утепление_домов_энергоэффективность

Под угрозой - не только бюджетные деньги, но и средства иностранных доноров и банков

Правительство Владимира Гройсмана торопится уже до конца текущего 2016 года создать государственный Фонд энергоэффективности. Об этом премьер сообщил на «Украинском форуме энергоэффективности’16», который прошел в Киеве 23 июня.

Глава Кабмина хочет, чтобы уже до 1 января 2017 года Фонд аккумулировал на своих счетах ни много ни мало — 20 млрд грн бюджетных, донорских, частных и других  средств. А впоследствии эта сумма должна многократно увеличиться — до 3,8% украинского ВВП. Согласно данным Минфина, это более 98 млрд грн.

Hubs разбирался, как и откуда в Фонд будут поступать деньги, а также — на что их будут тратить.

Чем будет заниматься Фонд и на что тратить деньги?

По задумке правительства, собранные Фондом энергоэффективности деньги будут направляться на модернизацию ЖКХ. Вице-премьер-министр – министр регионального развития, строительства и ЖКХ Геннадий Зубко рассказал, чем именно будет заниматься новая структура. Как выяснилось, главной его функцией, по мнению правительства, должно быть предложение рядовым украинцам разных и максимально доступных вариантов решений по термомодернизации жилья.

«С помощью онлайн-платформы клиент будет выбирать тип проекта (тепломодернизации дома — ред.), энергоаудитора, строительную компанию и банк, если нужен кредит. Мероприятия по энергоэффективности при участии Фонда станут экономически привлекательными для рядовых домохозяйств, которые получат дополнительную капитализацию дома, повышение его рыночной стоимости и экономию в 50% на счетах за тепло», — пообещал Геннадий Зубко.

Контролировать же деятельность Фонда, по словам того же Зубко, будут представители иностранных доноров Украины. Так, в наблюдательный совет новой структуры войдут представители правительства Германии, ЕС и некоторых европейских учреждений. Все они, вместе с украинскими представителями, определят формат, в котором Фонд будет финансировать энергоэффективные проекты в украинском ЖКХ.

Технический же офис Фонда будет состоять из 30-40 специалистов и займется определением параметров реноваций, приборов учета, утепления крыши и стен, модернизации инженерных сетей, замены окон, а также разрабатывать типовые проекты по энергоэффективности.

Энергоэффективность

Неопределенный статус

Правда, из тех объяснений, которые звучали до сих пор, совершенно непонятно, какой статус будет у новосозданного Фонда энергоэффективности. Чем он станет: еще одним государственным органом, подразделением внутри Минрегиона или Госэнергоэффективности, либо вообще простым координирующим центром без особого статуса? Ответ на этот вопрос можно будет узнать лишь после того, как в Украине появится Закон «О Фонде энергоэффективности». Но случится это не скоро, поскольку соответствующий законопроект находится на самом начальном этапе разработки.

Некоторую ясность внес руководитель киевского офиса Ассоциации «Энергоэффективные города Украины», эксперт «Реанимационного пакета реформ» Святослав Павлюк, непосредственно принимавший участие в обсуждениях концепции Фонда. Он рассказал Hubs, что Фонд станет отдельным юридическим лицом (хозяйствующим субъектом). «Без создания юридического лица невозможно будет обеспечить бюджетное планирование: работа через казначейство чревата большими задержками и микроменеджментом. Отдельный субъект будет иметь возможность переносить остатки средств в конце года на следующий период и не обнулять бюджет», — пояснил он.

На кону — большие деньги

Но вот, по мнению Владимира Гройсмана, все предельно просто. Сейчас действует Государственная целевая программа энергоэффективности на 2010-2016 гг., реализуемая Госэнергоэффективности совместно с государственными банками (те самые «теплые» кредиты). По словам премьера, спрос на энергоэффективные решения у населения крайне высокий, и это правда. Так, с 2014 г. в рамках реализации программы «теплое» кредитование из госбюджета и местных бюджетов получили 300 тыс. граждан на сумму около 3 млрд грн.

