Госрегулирование в винной отрасли увеличит долю фальсификата на рынке

Виноделы предлагают более жесткие меры по выходу из кризиса

За последние пять лет рынок вина в Украине сократился в четыре раза. Отмена лицензии на оптовую торговлю вином для мелких виноделов и даже щадящее повышение акцизов в 2017 году пока не спасают отрасль  от кризиса.

Крутое пике

Не секрет, что с потерей Крыма страна лишилась нескольких винодельческих компаний, а сами производители – виноградников. Конечно, некоторые компании переехали на материковую Украину и продолжают работать, однако наверстать потери производства в ближайшее время вряд ли удастся. Например, в 2013 году, по данным Государственной службы статистики, тихих вин было произведено 11743 тыс. дал, уже в 2015 — 6358 тыс. дал.

Сокращаются и площади под виноградниками. Владимир Кучеренко, генеральный директор корпорации «Укрвинпром», рассказал, что по предварительным итогам 2016 года под виноградниками в Украине занято 45 тыс. га, тогда как в 2014 году эта цифра составляла 48,7 га, а до аннексии Крыма, а именно в 2013 году, площадь виноградников составляла более 75 тыс. га (см. таблицу «Динамика производства вина и виноматериалов в Украине»).

VINOgrad

Сложная ситуация в виноделии вызвана еще и боязнью очередного повышения акциза, которое предусматривает законопроект №5132 «О внесении изменений в налоговый кодекс Украины».

«Винодельческая отрасль очень чувствительная  к повышению акциза. К сожалению, мы не раз становились свидетелями, когда резкое, экономически необоснованное повышение ставок приводило к падению производства вина», — отмечает глава ассоциации «Виноградари и виноделы Украины» Вячеслав Пономарев.

Так, по данным ассоциации, после повышения акциза в прошлом году (согласно закону 909-19, акциз на вина игристые и крепленые был увеличен на 100% — до 10,40 грн/л и 7,16 грн/л соответственно) за период с марта по сентябрь 2016 года объем производства крепленых вин сократился на 51% по сравнению с аналогичным периодом 2015 года. То есть с 2 222 тыс. до 1 483 тыс. дал. Производство игристых вин упало на 33% — с 629 тыс. до 311 тыс. дал (см. таблицу «Как менялись акцизы»).

vino_1

Единственная категория продукции, которая демонстрирует стабильные показатели — столовые вина. За девять месяцев этого года виноделы произвели на 7% продукции больше, чем за аналогичный период 2015 года. По мнению Пономарева, залогом такого результата стало исключительно сохранение ставки акцизного налога на уровне 0,01 грн /л.

В 2017 году резкого повышения акцизов, по словам экспертов, не будет. Глава ассоциации утверждает, что в Минфине услышали виноделов, и процент повышения акцизной ставки составит всего 12% (уровень индексации). Кроме того, согласно условиям о зоне свободной торговли с ЕС, украинские виноделы вынуждены конкурировать и с импортным товаром. Впрочем, по мнению Кучеренко, это на ситуацию на рынке ощутимо не влияет. «Импорт вина в этом году прогнозируется на уровне 3000 тыс. дал, что всего на 500 тыс. дал больше, чем 2015», — рассказал он.

А вот экспорт вина сокращается, и это очень плохо. По словами гендиректора корпорации «Укрвинпром», в этом году он может составить всего 5000 тыс. дал в сравнении с 6370 тыс. дал в 2015 году.

Долой лицензию!

Кроме щадящей акцизной ставки на 2017 год чиновники попытались также несколько упростить жизнь виноделам. Правда, не всем. Так, в конце сентября парламентарии поддержали закон №1534-19, касающийся торговли алкогольными напитками, изготовленными из собственных виноматериалов. Согласно документу, в Украине отменяется плата за лицензию на оптовую торговлю вином для виноделов, которые производят продукт из собственных виноматериалов. Согласно закону, платить за лицензию также не будут производители медовых  напитков. Напомним, ранее стоимость лицензии для этих производителей составляла 500 тыс. грн.

Соавтор законопроекта народный депутат Андрей Вадатурский, презентуя законопроект, подчеркнул, что для крупных виноделов 500 тыс. грн – это небольшая сумма, а для небольших – ощутимые затраты. Депутат считает, что равные для всех условия по приобретению лицензии делает конкуренцию на рынке неровной. По его словам, крупные виноделы за лицензию платят, грубо говоря, до 10 коп. с бутылки. В то же время крафтовые — до 70 грн.

В сопроводительной записке к закону сказано, что, например, по данным за 2013 год, у крупных производителей вина частица стоимости данной лицензии в бутылке себестоимости проданной продукции составляла от 0,3 грн (ТМ «Коблево») до 0,9 грн («ДМК Таврия»). А вот у предприятий с небольшими объемами производства – от 24,9 грн (ОАО «Зелений гай») до 58,3 грн (ООО «Велес», ТМ «Колонист»).

Вадатурский отмечает, что сейчас всего 56 субъектов хозяйствования осуществляют производство вина. И только четыре из них считаются маленькими, которые производят вино из собственного винограда. По словам депутата, закон позволит возродить местное виноделие и увеличить объемы производства небольших компаний.

