Возобновившийся спрос на одежду привел новые бренды в Украину

С начала года в стране появились магазины 18 новых брендов, еще 3-5 откроются в декабре

После двух лет «тишины» ритейлеры заводят в Украину новые сети. По словам руководителя отдела торговых площадей компании JLL в Украине Екатерины Весны, с начала года на украинском рынке появились магазины 18 новых брендов. Например, Raven Jeans (Египет), Atos Lombardini (Италия), Maje (Франция), KIWE (Турция), Isabel Garcia (Италия), Armani Exchange (Италия), Sandro (Франция) и Silvian Heach (Италия), бренды спортивной одежды Converse (США), нижнего белья Tezenis (Италия) и пр.

Упор на франчайзинг

Около 90% всех новых магазинов под иностранными брендами, которые открываются в Украине, развиваются по франчайзингу. Реальными их владельцами являются украинские бизнесмены. Зачастую они подписывают договоры с иностранными компаниями на развитие иностранных торговых марок в Украине или в конкретном регионе. К примеру, группа компаний «Ультра» (Levi’s, Pierre Cardin, Lagerfeld и Guess) представляет свои бренды еще и в Казахстане.

«Локальный партнер берет на себя обязательство по развитию сети в регионе, объемам закупок одежды и должен придерживаться тех же стандартов, что и магазины в других странах мира», – рассказывает директор крупной сети, пожелавший остаться неназванным.

Лишь около 10% иностранных ритейлеров развиваются в нашей стране самостоятельно. Самые крупные из них: Inditex (Zara, Massimo Dutti, Bershka, Pull and Bear), LPP (Reserved, Cropp, House, Mohito и Sinsay), Mango, LC Waikiki, Collezione, New Yorker и пр.

Иностранные компании могут не сразу выходить на украинский рынок. Некоторые сначала отдают местным партнерам право на развитие сети по франчайзингу, а затем выходят на рынок самостоятельно. Например, так произошло с Mango, магазины которого по франчайзингу больше 10 лет в нашей стране развивала компания Argo. Но в 2014 Mango решило развиваться в Украине самостоятельно. В частности, магазины в самых крупных проектах компания открывает сама, а часть развивают по франшизе.

Почему иностранцы не спешат в Украину? Для многих сетей наш рынок считается рисковым из-за высокого уровня коррупции, а спрос на брендовую одежду и обувь относительно невысокий по сравнению с Россией и другими странами ЕС. На традиционную фирменную розницу в Украине традиционно приходится около 30% продаж, тогда как оставшиеся 70% – на рынки, секонд-хенды и магазины с надписью «Одежда» или «Обувь». Крупные иностранные ритейлеры не могут конкурировать с контрабандой и подделками известных марок, которые, как правило, продаются на 30-40% дешевле по сравнению с оригинальными моделями.

Все эти проблемы усугубил экономический кризис, который наблюдается в Украине с 2014 года, а также военные действия на востоке страны. Именно поэтому популярная сеть H&M так и не вышла в Украину, не смотря на уже практически согласованные условия контрактов по аренде помещений.

«Сейчас ритейлер не говорит о планах по развитию», – признает директор консалтинговой компании NAI Ukraine Виталий Бойко. Он лишь объявил, что в следующем году намерен открыть магазины в Грузии, а также планирует развиваться в Казахстане, Колумбии и Исландии.

Отметим, что H&M не выходит в Украину, даже несмотря на большую популярность магазинов сети среди потенциальных покупателей. По данным опроса онлайн-платформы по обмену одеждой Shafa.ua, эта сеть лидирует как по количеству размещенных на портале товаров, так и по числу сделок. На втором месте – River Island, магазины которого закрылись в нашей стране в 2014 году.

Рынок активизируется

Но, как бы там ни было, рынок одежного и обувного ритейла в 2016 году развивается динамичнее по сравнению с 2014-2015 годами, когда большинство магазинов столкнулись с падением продаж в среднем на 30% в год, резкой девальвацией и падением потребительских настроений, что не сулило ничего хорошего. Например, из Украины ушли такие одежные сети, как Esprit, OVS, River Island, s.Oliver, s.Oliver Kids и Peacocks, а также обуви Minelli и Centro.

