клубника, стартап, агроIT

Как технологии помогают действующему бизнесу выйти на новый уровень

Стартапы и технологические проекты могут быть не только самостоятельным бизнесом, но и «надстройкой» над традиционным оффлайновым бизнесом. Такая «надстройка» создает добавленную стоимость, повышающую прибыльность материнского бизнеса.

По этому пути идет украинский стартап UABerry: высокотехнологичное дополнение к производству каркасных теплиц и выращиванию клубники. Одна из довольно амбициозных целей, поставленных командой проекта: вывод украинского рынка клубники на новый технологический уровень.

О проекте

Создатель стартапа UABerry – Алексей Петренко, инженер и в бывшем владелец софтверной компании. Обратить внимание на аграрную сферу, а именно выращивание клубники, ему предложил его отец Владимир Петренко.

Владимир в прошлом — инженер, решивший уйти в аграрный сектор. Сменив точку приложения усилий, он попробовал выращивать клубнику традиционно, «на земле». Подход создал больше проблем, чем принес результат: заболевания растений, вредители, бурьян и прочее. Проанализировав проблемы, Владимир создал собственную каркасную конструкцию мини-фермы. Часть придумал сам, часть взял из мирового опыта: такие технологии выращивания клубники широко используются в мире. Лидерами и законодателями моды в этой сфере являются Израиль и Нидерланды.

Израильский подход — постоянное улучшение — позволяет повышать качество итогового продукта, непрерывно минимизируя вложения. В этих фермах используются автоматические технологии контроля, правда, несколько устаревшие. Так, для проведения диагностики системы необходимо приглашать специалиста из Израиля. Нидерланды, в свою очередь, обладают многолетним опытом выращивания клубники с применением каркасных технологий. В стране таким образом выращивается практически вся клубника.

Производство

Созданная Владимиром конструкция оказалась успешным проектом за счет уникальности на украинском рынке. Как оказалось, в нашей стране совершенно не развит рынок мини-ферм. В результате исследования рынка оказалось, что такие понятия как городское земледелие и каркасные теплицы в Украине практически неизвестны: клубника выращивается «на земле», а доходность производства постоянно падает.

На протяжении трех лет Владимир развивал собственный бизнес, создав производство в Киевской области. Со временем появились промышленные заказчики. Готовые объекты уже стоят в Николаевской, Киевской и Житомирской областях. На производствах работают промышленные мини-фермы по выращиванию клубники с автоматической системой полива и  контролем температуры.

Интерес к таким мини-фермам в Украине постоянно растет, поскольку перспективы рынка очень велики: как минимум, в стране полностью отсутствует своя зимняя клубника, 100% рынка занимают импортеры.

Параметры

На данный момент потребителям предлагается два варианта готовой продукции:

— мини-ферма, использующаяся скорее для собственных нужд, которую можно поставить на даче, на балконе, на крыше дома;

— ферма для HoReCa, располагающаяся на небольшой асфальтированной или бетонированной территории, требующая минимальных знаний со стороны одного обслуживающего сотрудника.

Стоимость первого варианта — мини-фермы — стандартизирована и составляет 8000 грн. Характеристики такой фермы: площадь конструкции составляет три квадратных метра, с готовой рассадой, позволяющей собирать до 66 кг клубники за цикл цветения. По примерным подсчетам, срок возврата инвестиций составляет 18 месяцев: после этого владелец мини-фермы получает бесплатную клубнику.

Считали возврат инвестиций следующим образом: один куст клубники дает до 500 грамм. В мини-ферме растет 134 куста. За один период созревания (60 дней) собирается до 66 килограмм клубники. Средняя стоимость в зависимости от периода составляет от 18 до 300 грн за килограмм. Цена и возврат инвестиций в промышленных решениях не озвучиваются, поскольку зависят от целого ряда факторов.

