На хлебе и молоке

Всего за год работы сервис по доставке органического молока и свежего хлеба «Доброе утро» мог выйти на самоокупаемость. Но его учредители свернули свой бизнес. Что пошло не так?

 Весной 2011 года маркетолог Денис Сильченко и рекламист Влад Полонский создали свой сервис по утренней доставке свежей выпечки и органического молока «Доброе утро». Схема его работы была достаточно простой – заказы принимались днем, затем передавались на производство и утром следующего дня доставлялись клиентам. По словам учредителей, при инвестициях в несколько десятков тысяч долларов служба доставки начала выходить на окупаемость уже в 2012 году. Для безубыточной работы достаточно было около 70 заказов в день. «Нам удалось не просто реализовать интересную идею, но и создать целое сообщество людей, которые позитивно относятся к жизни и ценят качественные продукты и сервис», — рассказывает один из учредителей компании Влад Полонский.

Маркетологи,  опрошенные HUBS, считают, что одной из главных причин успеха компании является эффективная раскрутка и стремительный набор клиентской базы. Сильченко и Полонский использовали по сути один канал продвижения своей службы доставки – социальную сеть Fасеbook, игнорируя другие более затратные методы рекламы и PR. У страницы «Доброго утра» в facebook около 4200  подписчиков. Это неплохой результат для любого крупного украинского бренда. Именно пользователи Fасеbook и были ядром клиентуры службы «Доброе утро». Компании удалось инициировать волну позитивных рекомендаций бренда со стороны пользователей — их привлекали акционными предложениями. К примеру, одна из акций службы доставки предоставляла возможность получить 50% скидку на заказ при рекомендации сервиса своим знакомым.

Но все эти меры не спасли компанию от краха. В марте 2012 года компания заявила, что приостанавливает свою деятельность и уходит на продолжительные каникулы. «Мы берем тайм-аут с целью пересмотра целого ряда организационных вопросов, в первую очередь связанных с производством нашей продукции», — говорилось в сообщении службы по доставке на странице в Facebook.

 Кризис роста

В чем причины ухода компании из бизнеса? Связаться с создателями сервиса оказалось весьма проблематично – они не шли на контакт через Fасеbook, игнорируя просьбу о комментарии. Позже Денис Сильченко, который сейчас занимает должность советника гендиректора представительства «Данон» в Украине, сообщил, что не хотел отвечать на вопросы, поскольку имеет негативный опыт общения с прессой.

251439_217701818252360_4534625_n (1)

Сервис доставки «Доброе утро» просуществовал недолго, но запомнился киевлянам

По словам Сильченко, вынужденные каникулы бизнеса вызваны проблемами, связанными с поставщиками. Служба закупала молоко у компании «ЭтноПродукт», которая производит продукцию на молокоперерабатывающем предприятии под Киевом под собственной торговой маркой. «В Украине нет других поставщиков органического молока. Мы вынуждены были свернуть работу после того, как поставщик повысил цены для нас».

Еще одним препятствием для развития проекта стали проблемы с логистикой, которые основателям сервиса устранить не удалось. По времени они совпали с расширением бизнеса – с 2012 года служба доставки работала не только для центральных районов Киева, но и для спальных. На странице сервиса в Fасеbook до сих пор  присутствуют много негативных отзывов клиентов — некоторым заказы были доставлены с большим опозданием, другим клиентам их неправильно комплектовали либо не докладывали что-то из оплаченного. Из многих отзывов следует и то, что подобные просчеты зачастую либо  исправлялись в течение нескольких часов, либо вовсе игнорировались. Компания не смогла рассчитать свои силы и ресурсы, и соотнести их с объемом постоянно растущих заказов.

Незадолго до закрытия учредители публично обратились к своим клиентам через Fасеbook, сообщив им, что первая половина февраля выдалась особо сложной для компании с точки зрения логистики. «Мы смогли вовремя доставить 93% всех заказов Но в то же время мы понимаем, что разочаровали тех клиентов, которые вошли в оставшиеся 7%», — говорилось в сообщении. Тогда же владельцы сервиса заявили, что готовят нововведения, которые оптимизируют логистику и сделают ее менее зависимой от погодных условий и прочих факторов.

Денис Сильченко утверждает, что проблемы, связанные с доставкой заказов, были вполне решаемыми и не стали одной из причин закрытия бизнеса. «В тех районах, где работали наши курьеры, проблем не было, так как мы проводили их обучение, отрабатывали бизнес-процессы, — рассказывает Сильченко. – Но мы экспериментировали с другими курьерскими службами и качество их обслуживания нас часто не устраивало».

За время работы у службы доставки «Доброе утро» появились и постоянные клиенты. Некоторые из них до сих пор оставляют отзывы на странице службы в духе «Когда же проект снова заработает?» Ниша, спрос и шансы на рыночный успех у такой концепции есть. Весь вопрос в том, сможет ли кто-нибудь реализовать ее, не повторив ошибок «Доброго утра»?

Гендиректор одной из самых популярных в Киеве служб доставки zakaz.ua Егор Анчишкин отмечает, что для старта аналогичного проекта сегодня потребуется не менее $200-300 тысяч. Но даже это не гарантирует коммерческого успеха начинанию. «Для того, чтобы завоевать потребителя, нужно обладать определенным уникальным инструментарием. Так как сегодня себестоимость доставки при помощи авто зачастую выше, чем заработок на заказе», — отмечает он.

По словам гендиректора «Сушия» Романа Романчука, для служб доставки, которые работают в утренние часы, категория хлебобулочных изделий и молочных продуктов актуальна, как ни одна другая. «Более того, концентрируясь на самых продуктивных часах и не распыляясь во времени, служба может выиграть, рационально используя операционные расходы», — говорит он.

Последняя активность на страничке службы доставки датируется 15 апреля 2013 года. В посте клиентам предлагают поучаствовать в соцопросе на тему отношения к экологическим продуктам. О сроках запуска обновленного проекта подписчикам страницы не сообщается.  Денис Сильченко утверждает, что работа компании будет возобновлена, как только на рынке появится поставщик молока, который сможет поставлять его по ценам, которые обеспечат бизнесу достаточную рентабельность. «Мы планируем вернуться, и активно работаем над этим. Ориентировочно, это произойдет в начале следующего года», — заверяет Сильченко.

коментаря;

Добавить комментарий для Ігор Дідок Отменить ответ

*

Top