Из каких книг берут идеи в НБУ

Зампред Нацбанка Владислав Рашкован заставил молодых подчиненных читать книги. Вот что из этого вышло

Заместитель председателя правления НБУ Владислав Рашкован любит читать. Чтобы извлечь из хобби максимум пользы, он раздал книги линейным сотрудникам Нацбанка. Книги нужно было прочесть, осмыслить и предложить идеи, которые можно реализовать в НБУ.

По итогам обсуждения выбрали пять идей: idea-management (сбор идей и внедрение), наставничество, ротации (между структурными подразделениями), внедрение проекта по устойчивому развитию, big data (использование «больших, объемных данных», например, статистических для реализации ключевых функций НБУ). Теперь решение — за правлением Нацбанка, которое обсудит эти идеи на одном из ближайших заседаний.

Нацбанк поделился с Hubs некоторыми книгами из списка с комментариями своих сотрудников.

Николай Рудык, «Поведенческие финансы или между страхом и алчностью»

Виктор Святына, главный юрисконсульт сектора договорных отношений г

лавного хозяйственного управления

Поведенческие финансы

Поведенческие финансы

Книга знакомит читателя с относительно новой областью финансов. Она возникла в 80-х годах прошлого столетия и сейчас активно разрабатывается. Поведенческие финансы, в отличие от классических (в основе которых лежит предположение о рациональном поведении участников рынка), пытаются учесть иррациональную природу человека, которая влияет на процесс принятия решений на финансовом рынке. Теория поведенческих финансов помогает понять, какие решения принимают люди в реальных ситуациях. С помощью поведенческих финансов можно бороться с теми иллюзиями восприятия и ошибочными суждениями, которым подвержен каждый человек, предвидеть поведение других участников рынка и с учетом этого разрабатывать такие финансовые стратегии, которые позволяют добиться наибольшей выгоды от вложенного капитала. Книга показалась мне очень увлекательной и, несмотря на отсутствие у меня профильного экономического или финансового образования (я юрист), далась мне довольно легко.

После обсуждения книги наша команда предложила внедрить в системе НБУ Idea Box для выдвижения новых идей и последующих дискуссий, обмена мнениями  между сотрудниками банка. Такой формат поможет избежать ошибок и иллюзий, которым подвержен любой человек.

Гари Вайнерчук, «Лайкни меня! Экономика благодарности»

Анна Лукьянец, ведущий экономист департамента бухгалтерского учета

Лайкни меня! Экономика благодарности

Лайкни меня! Экономика благодарности

Основная идея книги — проявление заботы о своих клиентах, сотрудниках, бренде — всеми доступными средствами. Автор предлагает использовать такой инструмент как социальные сети. Посоветовала книгу нашему коллеге — он помог своей жене открыть интернет-магазин.

Какие идеи можно реализовать в НБУ? Ответственным сотрудникам — активно общаться в социальных сетях, отвечать на вопросы, вести диалог для повышения доверия к банковской системе, укрепления репутации НБУ. Открыть новые платформы в социальных сетях — YouTube, Twitter — и публиковать там новости НБУ, интервью с сотрудниками, чтобы их познакомить друг с другом и укрепить корпоративную культуру. Кроме того, при помощи социальных сетей нужно повышать финансовую грамотность населения. Например, объяснять, какие могут быть скрытые комиссии при получении банковского кредита; как сэкономить; как правильно диверсифицировать риски при размещении депозитов.

Использовать социальные сети при приеме сотрудников на работу. Анализировать их посты, чтобы составить портрет.

Разработать программу, с помощью которой можно проводить платежи через социальные сети, посмотреть остаток по своему счету через Facebook.

Нассим Николас Талеб, «Антихрупкость. Как извлечь выгоду из хаоса»

Александр Даниленко, главный экономист отдела закупок и договорных отношений

Антихрупкость. Как извлечь выгоду из хаоса

Антихрупкость. Как извлечь выгоду из хаоса

На мой взгляд, книга универсальна и будет интересна всем. Каждый сможет найти в ней что-то свое. А главное — понять, в чем именно его антихрупкость. Книга объясняет, что ошибки/стрессы в нашей жизни будут всегда и если их избегать, то они будут накапливаться и поджидать нас в виде более серьезной проблемы.

Основную идею книги я бы выразил в одной фразе: стресс — это информация и прогресс.

Антихрупкость делает людей сильнее после непредвиденных различных стрессовых ситуаций. Впрочем, не только людей. Таким свойством может обладать любая система. Например, банковская и финансовая.

Книга будет интересна  для прочтения тем, кто устал от шаблонов, ищет новый подход, желает понять себя и то, что с ним происходит. Но прежде всего здесь можно выжать мысль о том, как изменить себя для того, чтобы быть готовым к (почти) любым неожиданным изменениям.

После прочтения книги я предложил внедрить в работу НБУ прямой вертикальный канал связи. Он поможет увеличить количество инновационных идей и даст возможность проявиться талантливым и инициативным сотрудникам, что поможет ускорить трансформацию НБУ.

