агростартап, АПК, МСБ

Как выйти на рынок экологически чистого питания, найдя на это инвестиции

Кооператив «Родинний добробут» — это 28 гектаров земли бывшего колхоза в Киевской области, на 2,8 из которых выращиваются органические продукты: малина, овощи и зелень. Цены продуктов не намного выше аналогичных, но неизвестного происхождения, на базаре. Достичь этого удалось благодаря целому набору факторов, в частности, собственной земле и продуманному ассортименту.

Так, один килограмм органического салата стоит примерно столько же, сколько и один килограмм свинины. При этом затраты на выращивание зелени и овощей гораздо меньше, чем на выращивание скота.

К тому же сделана ставка на выращивание органической продукции в теплицах. Это позволяет продавать продукты круглый год, что влияет и на ценообразование. Сейчас продажи только начинаются, лишь налаживается система, однако интерес и спрос со стороны пользователей и ресторанов свидетельствует о том, что компания работает на перспективном рынке. Команда пока не афиширует финансовые показатели, но утверждает, что имеет бизнес-план, который выполняется.

МСБ, агробизнес, органические продукты

Антон и Лада Дундий, создатели кооператива «Родинний добробут»

Когда Антон Дундий, управленец с 15-летним стажем работы в различных сферах, решил в 2008 году диверсифицировать свой бизнес, он приобрел землю и помещения бывшего колхоза в Фастовском районе Киевской области. Давнее желание работать на земле и наличие средств совпали — так началась история кооператива «Родинний добробут».

В 2008 году до развития этого направления «не дошли руки», тогда на пике успеха был другой бизнес, требовавший приложения времени и усилий, и разработку аграрного проекта пришлось отложить. Потом свои коррективы внёс кризис — и помещения вместе с землей простояли до 2015 года нетронутыми.

При этом сама мысль о работе на земле и продвижении идеи правильного питания, сохраняющего энергию и улучшающего качество жизни и здоровье, не пропала. Как и ранее, Антон планировал развивать органическое земледелие: без химикатов, пестицидов и каких-либо химических добавок.

Не имея опыта работы на рынке органического земледелия, имея только землю, он начал изучать специфику деятельности: от прикладных вещей до маркетинговых решений.

До 2014 года посещал всевозможные мероприятия, ездил в Австрию, где изучал пермакультурное и органическое хозяйствование,  собирал информацию по органическому земледелию и специалистов по всей Украине с необходимым опытом. Результаты проделанной работы пригодились в 2015 году, когда было принято решение полноценно развивать проект. До начала работ в актив инвестировались личные средства, которые пошли на строительство зданий и сооружений, оформление всех необходимых документов, ремонт помещений, строительство первых теплиц и т.д.

С начала 2015 года по июнь 2016 собранная команда проекта «Родинний добробут» искала инвестиции на постройку комплекса теплиц для круглогодичного органического земледелия, закупку необходимых культур и сортов, изучение тепличных технологий.

В то же время было принято решение развивать другое направление бизнеса: продажа органических продуктов. Первый шагом стала высадка малины на участке в 1 Га. С самого начала за собственные средства были закуплены высококачественные саженцы, поскольку компания собиралась подавать заявку на получение органического сертификата.

Сертификатом начали заниматься в апреле 2016 года. Поскольку проверяемая земля не использовалась последние 10-20 лет, то получение необходимых документов проходило по упрощенной процедуре. В ноябре текущего года ожидается получение постоянного сертификата органического производителя.

Вскоре команде удалось найти инвестора и в июле-сентябре 2016 года активно вести строительство теплиц. Инвестором стал украинский предприниматель, не имеющий отношения к земледелию, лишь интересующийся сферой органического земледелия. На этом этапе в бизнес было вложено $90 000: $40 000 своих, $50 000 – привлечены от инвестора.

Не менее активно развивался и органический огород: были высажены овощи и зелень, которые позволили выйти на рынок с более серьезным перечнем продукции.

органические продукты, цены на продукты, стартап

Редис от «Родинного добробуту» — 15 грн за пучок

Клиенты и продажи

Продажи конечным потребителям начались в конце августа 2016 года. К началу октября компания обеспечивает одну поставку заказов в неделю и, благодаря активно растущему спросу, готовится привозить продукцию дважды в неделю.

На данном этапе существует две точки, в которых в определенный день и в определенное время покупатели могут забрать свой заказ: одна в центре, другая — на Ленинградской площади. По расчетам команды «Родинного добробуту», пока что доставка заказов клиентам на дом экономически не обоснована — возможно, она будет отдана на аутсорс.

