Сделано в Украине

Украинские аналоги зарубежных стартапов.

Вчерашние стартапы стали уверенными гигантами сферы, а их продукты – предметами ежедневного использования миллионов людей. Насколько успешны их украинские аналоги?

Дополненная реальность: будущее — на пороге

Пользователь наводит камеру на Бруклинский мост и моментально получает на свой гаджет информацию об истории сооружения, его технических характеристиках.  Выбирая  одежду в магазине, можно  виртуально «примерить» ее.

То, что долгие году существовало исключительно  в голливудских фильмах, постепенно приходит в повседневную жизнь. Дополненная реальность (англ. augmented reality, AR) стремительно проникает в различные сферы: бизнес, развлечения, наука, медицина, образование.

Примеров применения технологии немало, и крупные бренды не стесняются использовать ее в своих рекламных кампаниях. Toyota, Volkswagen, Ray Ban, Ebay, Paramount Pictures. Все они, и еще десяток других являются клиентами компании Total Immersion – одного из лидеров рынка дополненной реальности.  Компания, созданная  еще в 1999 году  во  Франции, вскоре вышла на американский рынок, где собрала несколько значимых наград  в сфере  AR. В 2006 году компанию профинансировали  венчурные фонды Partech Ventures и Elaia Partners на $5,72 млн., а в 2011 TI привлекли еще $5,5 млн. от Intel Capital2. Сейчас у компании — пять офисов, 130 партнеров по всему миру и больше 20 крупных клиентов.

Двумя наиболее известными продуктами студии являются TryLive и D’Fusion. Первый представляет собой виртуальную примерочную, где можно опробовать еще не купленный товар.

D’Fusion – целая платформа для создания персональных продуктов дополненной реальности —  пользователь  может создать милого дружка в 3D и взаимодействовать с ним через камеру.

Украинский рынок дополненной реальности представлен несколькими компаниями. Самая известная из них – Augmented Pixels (в прошлом AR23D).

logo1

Самый известный проект компании — Warbot

Команда, созданная  в  Одессе в 2010 году под руководством фаундера Виталия Гончарука, занимается производством мобильных игр и приложений.

Год назад получили инвестиции от фонда AVentures Capital. Сумма не раскрывается, но, по информации  АИН, размер вложений  составил не более чем в $1 млн.

Среди продуктов компании – проект WarBot, который, по словам разработчиков, существенно превосходит наработки ключевых американских компаний-конкурентов, игры My Dragon Toy, ARBasketball и Reality Hoops, а также недавно выпущенное приложение ShowInRoom. Последнее с помощью планшета или смартфона позволяет оценить, насколько тот или иной предмет мебели впишется в интерьер.

Исследовательская компания Research and Markets прогнозирует, что до конца 2015 года объем рынка дополненной реальности в мире составит $3 млрд.  Augmented Pixels рассчитывает занять  на нем 10%-ю долю. Имея за спиной технологию, которая существенно превосходит наработки ключевых американских компаний-конкурентов, шансы на десятую часть пирога дополненной реальности у украинской компании есть.

Сообщения вчера, видео – сегодня

После попыток создать «новый Facebook, только лучше», небольшие стартапы начали менять представление о социальных сетях. Развитие мобильных технологий заставили лидеров social network проектов ориентироваться на разработку собственных приложений для смартфонов, где с каждым годом пользователи проводят времени больше, чем на самом сайте.

Улучшающееся качество камеры на девайсах, увеличение скорости мобильного интернета и верный подход к потребностям рядового пользователя позволили выстрелить сначала как соцсети для личных фотографий, а потом — и видео. Но не одним детищем Кевина Систрома едины. Есть еще , . Последний, с 58-миллионной базой пользователей, относительно недавно получил инвестиции в размере $100 млн. Приложение канадской компании позволяет записывать видео длительностью до 36 секунд. Ничего нового. Но, благодаря социальной активности пользователей, Keek набирает 250 000 новых пользователей в день, преимущественно — в США.

Несмотря на отсутствие конкретного лидера в этой области, пробиться в их клуб довольно сложно. Похожим стартапам то и дело приходится менять свою основную идею, чтобы отличаться чем-то от конкурентов. Украинская компания , имея опыт создания видеопроектов, после громкого провала компании Airtime от сооснователя Facebook Шона Паркера, повернула свой одноименный проект в сторону коротких видеосообщений. «Изначально идея была – это видеовстречи и видеочаты по интересам. Но сейчас мы изменили направление, — говорит Антон Мельник, CEO компании Runfaces. – Google сейчас тоже тестирует подобный проект. Если у одного получится, тогда проще выходить на рынок – с конкурентами интереснее».