Эрик Шмидт, Джаред Коэн. Новый цифровой мир. Как технологии меняют жизнь людей, модели бизнеса и определение государства

Новый цифровой мир. Как технологии меняют жизнь людей, модели бизнеса и определение государства

Новый цифровой мир. Как технологии меняют жизнь людей, модели бизнеса и определение государства

Виктория Науменко, главный экономист департамента бухгалтерского учета

Название книги говорит о ее содержании. Это — масштабное и поразительное исследование изменений мира и людей под влиянием цифровых технологий. Это  своего рода энциклопедия будущего. Она помогает рассмотреть картины будущего, которые кажутся фантастическими, но скорее всего, в ближайшие годы станут реальностью.

В этой книге нет идеи, которую можно было бы внедрить в НБУ. Но она дает общее представление о том, куда движется мир и как нужно развиваться, чтобы не остаться в «отцепленном вагоне». В книге четко выделены два глобальные направления развития цифровых технологий: интернет и мобильная связь. Поэтому наша группа подготовила презентацию «Цифровые технологии и роль НБУ в их развитии в Украине». Ее можно условно разделить на два блока. Первый — новые методы работы с информацией (с использованием неисчерпаемых возможностей всемирной сети) и метод работы с большими массивами данных. Второй — трансформация моделей банковского обслуживания, развитие мобильного банкинга.

Виктор Майер-Шенбергер и Кеннет Кукьер, Big data (Большие данные)

Big data (Большие данные)

Big data (Большие данные)

Анжела Саенко, главный экономист департамента бухгалтерского учета

Большие данные — как айсберг. Настоящая ценность — это подводная часть. Авторы объясняют, как рассмотреть эту скрытую ценность. Иногда для ее выявления нужно объединить одни данные с другими, казалось бы, совсем не взаимосвязанными. Полноценный анализ помогает выявить скрытые связи между данными.

У Национального банка — огромные массивы данных. Внедрение технологий Big data поможет повысить качество прогнозирования, выявления тенденций и, соответственно, эффективнее выполнять основные функции НБУ.

Говард Шульц, «Влейте в нее свое сердце. Как чашка за чашкой строилась Starbucks»

Говард Бехар, «Дело не в кофе. Корпоративная культура Starbucks»

Юлия Лях, руководитель проектов и программ управления стратегии и реформирования банковской системы

После того, как я написала об инициативе Владислава в Facebook, коллеги принесли еще одну книгу, для более полного изучения вопроса.

Влейте в нее свое сердце. Как чашка за чашкой строилась Starbucks

Влейте в нее свое сердце. Как чашка за чашкой строилась Starbucks

Starbucks построили Бренд (с большой буквы), но вот как у них это получилось — для меня до последнего времени оставалось загадкой. Поэтому обе книги прочитала за пару дней. Очень увлекательно было читать первую книгу с пометками Владислава на полях. Вот несколько идей и цитат, которые мне особенно запомнились:

«Успех – ничто, если вы приходите к финишной черте в одиночестве. Лучшая награда – прийти к финишу в окружении победителей»
«Видение – это когда видишь то, что скрыто от других»
«Нет ничего более ценного, чем доверие, взаимное уважение и уверенность в отношениях с сотрудниками»
Нужно всегда быть готовым выйти из «зоны комфорта» для того, чтобы добиться намеченных целей.
Никогда не изменять своим ценностям и принципам.
Никогда не сомневаться, что твои идеи сработают!
«Нельзя построить 100-этажный небоскреб на фундаменте, предназначенном для двухэтажного дома»
«Когда вам говорят сфокусироваться, не становитесь близорукими»
Миссия и ценности так же важны для компании, как и показатели прибыли и продаж.
«Один из фундаментальных аспектов лидерства – это способность заразить уверенностью других даже тогда, когда сам испытываешь неуверенность».

Дело не в кофе. Корпоративная культура Starbucks

Дело не в кофе. Корпоративная культура Starbucks

И много-много других.

В тот же день, как прочитала историю Starbucks, загрузила следующую книгу — о построении еще одной известной корпорации. Рей Крок, «McDonald`s. Как создавалась империя».

Нашей команде досталось несколько книг, описывающих success story, где основной акцент делался на том, что главной ценностью организации являются ее сотрудники. Поэтому идея развития и укрепления корпоративной культуры в НБУ возникла уже при первом обсуждении прочитанных книг. Дальше – больше. В своей презентации на встрече талантов мы предложили:

1. Создание Idea Box (Idea Management) — площадки для генерации и обсуждения лучших идей всех сотрудников НБУ.

2. Создание и развитие института наставничества, чтобы передавать лучшие практики.
3. Развитие социальной ответственности НБУ (защита окружающей среды, благотворительность, поддержка фондов).
4. Командообразующие выездные обучения.
5. Расширение присутствия НБУ в социальных сетях.
6. Учреждение качественной обратной связи в каждом подразделении.

Три из упомянутых идей вошли в пятерку лучших по итогам обсуждения на встрече с Владиславом и в следующем месяце будут представлены правлению.

Один комментарий;

  1. Регіна said:

    Який Старбакс, які соціальні мережі! Це Національний Банк (Національний, Карл)! Досвід національних банків успішних європейських країн-сусідів — працюйте над цим. ЦЕ не комерційна структура, не влаштовуйте з центрального державного органу України кол-центру вкантактє чи контори «Рога и копыта»! З такими ефективними керівниками грошова політика України спрямована на її знищення.

*

Top