан. В какой-то момент может оказаться, что не хватает средств для устранения последствий форс-мажоров, либо для резкого рывка и смены курса одного из потоков. Невозможно просчитать и предугадать все. На примере «Гнезда» все считают Андреевский спуск крайне удачным местом для размещения кафе или бара. На самом деле место — очень проблемное, заведениям с классическим подходом здесь очень сложно. Малейшая непогода, дождь, гололед, грязь — и естественный трафик прохожих полностью иссякает. При этом цены на аренду недвижимости здесь — одни из самых высоких в городе. Наш формат, соотношение цены и качества, многопотоковость, системный подход и постоянное личное участие позволили изменить ситуацию с неблагоприятной на крайне благоприятную», — говорят супруги.

Бизнес

В рестобаре «Гнездо» пытаются создать атмосферу приятных эмоций, связанных с едой, напитками, музыкой, общением и даже танцами.

«Основная составляющая нашего успеха – умение извлекать лучшее из обстоятельств. Несмотря на нестандартное для подобных заведений расположение, нам удалось привлечь свою публику. Мы очень много внимания уделяем музыкальному сопровождению, плотно работаем с командой, каждый член которой любит свое дело и встречает гостя как радушный хозяин. При этом нам удается держать более чем лояльные цены», — рассказывают учредители.

Помогает опыт, полученный в банковской сфере. Именно там, говорят Мария и Анатолий, они научились принимать финансово и математически обоснованные решения. Например, что лучше — приобрести оборудование или арендовать, выплачивая двойную стоимость за год? Научились просчитывать результаты сделанного выбора: закупать с отсрочкой платежа в семь дней или без отсрочки, но получить скидку в 5%.

«Мы глубоко убеждены, что суть долгосрочного успеха — не в идее, а в управленческой модели. Если у вас есть хорошая идея, ваш бизнес будет успешен до тех пор, пока его не скопируют. В последнее время многие кинулись в ресторанный бизнес с уверенностью, что если поставить диджея, пустить рекламу в Facebook и назваться каким-нибудь арт-пространством – то дело обречено на успех. Это не работает», — утверждают владельцы. tweet

Отдельная составляющая имиджа ресторана — музыка. За музыкальным наполнением постоянно следят, согласовывают с арт-директором музыкальное наполнение днем и во время вечеринок. Иногда заведение сотрудничает с ивент- и маркетинговыми агентствами: предоставляет аппаратуру и кейтеринг, а программу мероприятия разрабатывают партнеры.

Также среди партнеров ресторана — инкубатор для стартапов «1991». В «Гнезде» проходят мероприятия для друзей и резидентов инкубатора.

«Когда мы познакомились с командой Инкубатора «1991», мы сразу согласились с ней сотрудничать. Ребята даже не успели озвучить свои пожелания, а мы уже были согласны, поскольку можем поддерживать эту инициативу. Это наша сопричастность тому, что они делают: поддержке стартапов, развитию украинского бизнеса, изменению страны», — рассказывают супруги.

Реклама и маркетинг

Маркетинговая активность ресторана «Гнездо» строится по принципу закрытости. На протяжении двух лет у заведения нет вывески. Это — продуманный шаг, утверждают владельцы, поскольку их заведение позиционируется в качестве заведения «не для всех». С другой стороны, действует правило — бар никогда не закрывается для проведения каких-либо мероприятий.

Популярность места на 100% основана на «сарафанном радио». Если в первое время на столах лежали визитки с контактной информацией, то со временем отказались и от них: с анонсами мероприятий или акций можно познакомиться на странице в Facebook, насчитывающей более 14 тыс. подписчиков, либо в Instagram.

Для работы в Facebook владельцы ресторана, сэкономившие в этот раз на специалисте по SMM, категорически не используют техники, о которых говорят на популярных семинарах и мастер-классах. Единственный контент, который публикуется на корпоративной странице: анонсы мероприятий в виде афиш, их делает Мария.

стартап, ресторанный бизнес, МСБ

Фото: Онегина Алиса

Перспективы

Спустя два года с момента начала ресторанного бизнеса Анатолий и Мария открыли второе заведение — River PORT, на Подоле, возле Рыбальского моста. В планах – сочетание двух форматов – молодежного ресторана днем и клуба ночью.

«Гнездо» же останется рестобаром для pre— и afterparty. Продолжится активное сотрудничество с музыкантами и художниками, которые будут играть музыкальные сеты и проводить художественные выставки.

«Мы не настроены на быструю сверхприбыль, мы строим системный бизнес — это позволяет нам аккуратно подходить к ценообразованию при сохранении качества работы», — делятся наработками владельцы.

*

Top