Популизм и вера Порошенко

Ключевой документ ближайшей пятилетки – Стратегия «Украина-2020». Почему мы относимся к ней скептически?

Олексій Коваленко, Український католицький університет, маріуполець

Олексій Коваленко, Український католицький університет

На презентации своей Cтратегии «Украина-2020» во Львове 3 октября президент повторял тезисы, записанные у него на странице в Twitter.  Как и в прошлый раз — без механизмов реализации амбициозных задач, конкретики и обоснования цифр.

Стратегия обещает ВВП к 2020 году в $16 000. И это в ситуации, когда экономика части страны разрушена.

strategy

Теоретически такой скачок за короткий срок возможен. Его совершила Грузия, увеличив свой ВВП за последние восемь лет ровно в два раза. У Грузии были схожие проблемы и все тот же «дружественный» сосед. Но для того, чтобы достичь успеха,  стране пришлось кардинально перестроить экономику, провести люстрацию, искоренить коррупцию на низшем и среднем уровнях и внедрить десятки болезненных, но эффективных реформ.  В нашей стране отсутствие реформ нынешние чиновники предпочитают спихивать на войну — «некогда ими заниматься, когда враг стоит у ворот».

Порошенко говорит, что на Донбассе уцелела лишь половина инфраструктуры. Что делать с регионом? Заграница нам поможет! Как раз те $40 млрд из Стратегии, которые указаны как «иностранные инвестиции».

Вот только никто и никогда не выделял инвестиции для регионов, где проводят делимитацию линии огня (читать – буферной зоны) и стран в состоянии войны.

Возвращаясь к Грузии. Михаил Саакашвили не раз заявлял о быстром вступлении его страны в НАТО. Для Украины эта тема не менее острая.  Порошенко вроде тоже не против, но о членстве в НАТО  в Стратегии не сказано ничего. Вместо этого документ предлагает увеличение армии и военных расходов до 5% от ВВП. В США этот показатель составляет 4,4%, Великобритании – 2,5%, Франции – 2,3%, Германии – 1,4%. Все эти страны объединяет одно: они – члены НАТО. Грузия увеличивала оборонный бюджет до 9%, но это была не стратегия, а временная необходимость в условиях российской агрессии. Затем цифра уменьшилась до 2%. Если 5% для Украины – это стратегия,  то членство в НАТО ее, видимо, не интересует.

Ей не нужен «зонтик», она сама себя будет защищать.

Порошенко обещает: «Люстрации – быть!» А еще перед аудиторией в несколько сотен человек заявил, что  увольняет Литвина. Общественность ждала этого уже несколько месяцев. Оставалось два вопроса: когда и за что. И ответы на них должны были выглядеть так: «немедленно» и «за измену». А выглядели так: «пока неизвестно» и «в связи с организационными изменениями в структуре пограничной службы».

Третьего октября на сайте Президента  появился указ о назначении Михаила Вдовцова  главой Ямпольской райгосадминистрации и практически сразу – о его увольнении с этой должности. Указа об отставке Литвина  не было. Не появлялся он и четвертого, и пятого октября. Вечером шестого обновление сайта Президента Украины все же показало желаемое – указ «Об увольнении Николая Литвина…». Впрочем, «организационные изменения» нисколько не оскорбят братьев Литвиных. Это ведь не коррупция и не предательство…

Прошло уже больше  шести месяцев, как в Украине поменялась власть. Общественность ожидала  громких судебных процессов над коррупционерами режима Януковича, общественность хотела справедливого  наказания для тех, кто отдавал и выполнял приказы расстреливать  участников Майдана. Но никто из чиновников, бизнесменов, командиров «Беркута» так и не понес наказания.  Члены  бывшего Кабмина и младоолигархи обустраивают свой быт в России или Израиле. А против некоторых бывших чиновников, которых еще  весной с помпой арестовывали, втихую закрывают уголовные дела. Чтобы защитить себя от неприятностей в дальнейшем, они еще и баллотируются в народные депутаты – по округам, которые недавно немалой кровью освобождала украинская армия.

Президент говорит, что к 2020 году мы не просто восстановим Донбасс, – мы построим новый и лучший. Но тут же вспоминает о потерянных рынках Крыма, Донецка и Луганска. «Временно потерянных». Конечно, можно снова вспомнить инвестиции и их чудодейственную помощь. Но тогда следует не забывать и о миссии по делимитации границ буферной зоны. Сколько недель, месяцев или лет просуществует эта буферная зона? Официальная позиция: до особого распоряжения.

strategy2

Стратегия предполагает энергетическую независимость. Мы хотим закупать у России не больше, чем 30% любых энергоресурсов. Не хотим, и при этом упрямо заключаем контракты на их поставку из России, создавшей для Украины большую часть проблем с топливом. Даже когда у нас есть альтернатива.

Индекс конкурентоспособности Украины, если верить Стратегии Порошенко, поднимется минимум на 44 позиции. А значит, мы станем похожими на Польшу, Литву и Латвию. Но эти страны стремились к такому рейтингу более 20 лет и продолжают развиваться. Украина хочет достичь большего лишь за шесть лет.

Порошенко в презентации сравнил путь Украины с путем Моисея и сделал вывод: Украина справилась почти в два раза быстрее. Вот только Моисей так и не вошел в  Землю Обетованную. Часть украинского народа к 2020 году при идеальной ситуации может попасть в экономический, социальный оазис, а часть – оказаться в засушливой пустыне. Еще часть – умереть, защищая границы оазиса.

А еще 90% украинцев будут гордиться своей страной… Через шесть лет.

*

Top