Кабмин рисует рост доходов, чтобы не сокращать расходы

Зачем правительство завышает доходную часть бюджета

Юлия Шибалкина, экономист CASE Украина

Юлия Шибалкина, экономист CASE Украина

Сегодня, 11 марта, совет директоров МВФ примет решение о выделении Украине $17,5 млрд. Одно из требований Фонда — разумный размер дефицита госбюджета. Экономист CASE Украина Юлия Шибалкина объясняет, какими цифрами манипулирует правительство, чтобы получить деньги МВФ.

Бюджет на 2014 год недовыполнен по доходам. Несмотря на это, 28 декабря парламент утвердил бюджет-2015, предусматривающий резкий рост доходов. В январе доходы бюджета оказались довольно скромными. Но 2 марта бюджетный закон изменили, еще увеличив доходную часть. Почему?

Не считая поступлений от НБУ, доходы сводного бюджета (государственного и местных) за январь 2015 года увеличились по сравнению с январем 2014 года на 0,7%, а доходы госбюджета – на 5,1% (в рамках договоренностей с МВФ НБУ не мог перечислять деньги в бюджет, поскольку не окончен аудит).

Данных о перечислениях НБУ в бюджет в январе 2007-2011 годов у автора нет. В январе 2015 года НБУ не перечислил в бюджет ничего.

Резкого роста доходов нет и в помине (как и по результатам 2014 года: 4,5% для сводного бюджета и 7,2% для государственного). Это вполне ожидаемо, ведь ничего из нижеприведенного его обеспечить не может:

  • Повышение налогов не имеет ожидаемого эффекта. Слишком истощены сегодня украинские налогоплательщики. Более того, есть и обратный эффект – уход в тень и рост налоговой задолженности.
  • Девальвация и инфляция тоже не помогают правительству с наполнением бюджета. Их уровень слишком высок, чтобы эффект для бюджета был от них позитивным. Украинцам просто не за что покупать подорожавшие товары и услуги.
  • От детенизации, конечно, польза была бы. Проблема в том, что детенизации в Украине нет. Реальные стимулы работать «по белому» не появились, а наказания за работу «в тени» не стали жестче.

Вряд ли правительство этого не понимает. Зачем же завышать доходную часть бюджета? Учитывая изменения от 2 марта, правительство на 2015 год запланировало увеличение доходов сводного бюджета на 29,4%, а государственного бюджета – на 37,0%.

Завышение доходов – одна из уловок, помогающих правительству официально не сокращать расходы и, одновременно, удерживать умеренный дефицит бюджета. Если указывать реалистичную цифру доходов, то пришлось бы или официально сокращать расходы, или увеличивать дефицит. Против первого выступают избиратели, против второго – МВФ.

Таких уловок у правительства несколько. Например, часть операций проводится вне бюджета, включая поддержку НАК «Нафтогаз Украины», Фонда гарантирования вкладов и банков. Еще некоторые расходы правительство представляет в виде государственных гарантий (в реальности, эти кредиты потом возвращает государство, а не заемщики).

Что в этом плохого? В дополнение к запланированному дефициту в 2015 году Украине грозит еще и огромный недобор доходов со всеми вытекающими из него негативными последствиями.

Решить проблему недобора доходов за счет увеличения дефицита или/и поступлений от НБУ правительство не сможет. Оба эти параметра и так уже достаточно высоки, и МВФ не допустит их дальнейшего повышения.

Именно поэтому, вероятнее всего, в 2015 году опять-таки будем иметь заметное недофинансирование расходов и рост задолженности. От такого «сокращения расходов» толку мало: под нож не всегда попадают те расходы, которые следует, и, к тому же, эффект длится недолго.

Выход один – осознанно, целенаправленно, грамотно сокращать государственные расходы.

*

Top