Startup
Startup

Интернет вещей, мобильные приложения, фитнес-аксессуары: Hubs отобрал три сферы деятельности, в которых сегодняшним предпринимателям имеет смысл создавать стартапы

Интернет вещей

Это направление — одно из самых перспективных в отрасли технологий. «Интернет вещей» (Internet of Things) — это концепция вычислительной сети физических объектов («вещей»), оснащённых встроенными технологиями для взаимодействия друг с другом или с внешней средой. Она предусматривает, что существование таких сетей подключенных устройств может радикально изменить уклад жизни современного человека.

В 2004 году в Scientific American была опубликована обширная статья, посвящённая этому явлению. В ней приведена иллюстрация, демонстрирующая как бытовые приборы, автоматизированные домашние системы, датчики (тепловые, датчики освещённости и движения) и вещи с идентификационной меткой взаимодействуют друг с другом и обеспечивают полностью автоматическое выполнение процессов. Например, включают кофеварку, сберегают электроэнергию или напоминают о приеме лекарств. Акцент на объединении устройств и «вещей» в единую сеть, которой человек может дистанционно управлять, способствовал стремительной популяризации концепции.

«Интернет вещей», с одной стороны, является модным трендом, но, с другой, имеет экономические предпосылки для финансового успеха. Само название направления предполагает, что оно будет не нишевым, а массовым.

Более того, у сферы есть все шансы стать востребованной и в корпоративном сегменте. Компания Cisco прогнозирует, что с 2013 по 2022 годы «Интернет вещей» превратится в «Интернет всего» и принесет $14,4 трлн прибыли. Это направление поможет глобальным корпорациям стать более эффективными и улучшить услуги, предоставляемые клиентам.

Очевидно, что ажиотаж вокруг технологии начинает усиливаться. За последние годы произошло несколько серьезных слияний и приобретений в этой сфере. Например, приобретение компанией Telit M2M-бизнеса Motorola. О серьёзных перспективах направления говорит и тот факт, что в прошлом году Google объявил о покупке стартапа Nest (производителя умных термодатчиков – ред.) за $3.2 млрд. Развивается и экосистема для появления новых стартапов этого направления. Так, один из ведущих в мире акселераторов технологических проектов Techstars.com создал отдельную акселерационную программу для стартапов, работающих в сфере «Интернета вещей», — Connected Devices (Подключенные устройства — ред).

Среди последних успешных проектов этого направления можно выделить Leeo. Это компания, разработавшая одноименный «умный» ночник. Устройство подключается к «Интернету вещей» и без труда вписывается в среду обитания с мультимедийными и сетевыми возможностями. Стоимость ночника Leeo составляет $100, в него встроен датчик дыма и угарного газа, который сообщит об опасности своему владельцу при возгорании. Прибор также среагирует на изменение температуры и влажности в вашем доме или квартире. Среди самых успешных украинских проектов можно отметить два стартапа из области «Интернета вещей» — гаджет для удаленного общения и игр с домашними животными Petcube и вспышку для iPhone iblazer.

сервис вызова такси Uber

Cервис вызова такси Uber

Мобильные приложения

Это направление становится одним из самых востребованных. Объясняется это низким порогом входа в индустрию, а также колоссально растущим спросом на фоне продолжающегося уже несколько лет бума на мобильный интернет, смартфоны и планшеты.

Оно также весьма популярно из-за того, что разработкой может заниматься даже один программист. То есть затраты в случае, если приложение выстрелит и станет массовым, могут быть мелочью по сравнению с полученной удачливым предпринимателем прибылью от игры.

Заметный рост этого сектора продолжается с 2009 года и не падает ниже 50% в год. Индустрию толкает вперед именно рост количества мобильных интернет-пользователей.

На протяжении трех последних лет цена за час услуг мобильной разработки приложений росла в среднем на 0,8%. Программисты обычно берут с клиентов почасовую оплату. При этом общая стоимость разработки приложения составляет от $20-150 тысяч. Это включает в себя расходы, связанные с проектированием, кодированием, хостингом, отладкой, управлением проектами и текущими обновлениями.

Аналитики исследовательских компаний утверждают, что это направление продолжит активно развиваться, так как проникновение мобильного интернета в ближайшей перспективе будет расти.

Также в числе последних успешных проектов этого направления в Украине можно отметить стартап Attendify — онлайн-конструктор мобильных приложений для организаторов мероприятий. В 2013 году венчурный фонд с российскими корнями TMT Investments вложил в проект $200 тыс. Основными клиентами компании являются организаторы выставок, конференций и других мероприятий.

К этому же направлению можно условно отнести стартапы — сервисы, которые сегодня обладают самым большим потенциалом развития и продвижения. В частности, можно отметить сервис для посылок Shyp, который в прошлом году привлек $12,1 млн. Компания является службой отправки посылок. А конкурировать со всемирно известными операторами доставки (FedEx, UPS, DHL) она намерена за счет совместного использования ресурсов. Самым же известным и дорогостоящим стартапом в этой сфере является сервис вызова такси Uber, который во многих городах мира получает хороший PR только благодаря акциям протеста таксистов, выступающих против его запуска. На данный момент проект привлёк уже более $1,2 млрд инвестиций, а общая стоимость стартапа составляет $18,2 млрд.

электронный браслет Fitbit-Force-2

Электронный браслет Fitbit-Force-2

Фитнес-аксессуары

Смарт-часы, «умные» датчики для спорта и фитнес-браслеты с каждым годом пользуются всё большим спросом во всем мире. Не в последнюю очередь благодаря их интеграции с социальными сетями, которые дают возможность владельцу публично демонстрировать приверженность здоровому образу жизни. Как отмечает издание Mashable, основная причина коммерческого успеха стартапов, работающих в данной сфере, — сравнительно низкая себестоимость продукта, быстрота массового выпуска, а также привлечение платформ коллективного финансирования к таким проектам для получения стартового капитала. Сегмент активно развивается благодаря его продвижению крупными корпорациями. Так, в этом году в нем начнет работать Apple, которая еще несколько лет назад анонсировала выход «умных часов». Начало их продаж ожидается уже в апреле этого года. Пока же основными игроками на рынке являются Samsung, LG, Sony, Motorola, Adidas, Nike. Крупнейшим производителем устройств, носимых на запястье, остается Samsung Electronics, которая за последние 14 месяцев представила шесть новых моделей на различных платформах.

По данным исследовательской компании Canalys, в 2014 году вендоры выпустили в общей сложности 4,6 млн носимых на запястье гаджетов, среди которых 720 тысяч устройств базировались на платформе Android Wear. По словам аналитиков, высокий уровень спроса на носимую электронику во второй половине прошлого года поддерживали многочисленные приложения в онлайн-каталогах, снижение цен и регулярные обновления программного обеспечения. По оценкам MarketsandMarkets, к 2018 году рынок носимых гаджетов будет стоить свыше $8 млрд. Аналитики этой компании ожидают, что этот сегмент будет расти не менее, чем на 25% в год.

Однако активно развивают сегмент не только крупные корпорации, но и стартапы. Среды самых известных в этой нише — проект FitBit, который производит высокотехнологичные беспроводные многофункциональные шагомеры и «умные» весы. Этот проект сумел в прошлом году привлечь $43 млн венчурных инвестиций.

*

Top