Но госпрограмма не позволяет привлекать небюджетные средства, именно эту проблему, по мнению Гройсмана, и решит Фонд энергоэффективности.

Всего источников наполнения Фонда будет четыре.

Во-первых, средства уже упомянутой Государственной программы – на 2016 г. в госбюджете на эти цели заложено более 700 млн грн и сейчас стоит вопрос об увеличении этой суммы до 800 млн грн.

Во-вторых, пайщиками фонда, как пообещал Владимир Гройсман, станут правительство Германии, ЕБРР, другие международные организации. Например, еще в начале этого года было ратифицировано финансовое соглашение с ЕИБ по привлечение кредита на модернизацию муниципальной инфраструктуры в размере EUR400 млн, ЕБРР в рамках программы FINTECC открыл кредитную линию в EUR50 млн, правительство Германии выразило согласие выделить на наполнение фонда EUR25 млн.

В-третьих, Фонд может наполняться средствами, привлеченными из частного сектора, например, кредитов коммерческих банков.

Чтобы Фонд энергоэффективности начал работать в 2017 г., необходимо:
  1. Разработать и принять Закон «О фонде энергоэффективности».
  2. Разработать и принять Закон «О коммерческом учете».
  3. Принять Закон «О жилищно-коммунальных услугах» (прошел первое чтение в Верховной Раде Украины).
  4. Принять Закон «Об энергоэффективности зданий».
  5. Заключить соглашения для получения международной помощи и кредитования .
  6. Разработать и утвердить порядок монетизации или частичной монетизации субсидий на оплату услуг ЖКХ.

И, наконец, самое главное. Уже до осени 2016 г. Кабинет министров должен разработать и утвердить порядок монетизации субсидий на оплату коммунальных услуг. И, как сказал Владимир Гройсман на «Украинском форуме энергоэффективности’16», часть субсидий, которая «не будет использована», должна направляться через Фонд на меры по энергосбережению.

Однако в этом заявлении очень много неясного. Нынешние субсидии начисляются по факту потребления и «неиспользованной части» в них быть не может. Возможно, вопрос прояснится после их монетизации, но, скорее всего, предполагают эксперты, речь пойдет о простом перекачивании средств из госбюджета в Фонд.

Между тем, это весьма значительные деньги! По заявлению министра финансов Украины Александра Данилюка, в отопительном сезоне 2016/2017 гг. министерство ожидает увеличения количества субсидиантов с 5,5 млн до 7 млн человек. А объем субсидирования может возрасти с 60 млрд грн до 70-80 млрд грн, или 3,8% ВВП.

Здесь нужно вспомнить о непрозрачной системе расчета размеров субсидирования. Например, еще в апреле этого года в Министерстве финансов заявляли, что население реально потребило 18 млрд куб. м природного газа, а субсидии рассчитаны, исходя из потребления 27 млрд куб. м.

Также интересно, что согласно прогнозным макропоказателям госбюджета, недавно составленным тем же Минифном, 3,8% ВВП — это не 80 млрд грн, как сказал Александр Данилюк, а более 98 млрд грн. Так что, если продолжать в том же духе, то проблем с наполнением Фонда «неиспользованными субсидиями» не будет.

Таким образом, уже на первом этапе в Фонде будут консолидированы значительные средства, вопрос лишь в том, куда они будут использованы. Как отметил Святослав Павлюк, «существующая концепция, на мой взгляд, несет в себе много рисков и есть опасения, что работать она не будет. Идея Фонда, в целом правильная, но многие важные детали содержат ошибки».

 ОСМД: есть возможность

Впрочем, есть одна категория потребителей энергоэффективных решений, для которой появление Фонда может стать однозначно положительным событием. «Основная цель Фонда – помочь ОСМД (объединениям совладельцев многоквартирных домов — ред.)», — поясняет Святослав Павлюк. И это совершенно оправдано, поскольку практически все случаи, когда люди в индивидуальном порядке меняют окна, индивидуальные котлы и т.п., успешно финансируются в рамках упомянутой выше государственной целевой программы. Вместе с тем, сам за себя говорит тот факт, что из более чем 127 тыс. «теплых» кредитов на сумму почти 2,1 млрд грн ОСМД выдано всего 258 кредитов на 23 млн грн.

