Мастера на все руки

Творческая мастерская Леси Патоки зарабатывает в очень узкой нише - создании образов для клипов

Сфера деятельности: творческая мастерская

Дата старта: июнь 2010

Первые инвестиции: $2000

Официальный сайт: http://patoka.ua/

Основатель: Леся Патока

Возраст: 26 лет

Образование: высшее, учитель географии и психологии, НПУ

В бизнесе: 4 года

Хобби, увлечения:работа

С чего все начиналось?

Я училась на специальности, которая мне не нравилась – учитель географии и психологии. На этом настаивала моя мама, которая преподавала географию в школе и могла подготовить меня к поступлению в университет на бюджет. Я еще тогда понимала, что не буду учителем. На третьем курсе я сказала родителям, что перевожусь на заочку и буду оплачивать обучение самостоятельно. К этому времени у меня уже было две работы. Совмещать было тяжело, так что они к этому спокойно отнеслись. Только попросили закончить.

Чтобы устроиться на первую работу, нужно было получить идентификационный код, а мне еще не было 14 лет. Уже не помню как, но я уговорила выдать мне этот документ и пошла разносить газеты.

На первом курсе для журнала «Телегид» я делала поделки, которые люди бы могли мастерить своими руками. Сначала я приходила к ним раз в месяц, потом — раз в неделю. Там была текучка с фэшн-редакторами, поэтому Ярослава (Гресь — главный редактор – ред.) предложила мне попробовать себя на этой должности. Подобрать одежду для меня не составляло труда, но написать один абзац за неделю было адски сложно. Тогда я поняла, что есть люди, которым просто не дано писать.

В 2007 году Ярославу пригласили редактором журнала Hello, и она забирала часть команды с собой. Меня взяли фрилансером, так как не было опыта работы со звездами. Сначала я делала предметную съемку, через пару месяцев начались съемки со звездами. Тогда ко мне пришла идея, что я должна снимать видео. Было тяжело, потому что на тот момент у меня не было знакомых, которые бы этим занимались.

Сначала звезды сами приглашали меня на фотосессии, а потом — на съемки клипов. Там я знакомилась с режиссерами. Аня Смехина предложила мне помогать ей на съемках одной передачи 95-го квартала. За полтора месяца я познакомилась с огромным количеством режиссеров, которые приглашали в другие проекты. Так я набирала базу контактов.

Первый заказ

На съемках сдружились с режиссером Александром Стекольниковым. Я всегда показывала ему наши сумасшествия на фотосессиях. Ему нравилось, он говорил, что жалко, что пока нет заказчиков, которые могли бы согласиться на такие эксперименты.

После путешествия по Азии он позвонил и предложил снять клип на песню «Принцесса» для группы «Ляпис Трубецкой». Я очень волновалась, потому что привыкла работать со звездами, но никогда не работала с тем, кто был для меня кумиром.

Когда мы придумали, как клип должен выглядеть, стало ясно, что в моей квартире мы это не сможем сделать. Нужно было смастерить гигантскую горошину, пятиметровую стену из картона. Так что я вынуждена была искать помещение.

Результат мне до сих пор нравится. Они задали планку, которой нужно придерживаться. Клип вышел минималистичным, но в нем столько классных деталей.

Идея

До «Принцессы» я снимала работы хуже по качеству. Тогда я и решила создать студию, которая может делать проекты «под ключ». Потому что до этого я сталкивалась с проблемой, когда на площадке визажист, парикмахер и стилист сам за себя. Поэтому я хотела собрать команду единомышленников, в которой бы люди работали на общий результат. До съемок ко мне приезжают люди, я им рассказываю, к чему им готовиться. Поэтому таких проблем у нас не возникает. Студией удобнее работать. У нас есть свой стиль. Наши работы узнают.

Клиенты

Хороший стилист всегда обрастает хорошими клиентами. Стилисту достаточно иметь 3-4 звезды для полноценной работы. У них есть выходы, раз в сезон — фотосессия и клип. Плюс попадаются еще какие-то рекламы. Он знает их досконально и может на него сшить абсолютно все без примерок. У меня такой клиент – Ева Бушмина. Я ее отлично знаю.

1150964_500390953386173_1448265977_n

Подготовка декораций к съемке клипа

Как все устроено?

Вначале команда работала за гонорары. Они начислялись за часы работы на проектах. После их окончания я рассчитывалась с людьми. Что оставалось после покрытия аренды студии, составлял мой гонорар. Но это было неправильно. Сейчас люди работают на ставке. Они знают, что могут рассчитывать на определенную зарплату в конце месяца. Моя задача – обеспечить студию таким количеством проектов, чтобы перекрыть эти затраты. Все, что остается – это мой гонорар. В сложные месяцы январь-февраль бывает, что у меня его нет вообще. Тогда у моих близких возникает вопрос: зачем я вкалываю без выходных?

Когда начиналась студия, у нас не было выходных. У меня не было понимания, что я могу пойти куда-то с друзьями, что есть суббота-воскресенье.

