Теневая доля рынка автомобильного топлива может увеличиться на 5%

Это результат налоговых нововведений

Hubs уже писал о том, что нефтетрейдеры и эксперты прогнозируют подорожание топлива в Украине из-за подорожания нефти, роста ставок акциза на топливо и введения электронного администрирования этого налога.

Теперь, подводя первые промежуточные итоги налоговых нововведений, нефтетрейдеры прогнозируют, что до конца 2016 года доля теневого рынка нефтепродуктов может вырасти с 30 до 35%.

О промежуточных результатах налоговых новшеств

Увеличение теневой доли рынка связано с тем, что налоговые изменения коснулись по большей части добросовестных операторов и тех, которые торговали некачественным топливом полулегально. Теперь последние, стремясь сохранить уровень доходов, еще больше уходят в тень. Те же, кто работал только «вчерную», совсем не ощутили на себе действие новшеств.

Дополнительным стимулом для тенизации рынка нефтепродуктов эксперты также называют рост цен на нефть. «Рынок нефти сегодня можно назвать непредсказуемым. В начале года мировые аналитические агентства прогнозировали падение цен до $20 за баррель, сейчас они же обещают рост свыше $50. Понятно, что если эти прогнозы сбудутся, для конечного потребителя цена бензина вырастет прямо пропорционально», — говорит Вячеслав Стешенко, коммерческий директор сети АЗК KLO. Кроме того, на ценах, понятное дело, скажутся колебания валютного курса.

Общим итогом таких тенденций, вполне вероятно, окажется переход значительной части потребителей на нелегальные заправки, где топливо заметно дешевле, чем на легальных. Также стоит ожидать массового перехода автолюбителей с бензина и дизтоплива на газ, где количество контрафактных АЗС, по оценкам участников рынка, больше, чем легальных.

нефть_2015-2016

Как уходят в тень

В начале года большие надежды в борьбе с тенизацией нефтерынка его участники связывали с введением акциза на октаноповышающие компоненты и другие составляющие смесевых видов топлива. Поскольку дешевизна именно этих продуктов позволяла недобросовестным операторам успешно бодяжить низкокачественное топливо и продавать его «всерую» по заниженным ценам.

Похожего ожидали и от перехода на фиксированную ставку розничного акциза и обложения им всех отпускаемых на АЗС видов топлива, а также на электронное администрирование акциза. Однако на практике уже промежуточные результаты этих нововведений оказались вовсе не однозначными.

«Хорошо сработала норма об обложении акцизом октаноповышающих компонентов и других составляющих смесевых топлив, объемы их импорта резко снизились. Значит, можно говорить об уменьшении фальсификата на рынке», — считает Сергей Куюн, директор ООО «Консалтинговая группа А-95».

Эксперт отметил, что благодаря налоговикам фальсификаты топлива перестали производить на крупных нефтебазах в Мироновке, Карловке и Дубно. А вот переход на фиксированную ставку розничного акциза и обложение этим налогом всего продающегося топлива, по его мнению, эффекта не дало. «Мы фиксируем уход рынка в тень, увеличение продаж на заправках без выдачи кассового чека. Неясны пока и результаты электронного администрирования акциза. Программа стартовала 1 апреля, нужно еще время, чтобы проанализировать результаты. Но уже сейчас видно, что «серая» часть рынка, которая торговала фальсификатом через расчетные счета, начинает уходить в «черный» сегмент — торговлю исключительно за наличные. Также выявили схемы по легализации контрабанды и фальсификата через покупку документов на легальные нефтепродукты», — говорит Куюн.

По словам нефтетрейдеров, ситуация такова, что нелегалы все время остаются недосягаемыми для любого фискального контроля, поскольку движение топлива, которым они торгуют, нигде не фиксируется: его везут и продают полностью нелегально. Поэтому операторы снова говорят о необходимости усилить борьбу с теневым рынком нефтепродуктов.

