Откуда у нефтетрейдеров деньги на скидки для клиентов
Фото: zp.comments.ua

И почему они не хотят снижать цены на бензин

Падение цен на нефть cподвигло премьер-министра Арсения Яценюка и министра энергетики Владимира Демчишина уговорить трейдеров снизить цены на бензин. Последний с этой целью лично встретился с участниками рынка. И это даже несмотря на то, что, по мнению министерства, бензин должен стоить 19,8 грн за литр, а на рынке его цена была на 43 копейки ниже — 19,37 грн.

«Более половины рынка торгует даже дешевле, чем хотело бы министерство. Выше цены лишь у премиальных сетей, у которых есть на то свои резоны — падение продаж из-за неравной конкуренции с бодяжниками, рост затрат на содержание всей этой премиальной «красоты» и т.д.», — говорит Сергей Куюн, директор «Консалтинговой группы А-95».

Однако нефтетрейдеры так и не дали возможности пиариться за свой счет ни Яценюку, ни Демчишину. Сказали, что последнее повышение акциза на бензин, которое закреплено в новом налоговом кодексе, полностью нивелировало возможность снижения бензиновых цен.

«В самом начале января нынешнего года были все шансы, что цены на топливо снизятся на  0,50 – 1 грн за литр из-за падения мировых цен. Но эта возможность нивелировалась  ростом налоговой нагрузки в среднем суммарно на 70 коп/л.», — комментирует Васыль Дмытрив, руководитель департамента маркетинга сети АЗК «ОККО».

Такого же мнения придерживается и  Игорь Чернявский, совладелец сети АЗК KLO. «Снижение нефтяных и бензиновых котировок на 10-13% было компенсировано повышением акциза. Поэтому  корреляция здесь будет равна нулю. Никаких изменений нет», — говорит он.

Аналитики  нефтерынка также уверены, что возможность для понижения цены хотя бы на 50 коп. за 1 литр уже упущена. Это могло случиться несколько дней назад, 13 января, а сегодня уже нет. «Сейчас, когда курс валют нельзя назвать стабильным, вероятность снижения цен близка к нулю», — считает Сергей Куюн.

Тенденция такова, что с начала этого года налоги стали определяющем фактором в ценообразовании бензина. По оценкам «Консалтинговой группы А-95», в структуре розничных цен на бензин на налоги приходится больше, чем на бензин: налоги — 46%, закупочная стоимость бензина на границе — 41%. То есть  в Украине теперь цену бензина формирует не стоимость нефти, а фискальная нагрузка на нефтетрейдеров.

Поэтому бензиновые цены у нас в стране не могут повторять тенденции мирового нефтерынка. Интересно, что в странах Европы налоговая составляющая в стоимости бензина еще больше. Она варьируется от 65% до 75%. Это своеобразный налог на богатство для тех, кто пользуется автомобилями, а не общественным транспортом.

Кроме того, говорить о снижении цен не уместно еще и потому, что из дешевой нефти пока еще не успели произвести нефтепродукты. «Нефти по $30 и ниже за баррель 3 дня. Ее еще не переработали, продукт еще не выпустили, он к нам еще не приехал. Если он сюда приедет и не будет скачков курса валют, то тогда возможно и более существенное снижение цен, чем 50 коп.», — считает Сергей Куюн.

Хотя некоторые факты говорят о том, что резерв для определенного снижения бензиновых цен на рынке все-таки вполне может быть. Хотя бы у отдельных операторов, которые предоставляют своим клиентам карты лояльности, позволяющие получить скидку 1-2 грн за литр бензина. Это обстоятельство вызывает резонный вопрос: откуда берется  резерв для такой большой скидки, если среднюю цену по рынку снизить нельзя?

Как разъясняют участники рынка, большая часть клиентов, около 70%, покупает топливо без дисконта. Карты лояльности достаются лишь 30% клиентов. При таком соотношении скидки для меньшинства оплачивает большинство, которое ими не пользуется. Некоторые же игроки делают скидку и за счет того, что держат часть выручки в тени. «Около 24% рынка бензина в 2015 г. было в тени. Каждый четвертый литр продавался без налогов», — рассказывает Куюн.

Очередная встреча между министром энергетики Демчишиным  и нефтетрейдерами планируется на конец следующей недели, в 20-х числах января. В министерстве обещают отслеживать ценовую политику трейдеров и привлекать антимонопольный комитет при анализе цен на бензин.

Однако на рынке считают, что Минэнерго и в этот раз не сможет набрать очков за счет нефтетрейдеров. Они вряд ли снизят цены, чтобы порадовать Минэнерго и премьера. Вместо этого есть мнение, что было бы лучше, чтобы Минэнерго ходатайствовало перед НБУ о послаблении ограничений на валютном рынке. «Пока нет стабильного валютного курса, нет смысла говорить о снижении цен на топливо. Но можно обсудить другие проблемы отрасли. Например, продажу валюты на сумму более $500 тыс. Это ограничение также негативно сказывается на цене топлива, как и нестабильный курс», — считает Куюн.

*

Top