Энергоэффективность

Иными словами, когда речь идет о системной термомодернизации или термосанации жилфонда, что включает в себя не только утепление фасадов, но и замену внутридомовых и придомовых коммуникаций, установку индивидуальных тепловых пунктов (ИТП) и т.д., существующий механизм не работает.

Во-первых, по Госпрограмме просто не могут выделяться суммы в требуемых размерах (скажем, по программе термомодернизации для ОСМД государство компенсирует стоимость работ и материалов из расчета до 14 тыс. грн на одну квартиру).

Во-вторых, комплексные работы по модернизации жилфонда требуют составления проекта, что зачастую становится для ОСМД серьезным препятствием. Утверждение любого проекта — само по себе дело долгое и хлопотное, требующее получения согласований в органах архитектурного контроля и других ведомствах. Фонд же, как предполагается, будет предлагать уже готовые, практически утвержденные решения.

Однако здесь мы натыкаемся на огромную проблему противостояния частных управляющих компаний (или как их называют в народе, «частных ЖЭКов») и новосозданных ОСМД. Управляющие компании нередко противятся созданию объединений совладельцев в домах, которые обслуживают. В ход идет все: иски в суд о незаконности создания ОСМД, привлечение правоохранительных органов, отказ отдавать печати и документацию, прямая агитация против ОСМД и дискредитация совладельцев, которые инициировали создание ОСМД.

Дело в том, что частники сами хотели бы освоить деньги на энергомодернизацию, которые предназначены для ОСМД, в том числе и из будущего Фонда энергоэффективности. Поэтому для частных ЖЭКов созданиме в домах ОСМД крайне не выгодно. Ведь даже если созданное объединение совладельцев дальше и наймет управляющую компанию для обслуживания дома, то сможет контролировать все предоставляемые ею услуги. И если они будут не качественными, то правление объединения просто может не перечислить оплату и не подписать акт выполненных работ. Если же в доме нет ОСМД, такой возможности нет. Жильцы будут вынуждены платить, сколько скажет управляющая компания, и никак не смогут проверить, на что она потратила деньги, предназначенные для той же энергомодернизации дома.

Поэтому, если в стране уже сейчас ОСМД не будут создаваться массово, то вполне возможно, что деньги осядут в недрах управляющих компаний, где просто исчезнут. По мнению Святослава Павлюка, проблему в существующем законодательном поле можно решить только одним способом — предложить ОСМД более низкий процент по кредитам и стимулировать их самостоятельно отстаивать свои права.

Пока остается открытым еще один очень важный вопрос: будут ли средства Фонда использоваться для ремонта и модернизации теплосетей? С одной стороны, из-за изношенности теплотрасс потери тепловой энергии при транспортировке, в среднем, по данным Минрегина, составляют минимум 30%. Поэтому без решения этой проблемы любые меры по модернизации жилфонда будут неэффективными. Но, с другой стороны, эксперты настаивают, что деньги должны расходоваться исключительно для финансирования энергоэффективных мероприятий, проводимых гражданами и объединениями граждан. Средства на ремонт и модернизацию инфраструктуры включены в структуру тарифов и это – забота энергокомпаний. Или, в крайнем случае, к делу могут подключаться муниципальные власти и проводить модернизацию за счет привлечения кредитов и донорской помощи.

Впрочем, как заметил Игорь Черкашин, в любом случае «фонд — это не банк. Если из него сделают «банк», то это будет концом начинания и предметом для разбирательств с донорами. Фонд должен создать условия для появления длинных и дешевых целевых кредитных линий в коммерческих банках разной формы собственности. Тогда средства Фонда будут многократно приумножены за счет кредитных линий банков. Фонд, подкрепленный возможностями государства, может реализовать такую задачу. Иначе — это путь в никуда, в конце которого будут лишь очередные коррупционные скандалы».

*

Top