Коллаж с футболками
Коллаж с футболками

Яна Корн в декретном отпуске основала компанию по печати на текстиле

Hubs с интернет-магазином белья для беременных HotMam в рамках совместного проекта«Бизнес в декрете» каждый четверг публикует колонку героини. Яна Корн в декретном отпуске основала компанию maika.ua.

О старте

Яна Корн

Яна Корн, основатель интернет-магазина maika.ua

Уйдя в декрет с первым ребенком 12 лет назад, я не прекращала работать, занималась фрилансом. Возникали мысли по поводу бизнеса, но чем конкретно я хотела заняться, не знала. По образованию я искусствовед и художник-оформитель. Долго работала дизайнером в полиграфических изданиях, типографиях, рекламных агентствах. У меня были кое-какие наработки по открытию дизайн-студии, даже набрасывала бизнес-план, но идею не реализовала. Просто перегорела, вовремя поняла, что дизайн-студия – это не мое.

Однажды собиралась с друзьями на мероприятие и заказала футболку с логотипом мероприятия. Что футболка, что печать на ней были ужасного качества. Решила узнать: почему все так плохо?

Тогда, в 2005-2006 годах, в Украине на текстиле мало кто печатал. Даже в интернете информации практически не было. Целый год я собирала по крупицам данные на иностранных сайтах: где и что делают, на каком оборудовании, какие материалы, какие технологии, как это вообще все работает.

Небольшой капитал для старта бизнеса у меня был. Я всегда знала, что хочу открыть что-то свое, но пока не знала, что именно, просто собирала деньги и продумывала идеи. Так накопила пару тысяч долларов, которые потратила на оборудование для печати на текстиле, первую партию футболок и необходимые для печати материалы. Все это привезла к себе домой, одну комнату сделала мастерской.

Вылились все мои труды в интернет-магазин футболок с разными веселыми принтами – maika.ua. Когда я стартовала, на рынке была еще одна подобная компания, которая предоставляла услуги по качественной печати, я стала второй.

Первый год я так и работала одна и из дому – и менеджер по заказам, и дизайнер, и веб-дизайнер, и менеджер по развитию, и технолог. Встречалась с людьми, общалась и рассказывала преимущества своей техники печати и продукции. Я делала качественный продукт, которого на рынке не хватало.

Первым заказом был оптовый, сразу на 60 футболок. Ох, и намучилась я с ним! Делала долго, дней пять. Но эти футболки ребята носят до сих пор! И они совершенно не утратили своей привлекательности, печать — на месте. Потом начали приходить индивидуальные заказы из интернет-магазина. Объемы росли, клиентов было много, в том числе — постоянных, и одной справляться стало очень сложно. Поэтому решила переезжать в офис и нанимать сотрудников – менеджеров, курьеров, дизайнеров.

Это был последний год декретного отпуска. Он был проведен в испытаниях. Я тестировала свое новое увлечение и хобби одновременно. Был страх, что перегорю, как с дизайн-студией. Но, как видно, не перегорела и из декрета выходила уже в собственный офис и свою компанию.

Через четыре года работы я поняла, что устала работать с розницей. Точнее, мне разонравились все эти прикольные футболки, надписи, которые хотел видеть заказчик. Но работа с материалом, печать и работа с клиентами нравилась. Поняла, что надо отходить от этого сегмента. Хотелось печатать крупные, оптовые заказы очень качественной продукции. Одновременно с решением я узнала, что беременна вторым ребенком.

Купила новое оборудование для печати больших тиражей. В такой работе используется технология – трафаретная печать, она же шелкография. Качество готового продукта зависит исключительно от качества краски и ткани. Поэтому я вновь долго подбирала правильные краски, остановилась на итальянских. Нашла отличного поставщика трикотажных изделий из Франции, начиная от детских футболок, заканчивая кепками и сувенирами. В результате скомпилировала качественный текстиль с качественной печатью и получила идеальный готовый продукт: футболка с печатью, которая долго носится, не выстирывается, не трескается. Это то, что мне было нужно. Больше на корпоративном рынке Украины никто не предлагает такую комбинацию для оптовых тиражей.

Как раз в самый интересный период, когда мы в компании уже отработали технологию и начали предлагать новую услугу клиентам, я ушла в декрет. До рождения дочери оставалось два дня. Но уже на четвертый день после рождения Софии была в офисе, смотрела, как все идет, что нового печатают и как себя вообще чувствуют ребята в офисе в мое отсутствие. Практически каждый день мы с Софией, прогуливаясь с коляской, заходили в офис, благо от дома офис находился недалеко.

Инвестиции

Компания должна развиваться. Она не может стоять на месте, вложения нужны, как воздух. Я — большой консерватор, у меня жесткое табу на долги и кредиты. Каждый год закупала новое оборудование, расширяла ассортимент по печати, по технологиям и так далее. Но на развитие идет исключительно прибыль. Я делаю все возможное, чтобы зарабатывать больше, для своего развития и компании.

Маркетинг

Мы как производственная компания сильно зависим от бюджетов наших клиентов. Бывает так, что шеф привык к определенной стоимости футболок и на другую не согласен. Не хочет ничего менять или заморачиваться. Если я чувствую, что достучавшись, сможем помочь клиенту улучшить имидж его компании, то в таких ситуациях мы идем к шефу и показываем, что есть качество гораздо выше, чем то, к которому он привык. Проводим презентацию, привозим образцы. Если доводы не убедили, даем образы продукции, которые можно тереть, растягивать и даже можем постирать, чтобы убедить в качестве. Мы уверены в своем продукте, потому что сами тестировали и стирали в машинке при 60-80 градусах (для стирки текстиля производитель рекомендует 40 градусов). Совершенно не стесняемся и не боимся таких манипуляций.