Технологичные «добавки»

Со временем, когда конструкция мини-фермы окончательно сформировалась, к проекту был привлечен сын Алексей, решивший добавить в него программируемую часть: автоматизированный сбор информации с фермы и её анализ. По сути, создание стартапа UABerry придало новый импульс уже существующему бизнесу для создания добавленной стоимости: команда оцифровывает действующую технологию и автоматизирует, минимизируя участие человека в процессе. В команду проекта вошли, по состоянию на середину марта 2016 года, шесть человек, большая часть работы отдана на аутсорс.

Собрав команду, Алексей начал работу над проектом. Успев настроить и протестировать минимальный функционал, команда решила принять участие в «Хакатоне аграрных инноваций», что оказалось верным решением: кроме того, что за время хакатона удалось почти подготовить Android-приложение для мини-ферм, так ещё удалось расширить состав за счет программиста на Node.js, который вызвался войти в число участников проекта.

В будущем планируется не фокусироваться исключительно на клубнике, создав мини-фермы для выращивания любых растений, однако пока решено сосредоточиться на доведении до окончательного результата именно того проекта, который будет приносить прибыль, настраиваясь на действующий бизнес. После запуска этого направления в будущем возможны проекты с различными десертами, со временем — даже и салатами.

стартап, агроIT, МСБ

Маркетинг и ЦА

Компании удалось выделить три сегмента целевой аудитории. Самый бюджетный сегмент, мини-фермы, рассчитан на дачников и городских жителей, желающих поставить на своей территории маленькую ферму и получать органические продукты. Как ЦА рассматриваются и ОСББ, которые могли бы поставить на плоской крыше дома несколько мини-ферм и иметь вкусные десерты.

Впоследствии, по мере работы с рынком, из этого сегмента выделился офисный под-сегмент (сейчас ведутся работы над конструкцией), требующий стильного современного дизайна и наличия освещения мини-фермы.

Средний ценовой сегмент: предприятия сферы HoReCa, которым предлагаются предельно автоматизированные решения, не требующие дополнительных затрат на обучение персонала.

Крупнейший сегмент — промышленный. Каждый такой проект индивидуален.

Инвестиции

Все инвестиции в разработку программного обеспечения команда пока делает из личных средств, используя сбережения или привлекая ресурсы с прошлых мест работы, а создание прототипов мини-ферм финансируется за счет прибыли от проектов по установке промышленных объектов.

Команда готовится к скорому выходу на рынок и пробует искать инвестиции. На данном этапе, до создания прототипа и презентации, своих средств достаточно, а вот потом привлеченные средства сыграют добрую службу: инвестора планируют приглашать в уже готовый стартап. Тогда ему будет  что показать и есть простор для масштабирования: не ограничиваться мини-фермой, а расширить работу до промышленного использования.

Преимущества

Во-первых, стоимость. Мини-ферма от UABerry стоит, по примерным подсчетам, на два порядка дешевле зарубежных аналогов. Во-вторых, компания работает в Украине, в пределах суточной личной доступности. В-третьих, украинцы разработали методику, позволяющую удешевить весь процесс производства.

Ферма создается на производстве в Киевской области. Рассада используется голландская, хотя рассматриваются и украинские поставщики, прошедшие отбор и имеющие достаточный опыт, чтобы гарантировать её качество. Торфяной грунт берется в Украине, у отечественного поставщика, обеспечивающего высокий уровень очистки.

Производители электроники для «умной» фермы, работы над которой пока ведутся, пока рассматриваются. Программное обеспечение — полностью своё.

Перспективы

Внутренний рынок потребления клубники покрыт отечественными производителями не более чем на 20%. Если говорить о зимнем выращивании клубники, то рынок полностью пуст. Летом потребительский спрос, по сути, закрывается «бабушками». Есть ряд крупных производителей, но их доля рынка не превышает 20%.

Кроме того, ничто не ограничивает потенциального производителя от выхода на зарубежные рынки: как к ближайшим соседям, так и на рынки других стран.

*

Top