248825v2

Проект Runfaces позиционирует себя как платформу видеообмена для музыкантов

Получив инвестиции в размере $150 000 от инкубатора Eastlabs в 2012 году, Runfaces заручился поддержкой Microsoft и выпустил приложения для Windows Phone, iOS и Android. Используя опыт своего приложения Vtalkie, разработчики выпустили сам сервис, который понравился американским пользователям – основная аудитория видеосети находится там. Сейчас проект определяет себя  как платформа видеообмена для музыкантов.

Услышать каждого

Несмотря на разнообразие социальных видеоплатформ и интереса к ним со стороны крупных корпораций, аудиосервисы социального характера остаются немного в стороне. И речь здесь не о сайтах вроде Soundcloud, а о звуковых социальных сетях — тренде рынка IT, к которому еще недостаточно присмотрелись крупные игроки. И здесь у Украины есть возможность взять хороший старт.

В 2005 году сингапурская стартап-команда (в прошлом Bubble Motion) выпустила одноименный продукт, который охарактеризовали как «Twitter с голосом». Суть платформы ясна – социальная сеть для обмена текстовыми и звуковыми сообщениями с друзьями, семьей и поклонниками. Поклонников хватает – год назад британский футболист Рио Фердинанд присоединился к теперь уже 30-миллионной базе пользователей.

Свои первые инвестиции Bubbly получили в 2006 от американского фонда Sequoia Capital, которые финансировали их и в следующие разы. Инвесторы известны своими вложениями в Apple, Google, Instagram и Oracle. Сумма сделки составила $5 млн.

Само приложение Bubbly предлагает встроенные покупки – дополнительные фильтры и подписка на знаменитость обойдутся по $0,99 за функцию, а «набор знаменитостей» — выльется в $13,99.

«Естественным средством человеческого общения является речь и восприятие ее на слух». Именно так говорится в видеопрезентации украинского стартапа Hubbub.fm – звуковой социальной сети, которую в 2011 году основали львовянин Юрий Рифяк и бизнесмен Харес Юссеф. Последний и профинансировал проект на $250 000.

hubbub1

Интерфейс Hubbub

По словам разработчика, у Hubbub есть два ясных преимущества перед похожими сервисами — это естественность и универсальность. Первое  — предполагает то, что в основе контента лежат сообщения, записанные реальными людьми, их собственными голосами. Все указанные выше приложения, за исключением вышеуказанного Bubbly, используют исключительно искусственные голоса, озвучивающие текстовый контент при помощи речевого процессора. Второе  — заключается в добавлении озвученных сообщений из Facebook, Twitter, а также SMS и электронной почты.

В своих интервью Юрий Рифяк говорил, что бизнес-модель Hubbub схожа с кастомизированными радиостанциями. Это существующая платформа для контекстного продвижения и продажи разнообразного коммерческого звукового контента. «Музыка, аудиокниги, платные подкасты — все это можно эффективно продвигать на Hubbub в форме коротких превью, перемешивая с другим, интересным для пользователя, контентом», — говорит Юрий.

Новые сервисы в диковинку на родине – пользователи Украины в основной своей массе любят использовать известные и «ходовые» социальные сети. Новинки больше любят на Востоке и, иногда, в США. На рынке звуковых социальных платформ нет явного лидера. Возможно, пока.

Организация путешествия: билеты и туры — в пару кликов

«Travel-рынок достаточно плотно забит и в сегменте продажи авиабилетов, и в формировании турпакетов. «Чтобы сегодня выйти на этот рынок, нужно, конечно, иметь достаточно денег, но также очень важна подача». Об этом летом 2013 заявляла директор украинского представительства anywayanyday.com Наталья Сказко. Так было не всегда.

В конце 90-х на рынке было не более  десяти стартапов, которые  развивались в сфере туризма. И те единицы, чаще всего, были подразделениями каких-то крупных IT-компаний. Так было и с . Начиная как подразделение Microsoft в 1996 году, эта компания «вышла за рамки программного обеспечения» и превратилась в отдельный бизнес в 1999. В последующие годы Expedia Inc. набирала мощь, превращаясь в многомиллионную компанию и собирая под собой одноименный сайт, Hotels.com, Venere.com, Hotwire.com. Сегодня Expedia.com – лидер онлайн-бронирования авиабилетов, отелей и путевок, гигант travel-индустрии.

Рынок покупки билетов на самолет, номеров в отеле и аренды авто через интернет  в США успешно развивается. Кто-то выступает как метапоисковик, собирающий информацию с нескольких сайтов для бронирования (KAYAK, Skyscanner), кто-то – как конечная точка, где эти билеты покупаются (Orbitz, Cheaptickets). У последних, к слову, как и у Expedia.com, сейчас активно продвигаются предложения совместить два типа бронирования для экономии. Например, перелет плюс проживание, или перелет плюс автомобиль.

Что же касается украинского рынка, то за последние годы здесь тоже появились свои представители индустрии. В 2010 году Сергей Кравец создал Tickets.ua. Увидев рост travel-сегмента в Украине и переход традиционных покупателей в онлайн, Сергей решил создать свою сервисную компанию.