Когда приходит заказ, мы считаем смету. Подбираем образы, декорации, бутафорию, которые будут в работе. Есть золотое правило – гонорары мы не уменьшаем. Только если уменьшается количество работ. Крайний случай – личная просьба.

1379204_527241230701145_1288726061_n

Съемки клипа «Принцесса»

С начинающими и опытными артистами мы работаем одинаково. Неправильно думать, если это молодой артист, у него меньше денег, поэтому мы с него возьмем меньше, а если раскрученный, то столько, чтобы отбить все затраты за месяц. Шоу-бизнес очень маленький. Нельзя за одну услугу брать с одних $100, а с других $500.

Гонорары визажистов и парикмахеров зависят от смен (10 часов) и количества людей на площадке. В среднем $250-300. Если на работу нам дают 3-5 дней, то у нас всегда есть предложение сделать костюм одноразовым. Можем договориться, что мы внутреннюю часть не доводим до идеала, а после концерта идеально запаковываем. Есть свои уловки.

Гонорар художнику-постановщику начисляют за весь объем работы. Он зависит от того, будут ли декорации падать на съемке, а он должен будет их быстро восстанавливать.

В среднем сейчас клип сейчас стоит $15-20 000. В эту сумму входит все. Максимум 50% выделяется арт-департаменту. Средняя цена сейчас упала, потому что можно снимать на фотоаппараты, появилось много молодых людей, которые этим занимаются.

Параллельно мы работаем над 3- 5 проектами. Заказчики не обращаются заблаговременно. Обычно они приходят за три дня до съемки.

Стоимость заказов

Самый дорогой клип, который я снимала — «Пути народа» для группы «Ляпис Трубецкой» — $15000. Это не весь бюджет съемки, а только нашей студии. Самая дешевая работа была на песню «Чорні очка» для группы Mad Heads XL — 2000$. Самые дорогие аксессуары –это два корсета из железных деталей, которые мы делали для группы«Виа Гра» — каждый стоил $1500.

63112_367982843293652_2086996178_n

образы для клипа группы «Бумбокс»

Продвижение

Мы не сразу сделали сайт. Сначала узнавала, сколько это стоит, потом думали над тем, чем его наполнить. Решили все делать постепенно.

Социальные сети нас очень спасают. У нас есть аккаунты в Facebookи Instagram. «ВКонтакте». В Facebookу нас много друзей-звезд. Они о нас пишут, мы их отмечаем в своих записях.

Мы платим за рекламу в тех случаях, когда считаем, что это должно увидеть больше людей. На рекламу сайта в месяц тратим около $200.

Команда

В конце прошлого года сменилась вся команда. Самое большое количество людей, которое когда-либо было – 12 человек, в среднем восемь, а сейчас нас пятеро.

Было очень тяжело в январе и феврале. Все говорили, что студии закрываются, увольняют людей. Стало понятно, что никто ничего не снимает. Ни рекламы, ни клипов. Была установка просто выжить. Мы брали любую работу. Нам нужно было продержаться. Я предупредила команду, что, возможно, нужно будет уйти на неделю. Сказала, что пойму, если вы за это время найдете другую работу. О таких вещах нужно предупреждать заранее. Я не могу прийти и в один прекрасный день сказать, что мы закрываемся. Моей зарплаты вообще не было. Стояла задача обеспечить зарплату для моих сотрудников и вовремя оплачивать студию.

Команда собиралась не из профессионалов. Потому что переучивать готовых людей сложнее, чем вырастить новых. Я, скорее, искала людей, в которых видела потенциал. Которые умеют работать руками. Дальше осваивали все новое. Вырастить людей – тоже сложно. Мы учились вместе. Сейчас я очень довольна, потому что мы понимаем и дополняем друг друга. Катя очень кропотлива, у меня этого нет. Она закроет шовчики, выложит бусинки. У нас золотой баланс. Я бы хотела расширять команду, люди пишут. Но ради этого нужно брать больше клиентов, а для того, чтобы брать больше клиентов, мне нужно постепенно вывести свою команду на уровень, когда они могут вести проект сами, потому что сейчас связываются в основном через меня, а я не могу разорваться.

Планы

Мне бы хотелось расширять рынок. Раньше казалось, что нужно выходить на российский. Сейчас с этим сложно. Сейчас рынок развивается в Казахстане. Недавно к нам обратились LeSilpo, чтобы мы украсили им витрины, сделали зайца на Пасху. Сказали, что нашу публику сложно удивить, поэтому давайте нас удивляйте. Результат меня очень радует.
IMG_1480 copy

Плюсы и минусы

Минус – этот бизнес нестабилен. Заниматься точечными заказами всегда сложно. Ситуация в стране очень нестабильна. Тебе нужно покупать материалы, которые выросли в цене, и при этом не потерять клиентов.

Из плюсов — это безумное творчество, от которого ты получаешь невероятное удовольствие. Мы всегда стараемся сотрудничать и работать с такими клиентами, которыми можно будет гордиться.

*

Top