«Мы не смогли конкурировать с Inditex, который не повысил цены в гривнах в соответствии с уровнем девальвации. В результате, нам пришлось закрыть магазин Peacocks и отказаться от планов по развитию этой сети», – вспоминает совладелец компании Zeebra (сеть товаров для дома Butlers, косметики Glossip) Дмитрий Ермоленко.

Международные операторы хоть и не отказывались от своего бизнеса, но заморозили свое развитие. Бойко говорит, что если в 2013 году о своем развитие задумывалось около 1 000 сетей, то в 2015 году – около 100.

Но в этом году ситуация стала меняться. «Сейчас новые магазины готовы открывать около 400 ритейлеров», – подчеркивает Бойко. До докризисного периода еще далеко, но активизация на лицо.

Что заставило ритейлоров задуматься о развитии? Генеральный директор группы компаний «Ультра» (сети одежды Baldinini, Levi’s, Pierre Cardin, Lagerfeld и Guess) Андрей Макаров говорит, что ситуация на рынке стала стабилизироваться.

«За десять месяцев продажи выросли примерно на 30% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года», – подчеркивает он. За два кризисных года ритейлеры успели пересмотреть ассортимент и сделать ставку на наиболее ходовые классические модели, а стоимость одежды и обуви на протяжении последнего года практически не менялась.

Об улучшении потребительских настроений в стране говорят и в компании GfK Ukraine. По ее данным, в октябре они составили 51,6, что на 1,5 пункта выше, по сравнению с сентябрем.

«В октябре этого года мы наблюдали разнонаправленные тенденции: индекс ожидаемых изменений личного дохода снизился, а индекс целесообразности делать крупные закупки вырос. Эти тенденции присущи разным группам. Уменьшение индекса ожидаемых изменений личного дохода произошло за счет жителей небольших городов (до 500 тыс. жителей) и групп старшего возраста (45 лет и старше). В то же время индекс целесообразности делать крупные закупки вырос среди жителей крупных населенных пунктов (свыше 500 тыс. жителей), в группе в возрасте до 45 лет и группе с доходом среднего и выше среднего уровня», — говорится в заявлении GfK Ukraine.

К слову, рост продаж позволяет сетям отказаться от масштабных распродаж, которые наблюдались в предыдущие годы. Например, в «черную пятницу» украинские сети, в отличие от американских коллег, снизили цены на несколько дней всего лишь на 30%.  Для сравнения, в 2014 году размер дисконта достигал 70%.

Привлекает бизнесменов и ненасыщенность украинского рынка ритейла. Согласно исследованию JLL, из 250 ключевых мировых ритейлеров в Украине присутствует не более 150.

«Конкуренция между брендами сравнительно невысокая, что позволяет ритейлерам с новыми узнаваемыми именами быть успешными», – говорит Весна.

Компании, которые работают в Украине уже давно, имеют развитую сеть магазинов, и открытие новых торговых точек грозит «каннибализацией» (открытие одинаковых магазинов рядом друг с другом. – Ред.), называет еще одну причину для вывода новых брендов Весна. «В результате компании расширяют портфели брендов: например, MTI добавила бренд Armani Exchange, «Дельта Спорт» – Converse. МНС Инвест, помимо магазинов Intimissimi  и Calzedonia, стала открывать магазины Tezenis», – подчеркивает она.

Сети не остановятся

До конца этого года в Украине появится еще три-пять новых марок, прогнозирует руководитель отдела торговых площадей компании JLL в Украине. В декабре Arber Fashion Group намерен открыть первый универмаг F’91 площадью около 600 кв. м. В магазинах представят коллекции для женщин и мужчин собственного производства, а так же товары других украинских дизайнеров и производителей. В течение следующих трех лет Arber Fashion Group планирует расширить сеть до 30 магазинов, а так же увеличить формат до 1500 кв. м.

«Мы ведем переговоры с новыми брендами об открытии магазинов в Киеве и, например, предлагаем участок компании IKEA. Но договор пока не подписан», – сообщил девелопер Вагиф Алиев (строит Lavina Mall, BlockBuster Mall, Ocean Mall и пр.).

Макаров добавляет, что в следующем году планирует вывести в Украину еще одну сеть. Ее название пока не оглашается.

«Можем смело заявлять, что уже в следующем году в Украине впервые появятся долгожданные мировые бренды из Северной Европы, Великобритании, США, Турции и Франции», – заявил также Бойко.

koshik

Алевтина Зайцева

 

*

Top