«Больше виноградного в вине!» Я бы сделал этот посыл минимум на пять лет девизом всего отечественного виноделия», — заявил директор по развитию бизнеса ТД «Котнар» Андрей Сологуб, комментируя Hubs декларируемые государством цели.

Более того, винодел предлагает внедрить еще одно условие: ежегодное обязательное увеличение зарегистрированной площади собственного виноградника на 10%. «Для малого хозяйства вполне подъемная величина», — говорит он.

Не скрывает радости и винодел Иван Плачков (ООО «Велес», ТМ «Колонист»). На официальном сайте компании он отметил, что принятый закон сломал стереотипы мышления большинства государственных служащих и представителей депутатского корпуса. По его словам,  едва ли не впервые за 25 лет независимости Украины был подготовлен, согласован и принят документ, который сегодня уменьшает поступления в бюджет. Но даст ему хорошие поступления в будущем.

«Предполагается, что в ближайшем будущем страна обеспечит развитие одной из ведущих отраслей (виноградарства и виноделия) в аграрном секторе, что, разумеется, приведет не только к увеличению поступлений в бюджет в недалеком будущем, но и будет способствовать развитию культуры виноградарства и виноделия как обязательной цивилизационной составляющей жизни развитого государства», — сказано в сообщении.

Впрочем, еще раз подчеркнем, что сохранят 500 тыс. грн в своих бюджетах лишь те компании, которые имеют мощности для переработки винограда. Остальные, скорее всего, продолжат платить за лицензию.

И тут возникает парадоксальная ситуация, ведь часто производство вина  в Украине юридически и структурно разделено. То есть компании выращивающие виноград, производящие виноматериалы и  изготавливающие вино, работают как отдельные юридические лица. Такое распределение позволяет виноградным хозяйствам воспользоваться упрощенной системой налогообложения в аграрном секторе.

Если же производитель для того, чтобы воспользоваться правом не платить за лицензию, будет вынужден объединить эти два технологических процесса в один, то ему придется работать по общей системе налогообложения как производителю алкоголя. И в этом случае не имеет значения, предприятие ли это микровиноделия или компания-гигант. Учитывая это, скорее всего, переход на общую систему налогообложения принесет виноделам большие денежные потери, нежели плата за лицензию.

Фальшивое вино

В свою очередь Пономарев считает, что отмена лицензии несет в себе еще и серьезный риск. «Фактически закон дает зеленый свет наполнению рынка фальсифицированным алкоголем, так называемыми «медовыми напитками», производители которых также освобождаются от уплаты 500 тыс. грн», — объясняет свою точку зрения глава ассоциации «Виноградари и виноделы Украины».

Почему зашла речь о фальсификате? А все просто. По словам Пономарева, в Украине отсутствует какое-либо четкое регулирование производства медового напитка. Нет ни одного соответствующего закона. В отличие от винодельческой продукции, производство которой регламентируется профильным Законом «О винограде и виноградном вине» (№2662-15).

«Далее аналогичная ситуация с возможностью тестирования продукта на натуральность. В основе меда лежит в среднем 82% сахаров различного происхождения, 17% воды и 1% разного рода белков, витаминов, микроэлементов. Отсутствие методов проведения анализа дает возможность любому производителю алкоголя создавать условно медовые напитки из сахара, воды и пищевых добавок, и при этом еще и не оплачивать оптовую лицензию», — пояснил Пономарев.

По его словам, по сути новый закон открывает «ящик Пандоры». И прогнозы неутешительны: развитие гаражного производства «медовых напитков» и наполнение рынка фальсифицированным алкоголем.

Не спасет ситуацию, по мнению экспертов, и введение минимальных розничных цен на алкогольные напитки, которое на прошлой неделе на своем заседании утвердил Кабинет министров. В частности, согласно решению чиновников, цены в рознице на вино (бутылка 0,7 л) повышаются до 33 грн за бутылку, крепленое вино подорожает до 42 грн за бутылку.

Министр экономического развития торговли Степан Кубив заявил, что  необходимость корректировки розничных цен обусловлена тем, что стоимость вина, которая была установлена еще в сентябре прошлого года, не соответствует реальным расходам производителей.

Но в то же время он добавил, что вопрос стоимости не является сегодня основным. Главные проблемы, по мнению министра, – это количество и качество сырья, а также доступ к полочному пространству. «Если устанавливать минимальные розничные цены без мер по увеличению площади виноградников и мер по полочному пространству, это приведет только к дополнительному обогащению винных фальсификаторов и рейдеров от ритейла», — подтверждает Сологуб.

Среди конкретных мер по регулированию рынка специалист предлагает: ежеквартальное установление минимальных розничных цен по простой методике – цена вина на полке не менее $2 по курсу НБУ за бутылку в последний день прошлого квартала. Из этих денег 5 грн производитель обязан инвестировать в ежегодное увеличение площади виноградников не менее чем на 5%. Кроме того, по его словам, необходимо увеличить долю отечественного вина до 50% на полках в рознице, обязать виноделов оплачивать акциз за спирт для крепления в течении 30 дней после отгрузки вина покупателю и прочее.

*

Top