Привлечение клиентов и продажи ведутся через группу в социальной сети Facebook, с помощью электронной почты и по телефону. Кроме того, в сентябре компания «Родинний добробут» впервые приняла участие в веганском фестивале, в рамках которого удалось наладить отношения с рядом постоянных уже клиентов.

«Мы рассчитываем на средний класс. Это относится не только к заработной плате, но и к уровню осознанности человека. Мы видим нашими клиентами тех, кто задумывается над тем, что попадает в их организм, что едят их дети и к чему это может привести в будущем», — рассказывает Антон Дундий.

Ведутся переговоры с рядом потенциальных клиентов — кафе и ресторанами, готовыми на постоянной основе покупать продукцию кооператива. Прямо сейчас, рассказывает Антон, предприятие только выходит на стабильную работу и не готово удовлетворить весь спрос, поэтому временно не занимается этим проектом.

Рынок

По мнению Антона, рынок органического питания Украины сейчас находится в зачаточном состоянии. Основную проблему основатель «Родинного добробуту» видит в информированности. Многие украинцы желают потреблять органическую пищу, однако не знают, где, что именно и как покупать.

Другая проблема в том, что украинцы исторически не верят документам: они считают, что сертификат органического производителя продукции — это всего лишь ещё одна «бумажка», которую можно купить, и которая ничего не стоит.

Конкурентные преимущества

Бизнес продажи органической продукции «Родинний добробут» имеет круглогодичный характер. Именно для этого строятся теплицы, чтобы витамины были всегда, а не только в сезон. Кроме того, в период урожая есть дачи, огороды и бабушки, с которыми в компании не видят смысла конкурировать.

Во-вторых, сам факт подтвержденной органичности всей продукции. Используются проверенные и лучшие в своей сфере сорта, как украинские, так и зарубежные.

В-третьих, это цена. Она лишь ненамного, на 20-25%, выше цены фермерских продуктов на рынке. Разница связана с тем, что органическое выращивание накладывает определенные и весьма серьезные ограничения, которых нет у фермеров, использующих химию.

Для сравнения: пучок органического шпината от «Родинного добробуту» стоит 9 грн, цена на базаре — 5-6 грн, дайкон обойдется в 25 грн за килограмм при среднерыночной цене в 15 грн. Кроме небольшой разницы, кооператив может похвастаться широким ассортиментом: например, в теплицах растут базилик и руккола, которых не найти на рынке.

АПК, МСБ, агростартап

Планы развития

Все планы компании «Родинний добробут» основаны на идее органического развития человека, что невозможно без полноценного питания и отдыха. Антон и его команда хотят не только производить вкусные и чистые продукты, но и создавать место, куда стоит попасть, чтобы не только поесть здоровую пищу, но и провести время с семьей.

Для этого планируется постройка гостиницы, ресторана, детских площадок. Будет много мастер-классов и развивающих занятий. Очень хотят сделать контактный зоопарк с домашними животными, где дети могли бы увидеть, как те на самом деле выглядят в реальной жизни.

В планах по производству продуктов — выращивание грибов, переработка молока на сыр и другие молочные продукты. Это позволит удовлетворить почти все потребности в питании здорового человека. Конечная цель — предоставлять полный спектр продуктов, которые здоровый человек должен потреблять каждый день.

В долгосрочной перспективе развития компании «Родинний добробут» — создание полноценного экопоселения для людей, которые хотят погрузиться в органический образ жизни. Желающие смогут построить дом на территории или пользоваться услугами гостиницы, жить целый год и работать там, где им хочется.

Поиск инвестиций

Привлеченные инвестиции на данном этапе не обеспечивают все планы по развитию, поэтому команда ищет новые возможности для финансирования своих планов. Так, для постройки второго тепличного комплекса требуется привлечь $100 000. В дальнейшем на каждый раунд расширения требуется сумма, сравнимая со $100 000.

Единственное требование, которое команда «Родинного добробуту» предъявляет к инвестору, — разделять идеи и ценности органического производства продуктов. Антон и его единомышленники хотят «смотреть в одну сторону» с человеком или компанией, готовыми предоставить инвестиции.

Один комментарий;

  1. Валерий said:

    Такие хозяйства нужно организовать не только под Киевом ,но и для других городов это актуально !!! Это замечательный пример для других желающих начать жизнь и бизнес с нуля !!! Только очень жаль что, государство не имеет такой программы для развития малого и среднего бизнеса в агросфере !!!!

*

Top