Сегодня Tickets.ua с выручкой $120 млн. в год успешно работает на родных просторах, а также завоевывает рынки России, Беларуси, Казахстана. Этому способствуют возможность продажи не только авиабилетов, но и ЖД, автобусных, а с недавнего времени – туров и страховок. Кроме того, компания тщательно подходит к маркетингу и конкретно — вопросу конверсии. «Каждый ваш клик мы заносим в журнал» — говорит Сергей Кравец.

Tickets.ua  продает авиа, жд и автобусные билеты

Tickets.ua продает авиа, жд и автобусные билеты

Tickets.ua, как и все игроки travel-сегмента, делают  ставку на мобильные устройства. Рост мобильных продаж в украинском сегменте, по данным AIN, за  четыре месяца увеличился на 40-60%. Expedia, например, дает скидку в $25  на первый заказ через приложение.

Билеты без очереди – в мгновение ока

Онлайн-покупками билетов на самолет или поезд дело не  заканчивается — не стоит забывать о билетах более приземленных и привычных – концерты, конференции, семинары и прочие мероприятия. Идея перенести продажу этих билетов в интернет ясна – быстро, удобно, без всяких очередей в кассах в другом конце города.

Доверие к покупкам билетов в сети на Западе значительно выше, чем в Украине, так как первые подобные сервисы там стали появляться еще в средине 90-х. Американская компания Eventbrite образовалась в 2006 году в Сан-Франциско и сегодня является одним из лидеров в этой сфере. Сам сервис предлагает людям создавать мероприятия, продавать на них билеты и покупать желающим эти мероприятия посетить.

Начиная с небольших инвестиций в 2006 году в размере $250 000, в 2011 и 2013 годах компания закрыла сделки на суммы $50 млн. и $60 млн. соответственно от Tiger Global Management. За все время через Eventbrite продали 179 млн билетов на сумму около $2 млрд.в 179 странах. Как заявляет сама компания, 60 000 организаторов по всему миру используют сервис ежемесячно. Eventbrite предоставляет возможность встраивания своего виджета на сайты и блоги, чтобы организаторы смогли продать билеты на свои мероприятия прямо у себя на странице.

Конкурентов у Eventbrite немало. Среди них – основанный в 2011 году украинский стартап TicketForEvent. Разрабатываемый компанией ExpoPromo Group, сервис в конце 2012 года получил инвестиции от восточноевропейского фонда Abele Ventures на сумму $3 млн. По словам СЕО ExpoPromo Group Геннадия Нетяги, эти средства пошли на расширение штата и сейлс-офисов — в Украине, России и Турции, а также на выход на новые рынки: в Польшу и страны Прибалтики.

215806884_640

Оборот TicketForEvent составляет $5 млн

За год работы в трех странах TicketForEvent продал больше 400 000 билетов на 5000 событий. В основном это — бизнес-семинары и тренинги, но в перспективе – спортивные мероприятия и концерты. Сервис назвали «Стартапом года» на Ukraine Startup Awards.

Пока же  украинские компании, которые ориентированы не только на отечественный рынок, в большинстве своем отдают предпочтение Eventbrite.  Причин этому может быть две — сила привычки или недоверие к относительно новому сервису. Но у TicketForEvent с оборотом  в$5 млн. в год есть шансы изменить ситуацию как минимум на своем  родном рынке.

Завоевание Америки или «дома и стены помогают»?

Сегодня большинство отечественных IT-проектов ориентируется на местный и соседние рынки.  В то же время такие громкие стартапы как Viewdle и Petcube, фактически не имеющие аналогов, уже вышли на мировой рынок.

У упомянутых в тексте компаний есть потенциал выйти за пределы Украины и направлять свой конечный продукт в любую точку земного шара. Некоторые из них этим уже занимаются. Дополненная реальность в Украине отстает от уровня ее развития, например, в США или Азии. Однако студии, задействованные в этой сфере, у нас есть.  Это же касается сектора e-commerce, показывающего рост продажи билетов.

Мешает ли масштабному завоеванию отсутствие инвесторов? Возможно, в случае с Hubbub. Недостаточно подготовленных кадров? Вряд ли – Украина регулярно занимает лидирующие места по количеству задействованных исполнителей на аутсорсе. Эксперты, опрошенные Hubs, сходятся во мнении, что креативным стартаперам сегодня не хватает предпринимательского таланта. Они видят какую-то идею, но не могут ее воплотить.  Эту ситуацию могут исправить бизнес- инкубаторы, которые берут под опеку молодых бизнесменов.

Появление новых бизнес-инкубаторов, тематические семинары дают возможность украинским стартапам стать лидерами IT-сферы. Станут ли – зависит уже от них.

*

Top