Как сообщили Hubs в пресс-службе компании Shell, эксперты считают объем теневого рынка нефтепродуктов довольно большим. «В мае на круглом столе в Американской торговой палате эксперты подтвердили, что доля теневого рынка достигает 30%», — говорят в компании. По оценкам операторов, велика вероятность, что до конца года она вырастет еще на 5%.

Налоговая пропасть

В вопросе о том, как скажутся увеличение розничного акциза и расширение базы налогообложения топлива на бюджетных поступлениях, участники рынка расходятся во мнениях.

Например, Вячеслав Стешенко считает, что для этого сейчас нет никаких факторов. Поступления в бюджет от розничного акциза, вполне возможно, будут сокращаться из-за активизации нелегально работающих продавцов, а также из-за перехода автолюбителей на газ. При этом, как утверждает эксперт, объемы реализации газа у легальных операторов падают, а у нелегальных — растут из-за низкой цены, в которую не включены налоги. «О каком акцизе может идти речь, если они чеки клиентам не выдают?», — сетует Стешенко.

Однако директор «Концерна Галнафтогаз» (сеть АЗК «ОККО») Назар Купыбида подчеркнул, что госбюджет уже сейчас получил больше денег от топливных акцизов, но проблема с «серыми» автозаправками так и не решилась. «По данным Госказначейства, абсолютные поступления от розничного акциза в местные бюджеты в гривне постепенно растут. В то же время надо констатировать, что введение розничного акциза привело к созданию целой нелегальной области продаж топлива через так называемые внутриведомственные АЗС, нелегальные модули продажи сжиженного газа (LPG) и продажи «мимо» кассы. Отсутствие у местных органов власти и ГФС эффективных средств контроля, помноженное на коррупцию местного уровня, приводят к стремительному развитию теневого рынка», — поясняет эксперт.

Нефтетрейдеры отвечают на вопрос «Что делать?»

Операторы нефтерынка уже выработали свои предложения для того, чтобы коренным образом изменить нынешнюю ситуацию, сократив теневую долю рынка.

Например, по мнению Стешенко и Купыбиды, необходимо отменить розничный акциз и увеличить основной, который все трейдеры платят авансом при импорте топлива или при его производстве. Это мнение разделяет и Сергей Куюн: «Необходимо отменять розничный акциз, пропорционально увеличивать основной акциз и разрабатывать систему распределения полученных средств по местным общинам на справедливой основе». 

«Эти меры позволят отменить, по сути, отдельный налог (розничный акциз – ред.), который сегодня как операторы рынка, так и ГФС вынуждены отдельно администрировать и затрачивать на это немалые средства. При этом поступления в местные бюджеты можно не только сохранить, но и увеличить за счет более эффективного администрирования», — говорит Купыбида.

А вот систему электронного администрирования, по мнению этого эксперта, стоит развивать и дальше, поскольку она может быть эффективной. «Также имеет смысл вводить контроль за физическим перемещением нефтепродуктов по примеру европейских стран, когда каждый бензовоз с нефтепродуктом, который перемещается в Украине, перед выездом должен регистрироваться в электронной базе и автоматически проверяться на полноту уплаты акциза, — говорит Купыбида. — Также нужно вводить дополнительные требования к складам, на которых хранятся нефтепродукты: фискализированные аппараты для учета остатков нефтепродуктов, привязывать к ним уровнемеры и расходомеры с автоматической передачей данных в органы ГФС».

Операторы подчеркивают, что борьбу с теневиками нужно начать с газовых заправок. «Изменение алгоритма распределения средств, полученных с акцизного налога, не будет результативным без срочной и эффективной борьбы с черным рынком. Рынка газа это касается в первую очередь. Только в Киеве нелегальных пунктов продаж газа около 400, это больше, чем на легальном рынке», — уверяет Стешенко.

Также, по его мнению, целесообразно определять ставку топливного акциза в гривне, а не как сейчас, в евро. «Если акциз будет начисляться в гривне, то валютная составляющая в каждом литре топлива пропорционально снизится, что обязательно отразится и на конечных ценах», — считает он.

*

Top