Последние полгода компания активно растет, поэтому сложно говорить о выручке. В прошлом году, например, продали примерно на $300 000 при том, что вторая половина года была крайне сложной из-за событий в нашей стране. В среднем за месяц  выполняем около 20 заказов, хотя цифра меняется в зависимости от сложности заказа и тиражей.

Наш продукт считается премиум классом. Мы не делаем миллионных тиражей футболок. Мы- «сотники»: изготавливаем тиражи до тысячи футболок, но очень качественных. Когда человек понимает, что ему нужно качество, он идет к нам. Когда нужно подешевле, не к нам. Мы не можем сделать дешево и качественно. И это принципиальная позиция. Благодаря этому у нас высокий процент постоянных клиентов и рекомендаций.

Из-за высокой стоимости текстиля и расходников себестоимость изделия высокая. В зависимости от тиража, вида текстиля и других факторов маржа колеблется в 10-35%. Высокую маржу сделать невозможно, иначе с таким продуктом только на выставки ходить.

Лучший вид рекламы — «сарафанное радио». Продукт сам себя начинает продавать только тогда, когда он действительно стоящий, когда он искренне нравится. Люди говорят о наших футболках, много рекомендуют, в том числе в Facebook и Instagram – эти каналы у нас хорошо работают. Кроме того, у меня открытый профайл в Facebook и мне часто пишут лично. Люди думают так: если обратишься к владельцу компании, то сделают все четко и качественно. Я всегда отвечаю на сообщения в личке, мне это нравится, всегда с удовольствием проконсультирую и просчет сделаю.

Также даем контекстную рекламу в Google и «Яндексе». Но, сказать честно, рекомендации работают лучше всего. Мне лично нравится, когда приходят новые клиенты по рекомендациям от постоянных. Это приятно и вдохновляет. К тому же мы стараемся всегда нашего клиента порадовать еще чем-то, кроме продукции. Например, сейчас каждый наш клиент получает мешочек карамелек ручной работы с нашим логотипом. Это и вкусно, и красиво.

О клиентах

На рынке корпоративных заказов до сих пор существует стереотип, что корпоративная футболка – это «одноразовая» одежда. Сейчас мы в maika.ua пытаемся его разрушить, пробиваем почти лбом эту толстую бетонную стену. Я замечаю, что люди носят футболки с корпоративными логотипами, интересными принтами или слоганами, даже если она уже обвисла, а печать обсыпалась. Значит, им нравятся такие футболки и они хотят их носить. Поэтому такие вещи надо делать качественными.

Наши постоянные клиенты – современные молодые люди, которые согласны носить только качественные вещи. Это IT-компании, печатные и телевизионные СМИ, организаторы спортивных мероприятий, кафе и рестораны. В этом году делали футболки для «Киевстара» специально для «Пробега под каштанами» и других компаний, которые в нем участвовали и были партнером – делали для них все корпоративные футболки. Обычно такие заказчики очень творческие и сами выдумывают какие-то интересные макеты, например, фразы или рисунки, которые замечают посетители заведений, фотографируют и выкладывают в Instagram.

Об ошибках

Люблю все держать под контролем. Раньше, в силу характера,  очень многое делала сама. Если бы я сейчас начинала свой бизнес, то точно не тянула бы все на себе. Очень много времени ушло на то, чтобы разобраться в каждой детали, понять каждую мелочь и сам процесс. Тогда у меня это время было , и я наслаждалась процессом познания нового. Но для полноценного развития компании некоторые процессы нужно доверять профессионалам. С привлечением людей, которые имеют опыт,  дело пойдет быстрее. Теперь ищу тех, кто четко понимает свою работу и солидарен со мной во взглядах, чтобы не было разногласий. Таких людей, к сожалению, искать приходится долго.

Сейчас моя функция в бизнесе – развитие кампании. Есть команда из пяти специалистов, которым я полностью доверяю. Но слежу, в том направлении мы движемся, или нет, и если нет – задаю вектор, ставлю цели, задачи. К этому пришла после второго декрета.

Еще очень много ошибок было с сайтом. До сих пор с этим не разобралась, для меня это больная тема. За все время существования компании было, наверное, 4 проекта по сайтам. Мы работали и с фрилансерами, и с компаниями. С последними, как оказалось, работать хуже: они посчитали, что закончили роботу и должны получить оплату, а на самом деле на сайте ничего не работало. Это грустная история.

В результате сейчас сайт у нас сделан на платформе WordPress, и меня это почти устраивает. Нравится, что в любой момент я сама могу что-то изменить. И только если действительно не хватает технических знаний, подключаю специалистов.

О планах

Сейчас мы, не побоюсь этого слова, печатаем самую крутую полноценную шелкографию в Украине. Полноцветная шелкография — сложный и тонкий процесс, который требует больших навыков и знаний. Тут мы уже добились определенных высот и как раз активно популяризируем ее, убеждая клиента, что визуально отпечаток выглядит как цифровой, но по качеству печати намного превосходит ее. Приятно, когда удивляются качеству работ конкуренты.
Что собираемся предложить в ближайшем будущем? Думаю, печать с какими-то эффектами, потому что технологии позволяют, главное —  донести клиенту, что выделяясь, их замечают и запоминают.

Яна Корн о материнстве и вдохновении.

*

Top